Сравнительная характеристика авторитарной и диалогической коммуникации

Параметры процесса общения Авторитарная коммуникация Диалогическая (демократическая) коммуникация
1.психологическая установка коммуникатора «сверху – вниз» «на равных»
2.характеристика текста а) безличный характер; б)без учета особенностей слушателей; в)сокрытие чувств; г)аксиоматичное содержание; а) персонификация; б)учет индивидуальных особенностей слушателей; в)открытое предъявление собственных чувств; г) дискуссионный характер содержания
3.форма коммуникации монофония полифония
4.способы организации коммуникативного воздействия Коммуникатор * = = = = = = = = = = = = = = = = = Коммуникатор * = = = = = = = = = = = =
5.характер невербального поведения закрытые жесты и позиция «над аудиторией» открытая жестикуляция, один пространственный уровень

В случае авторитарного воздействия реализуется установка «сверху-вниз», в случае диалогического – установка на равноправное общение. Установка «сверху-вниз» предполагает не только подчиненное положение слушающего, но и то, что коммуникатор воспринимает его как пассивный объект своих воздействий. В этом случае коммуникатор говорит, а слушатель внимает и некритически впитывает информацию. Предполагается, что у реципиента нет своего устойчивого мнения по определенному вопросу, а если и есть, он легко может изменить его в нужном направлении.

В случае установки на равноправие слушатель оценивается как активный участник процесса общения, имеющий право отстаивать собственное мнение. Поэтому в диалогическом, равноправном общении слушатель не выступает в качестве пассивного созерцателя, а вынужден заниматься активным внутренним поиском собственной позиции по обсуждаемому вопросу.

Стиль общения детерминируется не только социально-психологическими особенностями человека, но и требованиями ситуации. В этой связи выделяются три стиля общения: ритуальный (порождается деловыми ситуациями), манипулятивный (порождается деловыми ситуациями) и гуманистический (порождается межличностными ситуациями).

Главной задачей партнеров в ритуальном общении является поддержание связи с социумом, подкрепление представления о себе как о члене общества. Партнер в таком общении является как бы необходимым атрибутом выполнения ритуала, и его индивидуальные особенности и запросы не берутся во внимание, но оно редко преобладает в реальной жизни. Данный вид общения является лишь прологом к другому типу – манипулятивному общению.

Манипулятивное общение – это общение, при котором к партнеру относятся как к средству достижения внешних по отношению к нему целей. В этом общении важно продемонстрировать собеседнику знание тех условий и факторов, которые помогут достичь желаемой цели. Данный вид общения проявляется в совместной деятельности.

Гуманистическое общение направлено на удовлетворение потребностей в понимании, сочувствии, сопереживании. Его важной особенностью является то, что ожидаемым результатом общения является не поддержание социальных связей, как в ритуальном общении, не изменение точки зрения партнера, как в манипулятивном, а совместное представление обоих партнеров, определяемое глубиной общения.

Таким образом, деловое общение является тонким видом взаимодействия людей, при котором стиль и манера общения влияют на намерения и притязания собеседника. Субъект-субъективный стиль общения создает, без всяких усилий ведущего, положительный эмоциональный отклик, в то время как авторитарная манера общения вносит напряжение между людьми и провоцирует проявление отрицательных эмоциональных состояний.

Деловое общение реализуется в различных формах:

- деловые переговоры;

- деловая беседа;

- служебные совещания;

- деловые дискуссии;

- публичные выступления;

- споры, полемика, диспуты, дебаты и прения.

Деловые переговоры - это форма делового общения, которая предполагает наличие несовпадающих или даже противоположных интересов участвующих сторон и требуют от участников умения достигать разумного соглашения. Разумное соглашение должно максимально отвечать интересам обеих сторон, справедливо регулировать сталкивающиеся интересы, принимать во внимание интересы общества, не портить отношения между сторонами. Один из эффективных методов ведения деловых переговоров - метод принципиальных переговоров, разработанный в рамках Гарвардского проекта Роджером Фишером и Уилльямом Юр и. Метод принципиальных переговоров направлен на сотрудничество и поиск разумного принципиального решения.

Деловая беседа (в мире бизнеса, менеджмента и политики) представляет собой устный контакт между собеседниками, которые имеют необходимые полномочия со стороны своих организаций, фирм или стран для установления деловых отношений, разрешение конкретных проблем или выработки конструктивного подхода к их решению.

Основные этапы деловой беседы:

· подготовка к деловой беседе;

· установление места и времени встречи;

· постановка проблемы и передача информации;

· аргументирование выдвигаемых положений;

· анализ альтернатив, поиск оптимального или компромиссного варианта, либо конфронтация участников;

· принятие решения;

· завершение беседы: выход из контакта;

· анализ результатов беседы, своей тактики общения в деловой беседе.

Разновидностями беседы являются обсуждение и собеседование.

Можно выделить несколько моделей обсуждения: «круглый стол», «мозговой штурм» и командная деловая игра. Есть некоторые общие правила обсуждения. Сформулируем их следующим образом:

  1. Никакого обсуждения без ключевого вопроса.
  2. Ключевой вопрос должен быть предварительно согласован со всеми заинтересованными участниками обсуждения.
  3. «Круглый стол» предполагает ключевой вопрос в виде повестки дня, «мозговой штурм» - в виде проблемной ситуации, а командная деловая игра в виде тезисов сторон.
  4. Характер обсуждения «круглого стола» - «выступление есть выражение собственного мнения»; «мозгового штурма» - «нет идеи - не выступай»; деловой игры – «сказать "за" или "против" - мало, нужно еще обосновать и доказать».
  5. Характер критики «круглого стола» - она вообще практически недопустима, так как все имеют право высказать свою точку зрения; «мозгового штурма» - «без критики нет идеи, но критикуют идеи, а не личности»; командной деловой игры - «объектом критики может быть не только идея, но и позиция, однако критика должна быть конструктивной, а не деструктивной, не переходящей на личности».

Дискуссия (от лат. discussio - разбор, рассмотрение, исследование) - это процесс продвижения и разрешения проблем путем выяснения, сопоставления, столкновения, ассимиляции (уподобление, слияние, усвоение), взаимообогащения мнений, точек зрения участников, нахождения правильного решения данной проблемы.

Дискуссия как вид делового общения нередко отождествляется с полемикой и спором. Однако многие исследователи склоняются к тому, что в отличие от спора, дискуссия не ведет к конфронтации, не разъединяет, а соединяет. Дискуссия обычно стремится к всестороннему обсуждению предмета разногласий.

Спор как вид делового общения широко применяется спорного положения. Спор - это всякое столкновение мнений, разногласие в точках зрения по какому-либо вопросу, борьба, при которой каждая из сторон отстаивает свою правоту. Основными характеристиками спора являются следующие:

1. В споре главной целью является не доказательство истинности собственного тезиса, а утверждение собственного мнения, своей точки зрения по тому или иному спорному вопросу.

2. Предметом спора является спорное положение, о котором каждая сторона имеет собственное мнение, называемое позицией.

3. Позиции сторон противоречат друг другу и чаще всего, имеют открыто отрицательный характер.

4. Процедура обмена мнениями в соответствии с взаимоисключающими характеристиками тезисов выражается в борьбе мнений.

5. Предметное поле обсуждения спорного вопроса обычно не бывает четко определенным. Его размытость также обусловлена тем, что речь в споре идет не о сущности, а о явлении, о поверхностных характеристиках предмета.

6. Спор как вид делового общения не регламентирован ни в пространственном, ни во временном отношениях.

Полемика - борьба принципиально противоположных мнений, конфронтация, противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Полемика это публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента.

Рассмотрим основные черты полемики:

  1. В полемике средствами борьбы служат мнения, доведенные до оснований позиций. Если в споре конфронтация осуществляется на основе конфликта мнений (т.е. личностных суждений о спорном положении), то в полемике эти суждения обоснованы принципами.
  2. Полемика носит бескомпромиссный характер, который обусловлен непримиримостью, противоположностью оснований, их aнтагонистическим характером.
  3. В отличии от спора, полемика ведется в организованных формах, но эта организованность не роднит ее с дискуссией. Дискуссия обычно протекает в форме конференций, симпозиумов, конгрессов Полемика чаще регламентируется соглашениями типа «круглого стола», политического диалога в предвыборной кампании, «открытой трибуны» и т.п.
  4. Полемика представляется как наиболее адекватная форма обсуждения вопросов, имеющих социально-политическое значение.

Диспут, дебаты, прения как виды делового обсуждения и общения в литературе часто рассматриваются как равнозначные понятия. Считается, что данные формы обсуждения являются формами научного спора. Отличительными чертами диспута будут следующие:

1. Диспут - это всегда публичный спор (спор же может осуществляться и в межличностной форме).

2. Предметом диспута как публичного спора служит научная или общественно значимая проблема.

3. По организационной структуре диспут характеризуется как широко варьируемая форма обсуждения: публичная защита тезисов, обсуждение и защита социальных проектов, защита диссертаций и т.д.

4. В отличие от дискуссии диспут не только проясняет основания, но и утверждает позиции спорящих. Зачастую последнее обстоятельство в диспуте имеет доминирующее значение.

Дебаты и прения как разновидности делового общения и обсуждения спорных положений, предназначены для обмена мнениями в публичной форме (на собрании, заседании, конференции и др.) по поводу положений или тезисов, высказанных в речи, докладе, выступлении или сообщении. Целью дебатов и прений является прояснение отношения участников обсуждения к общим для всех тезисов выступления.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: