Коммуникативные барьеры

В процессе делового общения, к сожалению, часто возникают так называемые коммуникативные барьеры, то есть психологические препятствия на пути передачи и принятия информации между партнерами по общению. Коммуникативные барьеры подразделяются:

· на барьеры понимания;

· на барьеры социально-культурного различия;

· на барьеры отношения.

Первый тип барьеров связан обычно с фонетическим, семантическим или логическим непониманием – т.е. смысловым. Он может возникать из-за погрешностей в процессе передачи информации. Феномен фонетического непонимания появляется в результате использования коммуникатором невыразительной быстрой речи, речи скороговорки или речи с большим количеством звуков паразитов.

Существуют также семантические барьеры понимания, связанные с тем, что участники общения используют различные значения слов. И когда, летчик слышит в театре слова: «Подать экипаж!», то это может вызвать у него легкое недоумение, так как в пьесе речь идет о карете, а он представляет себе людей, умеющих управлять машиной.

Не меньшую роль в нарушении нормальной межличностной коммуникации может сыграть стилистический барьер. Он обычно возникает при несоответствии стиля говорящего и ситуации общения или стиля речи и состояния того, кто в данный момент слушает. История про глупца, который все время невпопад использовал фразы и был избит. Это произошло потому, что он перепутал те слова, которые используют, чтобы что-то пожелать на свадьбе, с тем, как соболезнуют при смерти близкого человека.

Наконец, существует логический барьер непонимания. Он возникает в тех случаях, когда логика рассуждения говорящего либо слишком сложна для понимания слушающего, либо кажется ему неверной, либо противоречит присущей ему манере доказательства. Так, например, если спросить малыша, почему кораблик, который он пускает в тазу, плавает, он ответит: «Потому что он красный» или «Потому что он мой». В данном случае говорят о детской логике. Можно говорить о существовании «женской» и «мужской» психологической логике и т.д.

Социально-культурные барьеры в деловом общении могут порождаться национальными особенностями понимания обсуждаемых вопросов, различиями в возрасте, поле или профессиональной направленности. Например, социальные различия – «Сытый голодного не разумеет». Политическое непонимание Государственной Думы, считающей, что можно прожить на минимум. Религиозные войны в Ирландии, Турции, Афганистане, Ираке и пр. говорят о том, что люди, исповедующие разные религии, также испытывают трудности в общении друг с другом.

Иногда препятствием может стать самовосприятие партнера по общению как лица определенной профессии, определенной национальности, пола и возраста. Представьте, если одну и ту же информацию вы услышите от вашего друга, от вашего отца или от декана. В каком случае вы быстрее сделаете то, что вам предложено? Психологи показали, что барьер общения тем меньше, чем выше авторитетность говорящего, тем меньше преград на пути усвоения предлагаемой информации. В зависимости от информации авторитет может меняться.

Барьеры отношений – это чисто психологический феномен. Такие барьеры возникают при проявлении чувства неприязни, недоверия между собеседниками, что сказывается на уровне принятия обсуждаемой информации. В этом плане существенное значение приобретает оценочный стереотип. Стереотип принято считать элементом установки, связанным главным образом с обыденным сознанием личности. В нем предшествующий опыт личности аккумулируется в своеобразный алгоритм ее отношения к различным воздействиям. Стереотип представляет собой неоспоримую для данного человека норму поведения или суждения. Именно стереотипы в наибольшей степени сказываются на проявлении психологических барьеров в деловом общении. В своих взаимоотношениях собеседники часто исходят из того, что мысли и намерения каждого из них воспринимаются полно и правильно. При этом не учитывается тот факт, что не все люди приучены с детства видеть и оценивать эмоциональное состояние человека, считаться с ним, стараться понять его. Поэтому вполне возможно, что психологические барьеры могут возникать даже между близкими людьми, не имеющими объективно противоположных интересов. Они доставляют неприятности друг другу не потому, что собеседники хотят этого, а потому, что срабатывают сложившиеся стереотипы, которые человек может и не осознавать. Именно стереотипы оказывают влияние на соответствующие ролевые ожидания в форме установок. И если в общении эти ролевые ожидания не оправдываются, возникает напряженность между собеседниками, а иногда и неприятие друг друга.

Если исходить из того, что любая поступающая к человеку информация несет в себе элементы воздействия на его поведение, мнения и желания с целью их изменения, то в этом смысле коммуникативные барьеры – это форма психологической защиты. То есть, коммуникативные барьеры как бы защищают нас от постороннего психического воздействия, возникающего в процессе обмена информацией между участниками общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: