Социальная перцепция

В процессе взаимодействия люди выдают огромное количество информации в виде вербальных и невербальных сигналов, раскрывающих цели в данной ситуации и их реакции на вовлеченных в ситуацию других людей. Следовательно, важно точно анализировать сигналы и понимать их. Только в том случае, если человек адекватно воспринимает эту информацию от других людей, он может внести поправки в свое поведение, которые необходимы для получения желаемого результата. С другой стороны, человек должен быть в состоянии не только точно воспринимать реакции других, но и проявлять точность в оценке своего собственного поведения.

Необходимо отметить, что ситуации общения более успешен тот, кто проявляет активность в преобразовании ситуации, себя и отличается большей адекватностью в реагировании. Исходя из этого, объективно необходимым и важным является рассмотреть факторы, которые мешают целостному формированию образа партнера по общению.

Точность восприятия и понимания данным человеком социального поведения других людей определяется термином социальная перцепция.

Как мы воспринимаем других людей? Что лежит в основе наших суждений, интерпретаций и выводов относительно окружающих? Как правило, мы считаем, что воспринимаем реальные образы. На самом же деле, мы воспринимаем других, какими они нам представляются, что характеризует, скорее, нас самих, чем тех, кого мы воспринимаем. В окружающем социальном мире мы часто видим то, что хотим. Происходит это потому, что мы обращаем внимание на одни факты и не замечаем другие, либо потому, что, воспринимая конкретного человека, мы видим в нем другого – похожего, опыт взаимодействия с которым у нас уже имелся прежде. Наши собственные установки, ожидания, интерпретации и стереотипы заставляют нас делать определенные выводы, отдавая им предпочтения и отбрасывая другие.

Таким образом, то, что мы воспринимаем в окружающем социальном мире, является не столько реально существующими процессами и объектами, сколько продуктами наших собственных чувств, склонностей, пристрастий и мыслей. Наше восприятие не пассивно отражает окружающую среду, а является результатом активного поиска, отбора и интерпретации различных фактов. Это означает, что мы сами создаем, формируем свою собственную субъективную реальность, с которой потом имеем дело. В результате получается так, что, взаимодействуя с человеком, мы, тем не менее, видим не его, а тот фантастический образ, мало или вообще не похожий на реальный, который создали сами. В свое время эту мысль удачно сформулировал Г.Лебон: «Мы никогда не можем видеть вещи такими, каковы они в действительности, потому что воспринимаем лишь состояние нашего сознания, создаваемые нашими же чувствами»

Вместе с тем, других способов восприятия социального мира у нас попросту нет. Только так мы может получать и интерпретировать, осмысливать и организовывать массу многочисленных, неупорядоченных, разноречивых социальных фактов, обрушивающихся на нас со всех сторон.

Пусковым механизмом социальной перцепции является внешний облик партнера по общению. Именно внешний облик формирует установку, которая окрашивает последующее восприятие и в той или иной мере переносится на оценку информации. Первичная установка формируется мгновенно в форме обликов одного или нескольких партнеров по общению. Этот образ складывается из незначительных элементов: предварительной информации, оценки покроя одежды, манеры, голоса и даже одного жеста. В хорошей русской пословице говориться, что встречают по одежке, а провожают по уму. Но мудрость она потому и мудрость, что ею редко кто пользуются. А в повседневной жизни люди гораздо чаще руководствуются другим принципом, согласно которому первое впечатление - самое верное. И хотя никто не возьмется судить о содержании книги по ее обложке, очевидно, что в отношении людей мы именно так и поступаем, т.е. судим о них, основываясь на впечатлениях, полученных то их внешнего вида. Сложившийся образ, превращаясь в установку, во многом определяет отношение к людям и наше поведение. С одной стороны, это хорошо: стереотипное восприятие, автоматически регулируя наше поведение, позволяет экономить нашу психическую энергию. Но с другой стороны, стереотипное восприятие становится предубеждением, и мы видим не то, что на самом деле. Нетрудно представить, насколько это опасно, так как предубеждения, в основе которых лежат стереотипные восприятие и внушаемость, затрудняют объективную оценку ситуации. И хотя степень внушаемости у всех разная, каждому собеседнику полезно подумать: то ли мы видим и слышим, что есть на самом деле, сильна ли над нами власть предубеждений.

Оказывается, что глубоко знать и понимать мы можем лишь двух – трех человек. Более или менее успешно ориентироваться – в поведении примерно десяти человек. А вот в отношении других, а их большинство, вступают в действие эталонные стереотипы.

Стереотипы складываются стихийно и незаметно, по мере накопления жизненного опыта, начинают влиять на формирование нашего отношения к людям. Важнее всего постараться выявить у себя подобные стереотипы и подвергнуть их глубокому анализу. Разумеется, такая работа требует высокой рефлексии и критичности. В основе формирования стереотипов восприятия лежит вера в наличие связи между чертами внешности, манерами людей и их человеческими качествами. В результате мы, основываясь на элементах, дорисовываем образ человека, приписывая ему свойства и поведение, которые существуют у подобных людей. В подобном портрете много субъективного. Однако, чем опытнее и тоньше человек, чем глубже его наблюдения за людьми, тем объективнее могут стать даваемые им характеристики.

Выделен ряд ошибок, возникающих при стереотипном восприятии людей:

· «эффект первого впечатления» восприняв только внешний облик (рост, пол, телосложение, черты лица, цвет глаз, волос, и т.д.) берутся судить о характере человека, способностях и намерениях. Большинство людей учитывая эту особенность специально прилагают большие усилия, чтобы создать нужный образ и произвести выгодное впечатление. Согласно закону Г. Эббингауза («закон края»), лучше запоминается та информация, которая поступает первой и последней. Следовательно, первое впечатление оказывается не самым точным, а самым ярким и запоминающимся.

  • «эффект ореола» суть эффекта в том, что одна привлекательная и яркая черта человека, словно нимб затмевает для окружающих все другие черты. Считается, что внешне привлекательные люди доброжелательны, отзывчивы, честны, не способны на обман или предательство (исключение составляют лишь те случаи, когда красивый человек воспринимается как соперник). Или человек показал выдающиеся способности в какой-нибудь частной области, и все начинают считать его таковым во всех отношениях, и, наоборот, провинившегося начинают считать ущербным также во всех отношениях.
  • «эффект порядка» – при противоречивой информации большой вес придается данным, представленным первыми; при общении со старыми знакомыми, наоборот, большой вес придается последним сведениям;
  • «эффект опережения» – сведения, полученные непосредственно перед началом акта общения, усваиваются более глубоко. С одной стороны проявляется эффект новизны и первого впечатления, а с другой – такое общение более гуманно, когда речь идет о неприятной для собеседника информации. Ожидание неприятного события при дефиците информации о том, каким образом будет разрешено противоречие, любым человеком переживается достаточно остро.
  • «эффект протекции» проявляется в том, что мы склонны приятным собеседникам приписывать свои достоинства, а неприятным - наши собственные недостатки. Это означает, что у других людей мы наиболее четко замечаем те черты, которые ярко представлены в нас самих;
  • «эффект средней ошибки» – стремление смягчить оценки наиболее ярких сторон в других людях в сторону среднего, т.е. усреднять.

Сказанное вовсе не означает, что у нас существуют все указанные ошибки восприятия. Может быть, есть какие-то другие.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: