На теплоходе расходуется большое количество сжатого воздуха, он необходим для пуска и реверса двигателей, создания давления в санитарной системе, продувки и подачи звуковых сигналов.
Для пуск двигателя требуется: 2,5-3 МПа (25-30 кгс/см2) иногда и до 15 МПа (150 кгс/см2) быстроходные двигателя М – 400 – Д6 – Д-12 и т.д.
Компрессор, как правило двухступенчатый сжимает воздух в два приёма сначала до 0,5-0,8 МПа (5-8 кгс/см2) в цилиндре низкого давления ЦНД, затем окончательно в цилиндре высокого давления ЦВД.
Поршень выполняется диферинциального типа (сдвоенным, объединённым). Рабочим пространством ЦНД служит кольцевая полость, а в ЦВД торцевая.
Самый важным для компрессора является охлаждение. Воздух сжатый в ЦНД охлаждается в холодильнике до первоначальной температуры. Охлаждение уменьшает затрату работы на последующее сжатие в ЦВД. Кроме того, без промежуточного охлаждения конечная температура воздуха после сжатия в ЦВД станет столь высокой, что возникает опасность самовоспламенения масла (рассказать пример, о работе компрессора как дизеля).
Условные обозначения:
- всасывающий клапан.
- нагнетательный клапан.
- предохранительный клапан.
- манометр.
- невозвратный клапан.
- кран.
- двух ходовой клапан, вентиль.
- сепаратор.
- холодильник.
Многие главные двигатели имеют компрессоры, приводимые в движение от коленчатого вала. Такие компрессоры называются навесными. Если у двигателя нет компрессора, то воздух вырабатывается компрессором с независимым приводом, от электропривода или от вспомогательного дизеля. Согласно Правилам РРР в машинном отделении должно быть не менее двух компрессоров, и одни с независимым приводом.
Устройство компрессоров изучить самостоятельно стр. 231-232.
1) параллельные работы полостей ЦНД и ЦВД.
2) последовательная работа полостей ЦНД и ЦВД.
. Пусковые и реверсивные устройства.
Пусковые устройства. Электростартерный пуск. Способы облегчения пуска. 2/8 – стр. 239-243.
Чтобы двигатель начал работать необходима произвести сжатие воздуха в цилиндре, обеспечивающее достаточное для самовоспламенения топлива, повышение температуры воздуха.
Надёжное самовоспламенение топлива во время пуска неохлаждённого двигателя обеспечивается при средней скорости поршня 0,5 до 1 м/с (пусковая скорость, т.к. скорость поршня трудно замерить, принято говорить о пусковой частоте вращения неохлажденного двигателя, которая должна составлять 15-25% номинальной.
Раскрутка вала двигателя до пусковой частоты вращения за счёт затраты энергии от постоянного источника осуществляется пусковым устройством.
1) Ручной пуск («кривой стартер» - чаще резервный).
2) Стартерный пуск.
Стартером называется механизм, создающий внешний момент, раскручивающий вал двигателя при пуске.
Стартеры бывают пружинные, инерционные, пневматические, мотостартеры и электростартеры. Первые 3 типа в судовых дизелях не применяют. Мотостартеры «Пускачи» применяются на тракторных дизелях в судовых двигателях (вспомогательных и небольших – главных) Наибольшее распространение получили электростартеры, представляющие собой сериесный электродвигатель постоянного тока, работающий напряжением до 32 В, но при большой силе тока в момент пуска она достигает 2 00 А. Цикл работы электростартера кратковременный мощность их доходит до 10% мощности пускаемого дизеля.
Вал стартера соединяется с валом двигателя лишь на время пуска.
Разновидностью стартерного пуска является пуск двигателя от генератора на дизель – электроходах (подключается дополнительная сериесная обмотка и пускается от аккумулятора), также двигатель можно запустить и на обкаточном стенде.