Качество, надёжность и долговечность судовых дизелей

ГОСТ 13377-75 регламентирует. свойства характеризующие надёжность

Основные понятия о надёжности. Полная совокупность свойств характеризующих какой-либо объект (в том числе – дизель).

Работоспособность – такое состояние дизеля, при котором он способен выполнить возложенные функции, сохраняя параметры в пределах, установленных нормативно-технической документацией.

Исправность – такое состояние дизеля, когда он соответствует всем требованиям, установленным нормативно-технической документацией (эстетика, санитария, экология. и т.д.).

Надёжность – свойства дизеля выполнять заданные функции, в течение установленных сроков сохраняя эксплуатационные показатели в допустимых пределах при соблюдении регламентных требований (т.о., ремонта, инструкций по эксплуатации и т.д.).

Различают фактическую и расчётную надёжность.

Безотказность – свойство дизеля непрерывно сохранять работоспособность в течение заданной продолжительности эксплуатации.

Отказом – называется событие заключающееся в нарушении работоспособности дизеля.

Долговечность – свойство дизеля длительно (с плановыми перерывами на ремонт) сохранять работоспособность до какого-то предельного состояния, в том числе до разрушения.

Ремонтнопригодность – свойство дизеля, заключающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин отказов и повреждений и устранению их последствий путём проведения технического обслуживания и ремонта. (Она определяется затратами времени на ремонт, его трудоёмкостью и стоимостью).

Технический ресурс двигателя. Наработка дизеля до заранее обусловленного предельного состояния (когда его дальнейшая эксплуатация должна быть прекращена для проведения ТО или ремонта) называется ресурсом дизеля.

Полный ресурс дизеля – это суммарная наработка дизеля до его списания. Полный ресурс (с учётом одного-двух капитальных ремонтов) дизелей с частотой вращения 1000-2000 об/мин, может достичь 20-25 тыс. ч, а с частотой вращения 175-600 об. мин 70-100 тыс. часов и более.

Ресурс до капитального ремонта – это наработка дизеля, при которой эксплуатация дизеля должна быть прекращена для полной разборки, обеспечивающей осмотр проверку и восстановление работоспособности узлов и деталей, включая перекладку коленчатого вала.

У дизеле с частотой вращения 1 000 – 2 000 об/мин. ресурс до капитального ремонта 8-14тыс. ч.; 500 – 1 500 об./мин. 22-36 тыс. ч.; 175-600 об./мин. 28-50 тыс. ч.

Ресурс до переборки – это наработка дизеля, при достижении которой его эксплуатация должна быть прекращена для частичной разборки (осмотр, проверку, восстановление работоспособности узлов и деталей в объёме оговорённом в эксплуатационной документации).

Для некоторых типов дизелей устанавливают ресурс до полной переборки, который выполняют на ремонтном предприятии с полной разборкой двигателя.

У дизелей с частотой вращения 1 000 – 2 000 об./мин.ресурс до переборки составляет 2-5 тыс. ч., 500 – 1 500 об/мин. – 4-7 тыс. ч., 175-600 об./мин. – 4,5-9 тыс. ч.

Ресурс непрерывной работы – это безотказная непрерывная наработка дизеля при достижении которой эксплуатация его должна быть прекращена для проведения ТО в объёме изложенном в инструкции по эксплуатации. У дизелей с частотой вращения 1 000 – 2 000 об/мин – 0,25-0,3 тыс. ч.; 500 – 1 500 – 0,3-0,5 тыс. ч., и с частотой вращения 175-600 об./мин. – до 0,6 тыс. ч.

Ресурс необслуживаемой работы – это наработка дизеля, при достижении которой должны быть проведены операции т.о. в объёме, предусмотренном инструкцией по эксплуатации, без остановки дизеля (переключения секций фильтров, смазка отдельных узлов, устранение мелких неисправностей, проверка режимов работы).

Для автоматизированных дизелей ресурс необслуживаемой работы устанавливается от 4 до 240 ч.

Полученные расчётным путём ресурсы указываются в нормативно-технической документации и называются назначенными ресурсами.

В ряде случаев вместо понятия ресурса дизеля используют понятие срок службы дизеля, т.е. календарную продолжительность его эксплуатации до его предельного состояния.

Полный срок службы дизелей до списания при условии проведения плановых ремонтов и замене отдельных деталей может быть у тихоходных дизелей средней мощности 25-40 лет и более. Технический прогресс в дизелестроении приводит к тому, что через определённый период времени двигатель отвечавший в момент постройки передовому для своего времени уровню техники перестаёт удовлетворять возросшим требованиям – это называется моральным износом.

Содержание и периодичность технического обслуживания.

Под техническим обслуживанием понимается комплекс работ, по поддержанию двигателя в исправном состоянии.

Техническое обслуживание согласно правил обслуживания судовых ДВС называют техническими уходами (Т.У.). Периодичность Т.О.двигателей эксплуатирующихся на речных судах, приведена в таблице.

Конкретный перечень работ и периодичность их выполнения для каждого типа дизеля определены заводом изготовителем в инструкции по эксплуатации.

Ежедневное техническое обслуживание включает: контроль за работой дизеля и его состоянием по приборам, путём осмотра, на слух и на ощупь; проверку и исправность действия КИП, СПАС30 - (АПС), ДУ и ДАУ и средств автоматизации:

- проверку масла в двигателе и других ёмкостях агрегатов и навесных механизмов, воды в расширительных баках, состояния топливных и масляных фильтров.

При проведении ежедневного т.о. необходимо устранять все замеченные при осмотре неисправности.

ТО-1 – кроме производства ежедневного т.о. выполняется и другие работы:

- очистка и промывка топливных и масляных фильтров и роторов, центрифуг, проверку шплинтовки гаек ответственных соединений;

- спуск отстоя из топливных и масляных баков.

ТО-2 – производят работы, выполняемые ТО-1, и дополнительно:

- проверку зазоров в механизме газораспределения;

- проверку работы форсунок и ТНВД;

- проверку состояния клапанов насосов и компрессоров, набивку сальников;

- проверку работы и регулировку элементов ДАУ.

ТО-3 – выполняют работы предусмотренные ТО-2 и кроме того; проверку состояния коленчатого вала и валопровода, замер зазоров и раскепов в подшипниках без их вскрытия:

- проверку и очистку золотников воздухораспределителя,пусковых клапанов, смену масла РРП;

- смазку подшипников шариковых и роликовых, проверку состояния аккумуляторов, стартёров, генераторов.

ТО-4 – производят работы выполняемые ТО-3, и дополнительно:

- вскрытие цилиндров, очистке и промывку поршней и поршневых колец, замену изношенных колец;

- очистку и притирку впускных и выпускных клапанов;

- проверку зазоров водяных и масляных насосов и в шестернях передач, замену изношенных сальников;

- проверку и регулирование газораспределения, топливных насосов и форсунок;

- проверку зазоров в подшипниках распределительного и коленчатого вала;

- очистку масляных и водяных холодильников; смену масла с промывкой картеров маслосборников и т.д.;

- ревизию состояния ДУ, ДАУ и средств автоматики и контроля.

ТО №5 – текущий ремонт при котором меняют изношенные детали, выявленные при деффектации деталей дизеля.

ТО №6 – капитальный ремонт при котором выполняют работы предусмотренные ТО-5 кроме того восстанавливают основные и базовые детали.

Коленвал, ЦПГ, рамовые подшипники и т.д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: