Италия в XVI и в первой половине XVII в

Территория, которую занимает современная

Италия, в XVI-XVII вв. продолжала оста-

ваться разделенной на множество отдельных феодальных государств

и городов-республик. На северо-западе, в области, граничащей с

Францией, находилось крупное герцогство Савойское, включавшее

и Пьемонт. На побережье Генуэзского залива господствовала тор-

говая республика Генуя, на северо-востоке, на побережье Адриати-

ческого моря,- торговая республика Венеция. В Ломбардской рав-

нине, на торговых путях из Центральной Европы в Италию, лежали

владения торгового и промышленного города Милана. В центре

Апеннинского полуострова, перерезая его с запада на северо-вос-

ток, были расположены папские владения. Наиболее крупным из

самостоятельных городов-государств Средней Италии являлась

Флоренция. На юге полуострова, включая остров Сицилию, было

расположено Неаполитанское королевство, в котором правила Ара-

гонская (испанская) династия.

Аграрные отношения

В Северной и Центральной Италии быстрее,

чем в других областях, развились товарно-

денежные отношения и товарное производство,

что способствовало спорадическому возникновению уже в XIV-

XV вв. в ряде городов и их сельских округах раннекапиталистиче-

ских мануфактур. А это в условиях преобладания городов над фео-

далами привело и к разложению крепостничества раньше, чем в

других итальянских областях. Здесь (за исключением Пьемонта и

Савойи) ^крепостной труд исчез, крестьяне стали лично свободными,

но из наследственных чиншевиков превратились в краткосрочных

арендаторов-испольщиков или в безземельных батраков.

Сокрушив политическое могущество феодалов, города, однако,

сохраняли обычно феодальные земельные отношения в деревне.

Более того, в интересах обеспечения городов хлебом и сырьем горо-

жане не только не лишили большинства феодальных владельцев их

земель и большей части доходов, но многие из них сами преврати-

лись в феодальных землевладельцев.-Множество городских чиновни-

ков вели строгий надзор за исполнением крестьянами их повинно-

стей. В Северной и Центральной Италии существовали крупные

поместья, доходы с которых землевладельцы собирали через упра-

вителей; кроме того, была распространена сдача землевладельцами

земель крестьянам в субаренду через посредников - крупных арен-

даторов - на условиях испольщины.

Главные города государств Северной и Центральной Италии -

Флоренция, Милан, Венеция, Генуя превратились в феодальных

эксплуататоров подчиненного им сельского населения, что препят-

ствовало развитию капитализма в деревне. Крестьян разоряли' си-

стематически взимаемыми поборами, грабили в бесконечных междо-

усобных войнах, которые вели друг с другом итальянские государ-

ства. Они страдали от стихийных бедствий - наводнений, засух,

неурожаев. У крестьянина оставался единственный выход для от-

срочки собственной гибели и гибели своего хозяйства: надеть на

шею петлю ростовщического займа. В Италии XV-XVI вв. ростов-

щичество процветало.

Разоренные крестьяне устремлялись в города, где находили но-

вых господ и эксплуататоров в лице хозяев мануфактур, купцов,

судовладельцев и цеховых мастеров.

Иначе складывались экономические отношения в Папской обла-

сти и Неаполитанском королевстве. Здесь крупные феодальные

землевладельцы в XV в. превратились в независимых феодальных

властителей, произвольно распоряжавшихся имуществом и трудом

своих крестьян. Развитие товарно-денежных отношений в этих ус-

ловиях вело к захвату феодалами всей торговли сельскохозяйствен-

ными продуктами. Феодалы прибирали торговлю к своим рукам

двумя путями. Первый путь - уничтожение крестьянских пашен,

превращение их в пастбища, снос крестьянских дворов и переход

к крупному товарному овцеводческому хозяйству. Второй путь -

ликвидация наследственных крестьянских держаний и замена их

краткосрочной испольной арендой (на срок от 2 до 6 лет). Тяжелые

условия аренды разоряли крестьян. Кроме того, они лишались пра-

ва свободной продажи остающейся у них доли урожая и могли про-

давать ее только своему сеньору. Это вынуждало крестьян прода-

вать урожай на корню или даже будущий урожай по самым низким

ценам.

Доведенные до отчаяния крестьяне бежали в леса, в горы, сме-

няли труд земледельца на <разбойничий промысел>, получивший

на юге Италии широкое распространение как форма борьбы про-

тив феодальной эксплуатации.

Аграрные отношения в Савойе, Пьемонте и на острове Сарди-

ния приближались к французским формам. Здесь не было массово-

го обезземеливания. Сохранилось наследственное крестьянское

держание и различные формы крепостной зависимости от помещи-

ков. В 60-е годы XVI в. указы герцога Эммануила Филиберта пре-

доставили крестьянам возможность добровольного выкупа из крепо-

стной зависимости при согласии сеньора. Указы эти остались мерт-

вой буквой; крепостное право сохранилось практически вплоть до

французской революции конца XVIII в.

В областях с развитым ремеслом и промышленностью в аграр-

ной сфере имели место изменения другого рода. Застой, а то и

упадок отдельных отраслей городского производства и связанных

с ними промыслов привели к переселению части горожан в дерев-

ню. Значительная часть сельских ремесленников полностью пере-

ключалась на занятия земледелием. На этой основе сложилась

система парцеллярной потогонной^ аренды. Арендаторы парцелл-

карликовых земельных участков - добывали пропитание ценой из-

нурительного труда. Но имелись и положительные сдвиги. В целях

повышения доходности земли совершенствовалась агротехника,

развивались интенсивные отрасли: разведение шелковичных червей,.

выращивание садово-огородных культур и т. п.

Италия в период

итальянских войн

1494 - 1559 гг.

Французская армия в 1494 г. почти без со-

противления прошла через всю Италию и за-

хватила Неаполь. Мелкие североитальянские

властители, враждовавшие друг с другом, без

сопротивления подчинялись французам, каждый из них старался

извлечь выгоду для себя из этого нашествия. Завоеватели грабили,

убивали, жгли то, что не могли захватить. Германский император,

испанский король и Венецианская республика образовали анти-

французскую коалицию. К враждебной французам лиге присоеди-

нился также изменивший Карлу VIII герцог Милана Лодовико

Моро. Под натиском коалиции французы вынуждены были уйти из

Италии.

Новое нашествие на Италию французы начали в 1499 г. при

преемнике Карла VIII Людовике XII. На этот раз предлогом для

вторжения послужили претензии Людовика XII на Милан и другие

итальянские земли. Лодовико Моро бежал, Милан был захвачен

французами. Теперь в союзе с французскими захватчиками высту-

пали Венеция, враждовавшая с Миланом, и римский папа Алек-

сандр VI Борджа. Последний с помощью французского короля заду-

мал создать государство в Италии для своего сына - Чезаре Борд-

жа. Даже среди современных ему итальянских тиранов Чезаре

Борджа выделялся преступлениями, вероломством, предательствами.

С помощью наемных отрядов, оплачиваемых римским папой, а так-

же путем ряда убийств и обманов, при содействии французов Чеза-

ре Борджа захватил в свои руки почти всю Романью и был провоз-

глашен герцогом. Папа Александр VI торжественно благословил

нового герцога на правление.

Опасным соперником французских захватчиков в Италии явля-

лась Испания. С начала XVI в. и до 1559 г. на итальянской земле

происходят военные действия: ее грабят французские, испанские и

германские (испанский король Карл 1 в 1519 г. был избран импе-

ратором Германии Карлом V) войска. Итальянские правители из

корысти или из страха выслуживаются перед иноземцами, изменя-

ют, предают, перебегают из лагеря одного завоевателя в лагерь

другого.

Истощение воюющих сторон вынудило их заключить в 1529 г.

мир в Камбрэ. В отношении Италии мирный договор содержал сле-

дующие пункты: за Карлом признавался титул короля Италии; ему

отдавалось Неаполитанское королевство; герцогство Миланское

получил его союзник Франческо Сфорца; Флоренция отдавалась

Александру Медичи. После острого конфликта императора Карла

с папством, в результате которого в 1527 г. Рим был захвачен гер-

манскими войсками и подвергся варварскому разрушению и грабе-

жу, папа Климент VII пошел на соглашение с захватчиками.

В 1530 г. Карл V был коронован папой.

Фактически мирный договор в Камбрэ отдавал Италию под

власть испанского короля. С этого времени наступает разгул фео-

дально-католической реакции. Испанские наместники в Италии

вместе с католической церковью, напуганные успехами реформаци-

онного движения в Европе, жестоко преследуют прогрессивных мы-

слителей и ученых, вводят строжайшую цензуру. Испанский абсолю-

тизм, мелкие феодальные государи-тираны и католическое духовен-

ство объединяются в борьбе за сохранение и укрепление в Италии

старых отживающих феодальных отношений.

Флоренция сделала попытку сопротивляться навязанному ей

испанцами и папой в правители ненавистному Медичи. В 1529 г.

во главе города был поставлен видный представитель республи-

канской партии <плакс>, последователей Савонаролы, Кардуччи.

Командовать армией пригласили известного кондотьера Малатеста

Бальоне, несмотря на то что известность он приобрел главным обра-

зом изменами своим нанимателям. Комиссаром республики в горо-

де Эмполи, который связывал Флоренцию с Пизой и морем, был

назначен приверженец республики Франческо Ферруччи. С неболь-

шими силами он более полугода удерживал этот пункт, снабжал

осажденную Флоренцию продовольствием, одержал ряд блестящих

побед над испанскими отрядами. Между тем Бальоне бездействовал,

отсиживался за стенами Флоренции и допустил окружение

города.

Тогда правительство Флоренции поручило дело спасения рес-

публики Ферруччи. Он был облечен диктаторскими полномочиями.

Им был разработан смелый план освобождения Флоренции от осады

путем обходного движения небольшого отряда и одновременного

нападения на неприятеля с двух сторон. Ферруччи блестяще выпол-

нил свою часть плана. Но Бальоне предал республику: он сообщил

план военных действий командующему испанскими войсками и обе-

щал ему не выходить из города.

В итоге Ферруччи и его отряд погибли смертью героев, а Флорен-

ция оказалась в руках предателя Бальоне, который принудил рес-

публиканцев капитулировать и признать власть Медичи. Александр

Медичи ознаменовал свое воцарение жестоким террором.

В областях, попавших под непосредственную власть Карла V, -

в Неаполитанском королевстве, Ломбардии, в ряде отдельных городов

(Лукке, Сиене и др.) - были уничтожены все органы самоуправления

и установлена неограниченная власть испанских губернаторов, или

самодержавный режим мелких владетелей. Все попытки вооруженных

восстаний против иноземного ига или собственных тиранов жестоко

подавлялись испанскими войсками.

Борьба за итальянские земли между Испанией и Францией за-

кончилась лишь в 1559 г. миром в Като-Кабрези, закрепившим по-

беду Испании и господство испанских Габсбургов. Под непосредствен-

ную власть Испании попали вся Южная Италия и Сицилия (Неапо-

литанское королевство), Сардиния и Миланское герцогство. Мелкие

государства - Тоскана, Монферрат, Генуя, Феррара, Парма, Модена

и др. - фактически оказались в полной зависимости от испанцев,

власть в них принадлежала ставленникам Испании. Независимость

сохранили лишь Папская область, Венеция и Савойя.

Итак, со второй половины XVI в. при сохранении прежней поли-

тической раздробленности большая часть Италии превращается

фактически в одну из испанских провинций. Мелкие итальянские

владетели смотрели на испанский двор как на опору своей власти,

во всем ему подражали и повиновались. Под влиянием Испании

власть в итальянских государствах приобретает абсолютистско-бюро-

кратический характер.

Примером может служить Тоскана, которая, за исключением не-

большой республики Лукки, оказалась полностью под властью Меди-

чи. В 1569 г. Медичи получили от папы титул великих герцогов тос-

канских. Власть герцога была абсолютной, был создан централизован-

ный бюрократический аппарат и небольшая постоянная армия. Опо-

рой власти Медичи становится уже не городская буржуазия, а земле-

владельческое дворянство. Во внутренней политике Медичи стреми-

лись к консервации феодальных отношений в деревне, укреплению

дворянского землевладения. В ряде пунктов великого герцогства тос-

канского были расположены гарнизоны испанских войск, что одно-

временно укрепляло и власть герцогов и их зависимость от Испании.

Экономический упадок

Италии

Перемещение главнейших торговых путей из

Средиземного моря в Атлантический океан,

грабительские походы в Италию французов,

испанцев, немцев, связанные с этим контрибуции, налоги и прямой

грабеж подорвали экономику итальянских городов. В областях Ита-

лии, попавших под власть Испании, торговля и промышленность на-

меренно подавлялись в интересах испанской казны.

При Карле V правительство Испании прибегало к порче монеты

как к средству спасения от финансовых затруднений. Это отрицатель-

но отразилось на торговле. При Филиппе II вместе с усилением поли-

цейского режима и террора инквизиции Италия подчиняется системе

регламентирования торговли и промышленности, разорявшей страну

ради интересов той же испанской казны. Купцам под угрозой смерт-

ной казни запрещалось вывозить хлеб за границу испанских владе-

ний. Мельникам, торговцам хлебом, вином и другими продуктами

разрешалось торговать лишь на месте своего постоянного жительства.

Они не имели права выезжать и открывать где-нибудь отделения. На-

конец, торговцы, промышленники, как и крестьяне, подвергались

тяжелому налоговому обложению. Однако во второй половине XVI в.

экономическое положение итальянских государств и городов несколь-

ко улучшилось. Гражданские войны во Франции, в Нидерландах,

торжество феодальной реакции в германских землях улучшили для

итальянских промышленников и купцов хозяйственную и торговую

конъюктуру. Временные выгоДы дало и расширение торговых связей

с Испанией, Португалией: и их колониями. В это время наблюдается

не только стабилизация, но и рост торговли и промышленности в ряде

итальянских городов и государств. Венецианский флот вплоть до

70-х годов XVI в. господствовал в восточной части Средиземного мо-

ря. С 1521 по 1602 г. производство сукон возросло с 3,5 до 29 тыс. кус-

ков. Подъем наблюдался в судостроении, книгопечатании, шелкоде-

лии, стекольном производстве и др.

Генуя стала крупнейшим банковским центром, связав свою тор-

говлю и' финансы с Испанией. Она была и одним из крупнейших

экспортеров шелковых и парчовых тканей. Расширились и торговые

связи Флоренции с европейскими странами. Порт Ливорно стал круп-

нейшим центром испанской транзитной торговли. С 1374 по 1593 г.

число заходивших в него ежегодно судов возросло с 417 до 2266.

В Милане некоторого подъема достигла металлообработка, развива-

лось производство предметов роскоши, прикладного искусства, парчо-

вых тканей. Оживились на некоторое время торговые связи между

итальянскими городами.

Однако подъем длился недолго. В XVII в. повсеместно отмечал-

ся резкий хозяйственный упадок. В Генуе число шелкоткацких стан-

ков сократилось с 1579 по 1676 г. с 8 до 2,5 тыс. Изготовление сукон

во Флоренции снизилось к 1602 г. до 17 тыс. кусков. Англичане и

голландцы вытеснили Венецию с рынков Турции и других стран

Ближнего Востока. В Милане в 1580 г. насчитывалось 70 суконных

мастерских, в 1616 г. их осталось лишь 15. В Кремоне в 1611 г. чис-

лилось 1300 купцов, в 1648 г. - 44. Население Кремоны в 1584 г.

достигало 46 тыс. человек, а во второй половине XVII в. сократилось

до 13 тыс. человек. В целом свертывались судоходство и судострое-

ние, торговля и промышленность многих итальянских городов, со-

кращалось число их жителей.

В этой обстановке упадка производительных сил богатая часть

торговой и промышленной буржуазии изымает значительную часть

вложений из сферы производства, а порой и торговли. Все больше ее

капиталы обращаются в сфере европейского кредита, как коммерче-

ского, так ростовщического. Особенно процветает кредитование ими

королей Франции, Англии, Испании. Многие итальянские купцы-

банкиры переселяются в столицы и крупные торговые города этих

и других стран Европы. Другая их часть приобретает земельную соб-

ственность, превращается в земельную аристократию феодального

типа. Идет процесс феодальной реакции. Изъятие капиталов из тор-

говли и промышленности наряду с ростом феодального землевладения

сопровождалось постоянным увеличением государственной задолжен-

ности почти во всех государствах Италии. Постоянный недостаток де-

нег у правителей этих государств привел к распространению практи-

ки сдачи налогов на откуп или продажи государственных регалий

частным лицам. Договоры на право взимания налогов, получившие в

период испанского господства широкое распространение, приравни-

вались к процентным бумагам, передавались по наследству, могли

продаваться другим лицам. Не менее часто, особенно в Папском го-

сударстве, прибегали также к системе продажи должностей.--сине-

кур, именовавшихся <вакантными должностями>. Покупатель таких

должностей получал особые привилегии, а также пожизненную рен-

ту, которую выплачивали из поступлений определенных налогов, за-

частую специально с этой целью вводимых. Все это способствовало

превращению ранее предприимчивой, деловой зарождающейся бур-

жуазии в паразитическую, зависимую от властей прослойку, отвле<

кало крупные денежные средства от производства. Упадок торговли

и промышленности не отразился на жизни аристократии при дворах

правителей итальянских государств. Напротив, князья увеличивают

расходы на содержание двора, на строительство дворцов и церквей,

на торжества и театральные представления, блестящие празднества

и увеселения. Поэтому, в то время как население промышленных и

торговых центров сокращалось, столицы итальянских государств по-

прежнему были густо населены; интенсивный рост и развитие неко-

торых из них приходится именно на XVI-XVII вв. Неаполь в нача-

ле XVI в. насчитывал немногим более 100 тыс. жителей, к середине

столетия он имел уже 200 тыс., а к середине XVII в. - более

400 тыс. жителей. Население Рима возросло в течение XVI в. с 30-

40 тыс. до 100 тыс., а в конце XVII в. достигло 140 тыс. жителей.

При дворах испанских вице-королей, князей, высшего духовенства

благодаря заказам различных учреждений, монастырей и соборов

кормились обслуживающие аристократию врачи, художники, писа-

тели, ремесленники, торговцы, бесчисленные слуги и огромное коли-

чество бедняков, пришедших из деревень в поисках случайного зара-

ботка. Но города как экономические центры часто были не в состоянии

предоставить городскому населению занятия и заработок; они вы-

качивали из окружающих деревень большую часть тех средств, кото-

рые шли на удовлетворение потребностей господ-

ствующего класса, на содеожание государственного и церковного ап-

парата, на подачки многочисленной прослойке бедноты и нищих^

Католическая реакция в Италии

Политика испанских повелителей в захвачен-

ных итальянских землях определялась

исключительно интересами крупного дворян-

ского и церковного землевладения, освобожденных от "налогов. Дворя-

не скупали земли разоренных крестьяни горожан. Земля скаплива-

лась в руках немногочисленных аристократических фамилий. Пра-

вительство принимало меры для закрепления неделимости крупной

феодальной земельной собственности. Вводится система майоратов,

т.е. обязательного перехода^ по наследству всего" поместья к старше-

му сыну. Законом устанавливается неотчуждаемость поместий.

Помещики в Неаполитанском королевстве в XVII в. получили

право казнить своих крестьян, ссылать их на галеры. Устанавлива-

ется полный произвол помещиков в отношении крестьянских повин-

ностей. Страна превращается в оплот феодализма, где процветают

давно отжившие наиболее грубые формы феодальной эксплуатации.

Народная борьба против ига иноземных и соб-

ственных угнетателей в условиях господства

и феодального гнета испанской военщины велась непрерывно в

весьма своеобразной форме: по всей Италии

действовали вооруженные отряды, по терминологии власть имущих -

разбойничьи. Против этих отрядов велась жестокая борьба: участ-

ники их, попадавшие в руки правителей, подвергались публичным

изощренным пыткам и мучительным казням. Но ликвидировать

вооруженные отряды разбойников правителям не удавалось, им при-

ходилось временами даже вступать в переговоры с этими отрядами,

заключать с ними соглашения, платить им дань.

В отдельных итальянских государствах и городах народная борь<

ба против завоевателей и феодального гнета приобретает более орга-

низованную форму - форму вооруженных восстаний.

В 1506 г. против французов, захвативших Геную, вспыхнуло вос-

стание. Французы и представители городского патрициата, сотруд-

ничавшие с французами, были изгнаны из города. На помощь горо-

жанам пришли крестьяне. Главарем восставших стал красильщик

шелка Рапло да Нови, избранный дожем. Восстание было подавлено

в результате осады Генуи французской армией и флотом под пред-

водительством самого Людовика XII в союзе с войсками изгнанной

знати. Город был вынужден к сдаче и уплате большой контрибуции,

власть французов была восстановлена.

В 1512 г. произошли восстания против французов в городах Бре-

шии и Бергамо, жестоко подавленные. В 1516 г. жители города Палер-

мо (остров Сицилия) напали на дворцы испанского вице-короля и

местной знати, а в следующем 1517 г. восстание распространилось на

значительную часть Сицилии. Присланные из Неаполя войска пода-

вили восстание.

В 1532 г. в Лукке (старинном центре шелковой промышленности)

в связи с резким сокращением производства шелка произошло так

называемое восстание страччони (мотальщиков шелка). Восставшие

овладели городом, создали народное ополчение. С помощью наемных

войск патрициат Лукки подавил восстание и жестоко расправился с

его участниками. Но освободительные идеи не были удушены.

В 1546 г. в Лукке был организован крупный заговор с грандиозной

программой освобождения тосканских городов - Флоренции, Пизы,

Сиены, Ареццо - из-под власти Медичи, ограничения светской власти

пап, объединения городов Северной и Центральной Италии в единую

федерацию, введения гражданской и религиозной свобод. Во главе

заговора стоял один из начальников городского ополчения Франческе

Бурмалакки. О заговоре узнал герцог Козимо Медичи, обратившийся

за помощью к императору Карлу V. Бурмалакки был арестован и

казнен.

В конце XVI в. в Калабрии была создана широко разветвленная

организация, одним из участников которой был Кампанелла, автор

утопического сочинения <Город Солнца>, подготовивший восстание

против испанцев. Восстание было назначено на 10 сентября 1599 г.

Участники организации вошли даже в сношения с турками с целью

обеспечить себе помощь турецкого флота. Но нашлись предатели.

Заговор был раскрыт, участники его схвачены, частью казнены,

частью брошены в тюрьмы.

Наиболее крупными были выступления народных масс в 1647-

1648 гг. в Сицилии и Южной Италии. Ремесленники и плебейство

города Палермо в 1647 г. взяли штурмом дворец испанского вице-ко-

роля, много испанцев было убито, в городе была провозглашена рес-

публика. Восстание распространилось на большую часть Сицилии.

Программа_восставших носила не только освободительный, но и ан-

тифеодальный характер: были выдвинуты требования отмены нало-

гов, изгнания <дурных правителей>, проведения уравнительных ме-

роприятий. Во многих районах крестьяне начали расправляться с

феодалами. Зажиточные горожане, напуганные народным движением^

предоставили в распоряжение феодалов цеховую милицию; вице-ко-

роль обещал выполнить все требования восставших, что внесло рас-

кол в их лагерь. Совместным силам феодалов, испанских войск и

цеховой милиции удалось подавить восстание.

В июле 1647 г. произошло восстание в Неаполе под лозунгом <До-

лой^налоги!>. Поводом послужило введение испанским вице-королем

налогов на съестные припасы. Возглавил восставших рыбак Томмазо

Аньело, сокращенно Мазаньелло. Восставшие сожгли дома сборщиков

налогов, налоговые документы, освободили заключенных из тюрем,

осадили крепость, где укрылись вице-король и феодалы. В Неаполь

стали собираться окрестные крестьяне, восстание распространилось

на весь юг Италии. Крестьяне разрушали замки и монастыри, жгли

налоговые документы и записи крестьянских повинностей. Народная

армия разбила испанские войска. Вице-король обещал выполнить

требования восставших, но в то же время тайно организовал убийство

Мазаньелло. Восставшие объявили войну ^Испании, отменили фео-

дальные повинности и привилегии дворян, провозгласили Неаполи-

танскую республику. Зажиточные слои горожан, напуганные широ-

ким размахом народного движения, заколебались, начали отходить

от восстания. Среди восставших произошел раскол: одни стояли за

сохранения независимой республики, другие обратились за помощью

к Франции. Крестьяне действовали неорганизованно. В апреле 1648 г.

испанские войска с отрядами итальянских феодалов захватили Неа-

поль и произвели кровавую расправу над участниками дви-

жения. Но и подавив восстание, испанцы вынуждены были

отменить часть налогов.

Упадок земледелия

Насильственное восстановление отживших

сеньориальных порядков приводит к полному

упадку -сельского хозяйства. Итальянским землям не хватает соб-

ственного хлеба, его начинают ввозить из-за границы. Но крестьяне

не в состоянии покупать хлеб. Систематическое недоедание ведет к

развитию среди населения тяжелой болезни - пеллагры, которая

получила название <лепра италика> (итальянская проказа).

Победа феодально-католической реакции привела к экономиче-

скому упадку страны и сопровождалась для итальянского народа

тяжелыми социальными бедствиями.

Культура Италии в XVI -

первой половине XVII вв.

Расцвет гуманизма и Возрождения, начавший-

ся в Италии в XIV - XV вв., продолжался и в

первой половине XVI в. В переломный период,

когда после бурного роста городов начинает

ощущаться их экономический упадок, в области культуры по-прежне-

му выступают крупные мыслители и ученые, создаются гениальные

произведения искусства. Это время получает название Высокого

Возрождения. В живописи, скульптуре, архитектуре творчество ве-

ликих мастеров Флоренции, Венеции, Милана и других городов до-

стигает совершенства. Итальянское искусство этого периода оказы-

вает большое влияние на все страны Европы.

Яркий расцвет искусства в XVI в. объясняется тем, что экономи-

ческий и связанный с ним духовный подъем, характерный для XIV -

XV вв., не оборвался внезапно, а в литературе, изобразительном ис-

кусстве и некоторых отраслях науки сложились уже такие тради-

ции и профессионально-технические навыки, которые не мог-

ли бесследно исчезнуть.

Развитие итальянской культуры тесно связано

С XIII в. среди многочисленных местных диалектов на первое место

начинает выдвигаться тосканский, или флорентийский, диалект, ко-

торый лег в основу итальянского литературного языка. Творчество

великих поэтов и писателей - Данте, Петрарки, Боккаччо, просла-

вившихся повсюду, содействовало этому. Трактаты Данте <О народ-

ной речи> и <Пир>, его <Божественная комедия> положили начало

складыванию единого, общенародного языка. После Данте большин-

ство итальянских писателей пользуются флорентийским диалектом.

Леонардо да Винчи, Джордано Бруно, Галилео Галилей, Кампанелла

и другие писатели и ученые Возрождения развивали итальянский

язык. В 1582 г. во Флоренции была создана Академия Круска, выпу-

стившая в 1612 г. первый большой словарь итальянского языка.

Изобразительное искусство в XVI - XVII вв.

Одной из наиболее ярких, характерных фигур

среди множества блестящих талантов Высоко-

го Возрождения, <титанов по силе мысли, стра-

сти и характеру, по многосторонности и учености>^ являлся Леонар-

до да Винчи (1452-1519) -гениальный мыслитель, многосторонний

ученый-исследователь, архитектор, инженер, конструктор и худож-

ник. Биография его раскрывает все своеобразие условий культурной

деятельности в Италии того времени. Леонардо - внебрачный ребенок

бюргера Флоренции, нотариуса, члена одного из привилегированных

цехов, владельца поместья в окрестностях местечка Винчи, близ

Флоренции. Мать Леонардо - простая крестьянка из горного местеч-

ка Анкано. В 14 лет Леонардо был отдан в ученики в мастерскую

Верроккьо, флорентийского скульптора, живописца и золотых дел

мастера. Здесь Леонардо вместе с другими талантливыми учениками

проходил десятилетний курс общения. В 1476 г. кончаются годы уче-

ничества Леонардо, наступает самостоятельная жизнь. Леонардо

работает на заказчиков.

В 1481 г. Леонардо получает заказ от монахов монастыря Сан-

Донато написать картину на тему <Поклонение волхвов>. В процессе

работы у него возникает множество научных проблем, которые он

должен разрешить: это вопросы анатомии человека, перспективы

и т. д. Леонардо работает над художественным произведением как

ученый-исследователь. Но во Флоренции Леонардо не мог найти за-

работка, он вынужден обратиться к правителю Милана Лодовико Мо-

ро с предложением своих услуг, главным образом в качестве военного

инженера. Леонардо был принят на службу в звании <герцогского

инженера>.

Миланский период жизни Леонардо да Винчи отмечен не только

его работами, связанными с придворной службой, но и рядом круп-

ных картин, прославивших его имя как художника. К этому периоду

относится величайшее произведение Леонардо <Тайная вечеря>, на-

писанное им на стене трапезной миланского монастыря Санта Мария

Делле Грацие. Монахи заказали Леонардо картину на религиозный

сюжет. Из евангельского рассказа о <тайной вечере> Леонардо выбрал

момент, когда Иисус сказал ученикам: <Один из вас предаст меня>.

С поразительным реализмом и художественной силой переданы те

чувства, которые вызвали слова о предательстве у апостолов. Него-

дование, гнев, изумление, горе простых честных людей, узнавших,

что среди них нашелся предатель, - вот подлинный сюжет картины

Леонардо. Это глубочайший протест гениального сына итальянского

народа против измены, вероломства, предательства, царивших среди

тогдашних правителей,

Кроме живописных работ Леонардо продолжает свои записи, ко-

торые он вел всю жизнь о живописи, анатомии, механике и т. д.

В Милане Леонардо встречается с гениальным архитектором Бра-

манте, с ученым математиком Паччиоли.

В 1499 г. обрывается миланский период жизни Леонардо. Фран-

цузская армия захватывает Милан. Для Леонардо наступают годы

скитаний. Он едет в Венецию, затем возвращается после 18-летнего

отсутствия во Флоренцию и поступает на службу к Чезаре

Борджа.

С 1503 г. Леонардо снова во Флоренции. Он получает от Сеньории

крупный заказ - расписать одну из стен нового зала дворца Сеньо-

рии. Сюжет должен был прославить победу флорентийских наемных

войск над миланскими наемными войсками в битве при Ангиари

29 июля 1440 г. Леонардо сделал лишь эскиз, но фрески не написал.

Он отдает свое время другим занятиям, которые не приносили ника-

кого дохода и казались современникам просто блажью: он работает

над проектом канала по реке Арно, отдает много времени проектам

летательных аппаратов. В этот же период Леонардо пишет знамени-

тый портрет Джоконды, но на <Битву при Ангиари> у него времени

не находится.

Тяжелая нужда заставляет Леонардо принять приглашение фран-

цузского правителя Милана герцога Шомона приехать в Милан для

выполнения архитектурных, гидротехнических и художественных ра-

бот. В Милане Леонардо разработал проект судоходного канала от

Милана до озера Комо. Но вскоре испанцы вытеснили французов из

Милана и отдали город под власть герцога Массимильяно Сфорца,

сына Лодовико Моро. Леонардо приходится бежать из Милана в

Рим. Здесь он не выдержал обстановки невежества, разврата и хан-

жества папского двора. Леонардо согласился на приглашение фран-

цузского короля Франциска 1 переехать во Францию.

Великий сын итальянского народа умер во Франции в 1519 г. Не-

утомимый исследователь, всю свою жизнь стремившийся принести

практическую пользу своему народу - осушить болота, провести ка-

налы, улучшить условия земледелия, наконец, создать разнообразные

свою энергию на удовлетворение прихотей мелких тиранов, на уст-

ройство для них празднеств и развлечений или служить им в качест-

ве военного инженера в междоусобных войнах, разорявших страну.

Гениальные проекты и гипотезы Леонардо да Винчи в области техни-

ки (целый ряд проектов механизмов, станков, аппаратов для усовер-

шенствования производства, для ирригации, вплоть до проектов ле-

тательной машины тяжелее воздуха), в области медицины, архитек-

туры и многих других отраслей знания не могли быть осуществлены

в условиях того времени.

Одновременно с Леонардо да Винчи живут и работают множество

талантливых художников и скульпторов, инженеров, писателей, уче-

ных. Среди деятелей итальянского Возрождения всемирную извест-

ность получили Микеланджело Буонарроти (1475-1564), Рафаэль

(1483-1520), Тициан (1477-1576), Джорджоне (1477-1510), ар-

хитектор Браманте (1444-1514) и целая плеяда других талантливых

художников. По своему социальному положению все они были це-

ховыми ремесленниками, выполняли заказы тогдашних властителей

Италии - римских пап, кардиналов, монастырей, правителей италь-

янских государств, богатых горожан. Поэтому сюжеты их произведе-

ний чаще всего носили религиозный характер. Но и в форме библей-

ских сюжетов и персонажей художники реалистически изображают

человеческие чувства, прогрессивные идеи, создают образы современ-

ников. В <Тайной вечере> Леонардо да Винчи моделью художнику

служили итальянские крестьяне. Многочисленные <мадонны> Рафа-

эля, в особенности знаменитая <Сикстинская мадонна>, воплощают

образ женщины-матери, отображают земную материнскую любовь

и нежность. Микеланджело в своих скульптурах и картинах дает

яркое воплощение мужества и силы человека, пафоса борьбы и сози-

дания. Тициан, художник венецианской школы, один из самых заме-

чательных колористов, на своих многочисленных полотнах ярко, реа-

листически воспевал красоту человека и окружающей его обстанов-

ки. Его <Кающаяся Магдалина> - прекрасная молодая девушка -

является полной противоположностью аскетическому идеалу класси-

ческого средневековья. Портреты Тициана раскрывают не только

внутренний мир его современников, но отображают напряженную тя-

желую историческую атмосферу эпохи. Страшное впечатление взаим-

ной подозрительности, недоверия, коварства вызывает знаменитый

групповой портрет художника <Папа Павел III с племянниками>.

В бессмертных произведениях Джорджоне - <Спящая Венера>,

<Юдифь>, <Сельский концерт> - красота человека сливается воедино

с прелестью пейзажа, что создает впечатление чудесной гармо-

нии.

Разорение, феодально-католическая реакция и контрреформация

во второй половине XVI в. привели к упадку изобразительного ис-

кусства. С разложением цехового строя изменяется положение худож-

ников в итальянском обществе. Вырабатываются новые формы обуче-

ния художников. Ранее художники проходили обязательный курс

ученичества в мастерских цеховых мастеров, по окончании учениче-

ства сами становились мастерами, членами цехов. Во второй половине

XVI в. создаются художественные академии (<Академия рисунка>

во Флоренции в 1563 г.: <Академия Св. Луки> в Риме в 1577 г.; <Ака-

демия вступивших на верный путь> в Болонье в 1585 г.) как объеди-

нения художников для изучения искусств древности и мастеров Воз-

рождения. В академиях пытаются установить непререкаемые худо-

жественные каноны исходя из убеждения, что в искусстве уже

достигнут высший предел совершенства, что остается лишь рабски

следовать имеющимся образцам. Академии становятся рассадниками

оторванных от природы и далеких от жизни народа условных форм

искусства. Художники отходят от реалистического изображения при-

роды и людей. Фигуры и лица приобретают утонченный характер,

формы изображаются неестественно хрупкими, изощренно изящными.

Новое художественное направление, получившее название <манье-

ризм>, особенно распространилось в Риме и Флоренции. Парадный

портрет, парадные алтарные образа, декоративные росписи, бьющие

на эффект, торжественные религиозные и исторические компози-

ции - главные формы академической живописи. Условная, торжест-

венно придворная манера академий вполне удовлетворяла вкусам,

господствовавшим в придворных кругах Италии, и служила делу ка-

толической контрреформации, придавая особую торжественность цер-

ковным обрядам. Господствующие классы и церковь хорошо оплачи-

вают служащее их классовым интересам искусство. Получившие из-

вестность, вошедшие в моду художники не только приобретают

богатство, но и причисляются к кругу привилегированных людей.

Наиболее видными представителями академической живописи были

братья Караччи, основатели Болонской школы живописи.

Но реакции не удается побороть и задушить реалистические

традиции итальянской живописи. Виднейшим представителем реали-

стического течения был Караваджо (1573-1610). Отвергая академи-

ческие каноны, он снова провозглашает требования тщательного изу-

чения природы, народного быта. Караваджо писал натюрморты, бы-

товые и религиозные сцены в смелой реалистической манере, с

простой, лишенной всякой изощренности композицией. Влияние Ка-

раваджо на современников было очень велико. В большинстве круп-

ных итальянских городов появляются художники, выступающие про-

тив придворного условного искусства и маньеризма. Реалистические

произведения Караваджо нашли последователей в Испании, Фланд-

рии, Голландии и Франции.

В конце XV - начале XVI в. итальянская

^^ философская, историческая и политическая

мысль имеет блестящих представителей. Профессор Падуанского, а

затем Болонского университета Пьетро Помпонаиди (1462-1524),

рационалист и скептик, в своем нашумевшем трактате <О бессмертии

души> (1516) открыто выступил против христианского учения о бес-

смертии души, обосновал ряд положений материализма о неразрыв-

ной связи мышления с материей, о подчинении материального мира

естественным законам. Он развил теорию двойственной истины и

обосновал этой теорией необычайно смелое для того времени требо-

вание разграничить области науки и религии, требовал невмешатель-

ства религии в научное исследование. Характерно для обстановки

первой четверти XVI в., что Помпонацци преследованиям не подвер-

гался и до конца своих дней оставался профессором Болонского уни-

верситета.

Это были последние годы кратковременного периода <вольномыс-

лия> верхов католической церкви. Начиная со второй трети XVI в.

представители материалистической философии подвергаются жесто-

ким преследованиям инквизиции, кончают жизнь на костре, как

Джордано Бруно (1548-1600) (см. гл. 36), Джулио Ванини (1585-

1619) и др. Галилео Галилей (1564-1642) -астроном, физик и фи-

лософ-материалист - был условно осужден инквизицией на пожиз-

ненное тюремное заключение и до конца жизни находился под наб-

людением. Но жестокий террор не задушил передовой мысли. Джор-

дано Бруно - последователь и продолжатель космологического

учения Коперника - выступал против церковного учения о сотворе-

нии мира богом. Джулио Ванини в своих философских сочинениях,

главное из которых носило название <Об удивительных тайнах при-

роды-царицы и богини смертных> (1617), утверждал, что церков-

ное учение о боге выдумано духовенством с целью обмана народа,

чтобы держать его в рабстве и невежестве.

Большую известность приобрел политический мыслитель, историк

и дипломат Никколо Макиавелли (1469-1527). Его главное произ-

ведение <Государь> предназначалось для практического руководства

государственным людям. Коренным злом, губящим Италию, он счи-

тал ее политическую раздробленность, а основной причиной этого

зла - существование светской власти римского папы. Макиавелли

рассматривал в своем сочинении те качества, которыми должен обла-

дать диктатор, способный объединить Италию. Для достижения этой

цели Макиавелли считал пригодными все средства - обман, веролом-

ство, клятвопреступление, убийство, предательство. Наилучший в

условиях его времени государь, учил Макиавелли, должен сочетать

в себе качества льва и лисицы, обладать великим искусством лжи и

лицемерия, устранять противников при помощи яда и кинжала, бес-

пощадно расправляться с непокорными подданными. Взгляды Макиа-

велли получили широкое распространение среди феодальных и бур-

жуазных правителей.

Термин <макиавеллизм> стал нарицательным и обозначает веро-

ломную политику, не брезгующую никакими средствами ради дости-

жения поставленных целей.

Макиавелли написал также <Историю Флоренции>, в которой про-

водит идею, что Италию губят тираны, кондотьеры, а главное - язва

папства, препятствующая объединению страны. В трактате <О воен-

ном искусстве> Макиавелли доказывал, что наемные войска и кондо-

тьеры приведут итальянский народ к гибели: спасение он видел в

переходе к системе постоянной народной армии.

Те же характерные для государственных деятелей XVI в. взгляды

на историю как на арену преступлений и борьбы низменных страс-

тей отдельных лиц - жажды власти, корысти, зависти, вероломства

и т. п.-развивает и Франческо Гвиччардини (1483-1540), автор

крупных работ: <История Италии>, <Заметки политические и граж-

данские>.

Италия этого периода дала человечеству и политического мысли-

теля противоположного направления. В условиях испанского ига и

католической реакции XVII в. в Южной Италии выдающийся пред-

ставитель утопического социализма Томмазо Кампанелла (1568-

1639) пишет в тюрьме, где он провел 27 лет, свое знаменитое произ-

ведение <Город Солнца, или Идеальная республика> (первые изда-

ния вышли в 1623, 1637, 1642 гг.). В этом сочинении нашли свое от-

ражение мечты об уничтожении социального неравенства и частной

собственности, о справедливой общественной организации производ-

ства и распределения, о признании труда делом почетным и обяза-

тельным для всех.

В <Городе Солнца>, о котором рассказывает вернувшийся из даль-

него плавания генуэзец, нет частной собственности, все трудятся,

люди гармонично развиты в физическом и духовном отношении,

каждый получает по потребности, для защиты от нападений мужчи-

ны и женщины проходят военное обучение, народ избирает прави-

телей государства, нет праздных тунеядцев. Такими чертами харак-

теризует Кампанелла свой идеал человеческого общества, противо-

поставляя его тяжкой действительности.

Кампанелла не только ранний социалист-утопист, он был актив-

ным борцом против испанского ига, против схоластики и иезуитов.

Кампанелла подвергался преследованиям инквизиции за свой ранний

философский трактат <Философия, доказанная чувствами> (1590).

В 1598 г. он был арестован по обвинению в заговоре против испанцев

и приговорен к пожизненному заключению. Однако в 1628 г. по при-

казу папы его выпускают из тюрьмы, в 1634 г. он эмигрирует во

Францию, где умирает в 1639 г.

В итальянской литературе XVI и первой поло-

вины XVII в. ясно намечаются два направле-

ния: одно - придворное, аристократическое, другое - отражающее

настроения, враждебные установившемуся в Италии режиму.

Уже в XV в. в связи с подавлением демократических городских

движений и установлением власти тиранов многие писатели и ученые

стремятся приспособить литературу ко вкусам новых властителей,

сделать ее достоянием узкой касты. Центром литературной жизни

была Флоренция, в которой господствовали банкиры Медичи. Меди-

чейский кружок поэтов - Лоренцо Медичи (1448-1492), Анджело

Полициано (1454-1494) и другие-культивировал утонченный

эстетизм, аристократическую мораль, воспевал рыцарские подвиги и

турниры (<Стансы на турнир> Полициано). В Ферраре при дворе гер-

цогов Д'Эсте Маттео Боярдо (1434-1494) создавал рыцарскую поэму

<Влюбленный Роланд>. В противоположность аристократической тен-

денции Боярдо, идеализировавшего рыцарство, один из крупнейших

поэтов Высокого Возрождения Лодовико Ариосто (1474-1533), тоже

служивший при дворе Д'Эсте, в своей поэме <Неистовый Роланд>

иронически освещает рыцарские похождения Роланда, потерявшего

разум от любви.

Феодально-католическая реакция XVI в. утвердила господство

аристократического направления в итальянской литературе. В отли-

чие от гуманистического идеала совершенного гармонического челове-

ка аристократия выдвигает свой идеал <совершенного придворного>,

изображенный в произведении Д. Б. Кастильоне (1478-1529) <При-

дворный>. Развивается вычурная галантная поэзия, пасторальный

роман и драма (Саннадзаро <Аркадия>, 1502; Торквато Тассо <Амин-

та>, 1573). Во второй половине XVI в. в атмосфере контрреформации,

преследования инквизицией и иезуитами всего несогласного с католи-

ческой догматикой появляется поэма Торквато Тассо (1544-1595)

<Освобожденный Иерусалим> (1593). В ней драматично отразился

кризис гуманизма: еще живы гуманистические мотивы - жизнера-

пают перед прославлением католицизма и фанатической религиозной

борьбы крестоносцев с неверными, напоминавшей современникам

борьбу против Реформации.

В официальной поэзии получает господство вычурный, манерный,

упадочный стиль, получивший название <маринизм> по имени неапо-

литанского поэта Марине (1569-1625). Поэтическое творчество

оскудевает, ничего крупного, талантливого не создается.

Литературе, культивируемой при дворах правителей, противостоит

направление, борющееся против зол, разъедающих Италию того вре-

мени. К произведениям этого направления относятся <Сонеты> гени-

ального скульптора и художника Микеланджело Буонарроти, про-

никнутые гневным гражданским пафосом, содержащие острую сати-

ру на римских пап, духовенство, монашество, рыцарство. Лучшими

произведениями этого жанра являются <хвостатые сонеты> и паро-

дийные поэмы Франческо Берни (1498-1535), <Бальдус> Теофило

Фоленго (1491-1544). В XVII в. мужественную борьбу с реакцией ве-

ли в своих статьях и письмах Галилео Галилей; сатирик Траяно-Бок-

калини (1556-1613), выступавший против испанского гнета; борец

за лучшее будущее, автор утопического произведения <Город Солн-

ца> Кампанелла и множество других писателей и ученых.

Ни жесточайший террор инквизиции, ни гнет испанских завоева-

телей не сломили их веры в торжество разума, в великую силу наро-

да. Крупнейший представитель этого направления Томмазо Кампа-

нелла в своих сонетах (<К поэтам> и др.) требует от искусства слу-

жения народу, выполнения высокого гражданского долга.

п. Театральное искусство Италии также развива-

ется по двум линиям. Одна - народная <Коме-

дия масок>, близкая по сюжетам к народной жизни, с элементами

острой социальной сатиры. Характерной особенностью <Комедии ма-

сок> было широкое применение свободной импровизации актеров.

Традиции народного фарса сочетаются здесь с элементами гумани-

стической комедии и драмы. Традиционные персонажи, подвергаю-

щиеся осмеянию: купец Панталоне, дворянин Капитан, лже-ученый

Доктор и др. Коллективы актеров <Комедии масок> образовали пер-

вые профессиональные театральные группы. К концу XVI в. в связи

с наступившей реакцией сатирическая острота <Комедии масок> при-

тупляется, актерское искусство вырождается, застывает в трафарет-

ных формах, устанавливаются стандартные типы масок.

К народному театру примыкают по социальной направленности

сатиры и лучшие драматургические произведения этого времени -

комедии Макиавелли <Мандрагора> (1514), Аретино <Лицемер>

(1512), Джордано Бруно <Подсвечник> (1582), бичующие ханжество

католического духовенства, суеверие, бессмыслицу схоластики.

Другая линия развития итальянского театра XVI в. - придвор-

ный театр. Здесь главное внимание обращено на пышность и рос-

кошь постановок, которые сопровождаются музыкой, танцами, пени-

ем, необычайными декоративными эффектами, фейерверками. В при-

дворных театрах ставятся античные пьесы, создаются специфические

жанры-драматическая пастораль <Аминта> Торквато Тассо (1573),

<Верный пастух> Гварини (1585), мифологическая и пасторальная

опера (<Дафна>, текст Рипуччини, музыка Пери, 1594). Влияние

итальянского театра сказалось на театрах Франции, Англии и Ис-

пании.

Успехи в экономическом развитии, достигнутые итальянскими го-

родами в XIV - XV вв., не привели к объединению страны, к созда-

нию единого национального рынка. В связи с тем что не создалось

общности экономической и общности территории, складывание

итальянской нации затормозилось. Городское сословие разобщенных

итальянских областей, несмотря на его политическое преобладание в

отдельных городах-государствах (во Флоренции, Венеции, Генуе,

Сиене, Пизе и т.д.) и на появление в этих городах зачатков капита-

листического производства, не развилось в класс национальной бур-

жуазии.

Провинциальный сепаратизм, ожесточенная междоусобная борьба

с соседними городами-государствами характеризуют политику стоя-

щих у власти представителей городского сословия. Ни один город не

выдвинулся в качестве столицы, объединившей всю страну; древняя

столица Италии Рим под властью пап, которые стремились к всемир-

ному господству католической церкви, превратился в препятствие

национальному объединению. Ради сохранения светской власти в

своем феодальном владении - в Церковной области - папы вели по-

литику ослабления других мелких феодальных владетелей, натравли-

вая их друг на друга, призывали сильные соседние государства к

вмешательству во внутренние дела Италии. Экономически и полити-

чески раздробленная территория в XVI в. становится легкой добычей

крупных централизованных монархий - Франции и Испании, кото-

рые вступают из-за нее в длительную кровавую борьбу. Испанский

абсолютизм вышел победителем в этой борьбе и фактически превра-

тил большую часть итальянских земель в испанскую провинцию.

Господство Испании и наступление католической контрреформа-

ции повлекли за собой тяжелые последствия. В обстановке феодаль-

но-католической реакции гибнет блестящая гуманистическая куль-

тура итальянских городов, оказавшая громадное влияние на культур-

ное развитие всей Европы. Итальянский народ, разоренный

иноземными армиями, церковными поборами, собственными феодаль-

ными властителями, не покоряется, он ведет борьбу против своих

угнетателей и испанских захватчиков. Наряду с действиями мелких,

разрозненных вооруженных отрядов вспыхивают более крупные

вооруженные восстания, но они подавляются объединенными сила-

ми испанцев и местных властей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: