Современные зарубежные теории журналистики

Под теорией понимается прежде всего средство обобщения, теория трактуется как своего рода набор взаимосвязанных конструкций (концепций), определений и гипотез, создаю­щих упорядоченную картину явлений через уточнение отно­шений между переменными.

Теории можно классифицировать как нормативные, общественно научные, функциональные и здравого смысла. При изучении массовой коммуникации нельзя обойтись без множества других теорий, вместе с тем ей присущи уникальные аспекты, требующие самостоятельного ответвления коммуникационной теории. Она должна быть скорее социологической, нежели психологической, и более нормативной, чем теория, относящаяся к микропроцессам коммуникации (например, обучение, восприятие, кодирование текстов) и потому требующая более высокой точности, универсальности и степени предсказуемости.

В последние десятилетия количество и разнообразие коммуникационных теорий неуклонно растет. Теория медиа становится более или менее самостоятельной областью общественно-научной мысли. Массовая коммуникация является предметом изучения широкого круга наук — истории и антропологии, социологии и психологии, философии и литературоведения.

· Авторитарная теория

Термин «авторитарная теория», данный Сибертом, остается уместным и сейчас, так как означает, прежде всего, наличие социально-политических условий для деятельности прессы в период ее становления, в основном в монархических государствах, где пресса находилась под контролем государства и подчинялась интересам правящего класса. Этот термин также используется для описания нынешнего положения медиа, начиная с того, что от них ждут под­держки и нейтралитета в отношении правительства и государства, и заканчивая тем, что прессу намеренно и активно используют в качестве инструмента репрессивной государственной власти.

Общим для всех случаев проявления этой теории является отсутствие всякой подлинной независимости журналистов и их под­чинение (в конечном итоге с применением силы) государственной власти. Авторитарная теория оправдывает предварительную цензуру и наказание за отклонение от установленных сверху способов освещения прежде всего политических вопросов или любых других, имеющих явный политический оттенок. Черты авторитарной теории четко видны в додемократических обществах и в обществах откровенно диктаторских или репрессивных.

· Либертарианская теория

Своими корнями либертарианская теория (или теория свободной прессы) уходит в европейское Средневековье. Она возникла в XVI в. как противовес авторитарной теории, оправдывающей контроль правящей элиты или властей над всеми формами коммуникации.

Но несмотря на это у свободы коммуникации, существует немало ограничений: например, законы о клевете, ложной рекламе, порнографии и ненормативной лексике. Переиначенный вариант либертарианской теории возник в XVII в., когда печатная пресса избавилась от официального контроля, и теперь повсюду считается главным узаконенным принципом деятельности печатных медиа в либеральных демократиях. В самом общем виде либертарианская теория полагает, что индивид должен быть свободен публиковать все, что ему нравится, и, следовательно, является продолжением других прав — права на собственное мнение, свободу выражать его, объединяться с другими людьми и вступать в организации. Таким образом, главные принципы и ценности, на которых она базируется, идентичны принципам и ценностям либерально-демократического государства — вера в верховенство индивида, в разум, правду и прогресс и, в конечном итоге, в суверенитет воли народа. Либертарианская теория прессы часто ассоциируется с доктриной «свободного потока информации», которая в советское время подвергалась острой критике за то, что предполагала организацию международного теле- и радиовещания, распространение периодических изданий, книг, кинофильмов, видеозаписей, компакт-дисков, кассет. Теория социальной ответственности В 1940-х годах в ходе дебатов между сторонниками либертарианства в разных его проявлениях, с одной стороны, и регулирования медиа — с другой, постепенно сформировалась теория социальной ответственности. Она представляет собой компромисс между мнением о необходимости правительственного контроля и поддержкой полной свободы прессы. Теория социальной ответственности обязана своим рождением инициативе американцев — Комиссии по свободе прессы, в состав которой входили ученые, политики и лидеры общественных организаций. Главным толчком явилось растущее осознание того, что свободному рынку не удалось полностью выполнить обещание свободы прессы и обеспечить общество ожидаемыми благами. Фактически теория социальной ответственности вводит прежние принципы и повторяет идеи, выраженные в кодексах профессиональной этики различных медиа. К примеру, в ней подчеркивается необходимость независимой прессы, которая контролировала бы деятельность других общественных институтов и освещала бы события точно и объективно. Самой новаторской чертой теории социальной ответственности стал содержащийся в ней призыв к медиа взять на себя ответственность за формирование продуктивных и творческих «великих сообществ». Эта цель должна достигаться за счет патронирования культурного плюрализма: нужно стать голосом всего народа, а не элиты или групп, доминировавших в национальной, региональной или местной культуре в прошлом.Теория социальной ответственности имеет широкий диапазон применения, поскольку она охватывает разные виды частных СМК и общественных институтов вещания, подотчетных обществу посредством различных демократических процедур. Очевидно, что в теории социальной ответственности делается попытка совместить три разных принципа: личной свободы и выбора, свободы медиа и долга медиа перед обществом. Предлагается два основных варианта преодоления потенциальных разногласий. Во-первых, это создание общественных, но независимых инсти­тутов управления вещанием, что, в свою очередь, существенно расширяет масштаб и политическую значимость концепции соци­альной ответственности. Во-вторых, дальнейшее совершенствова­ние профессионализма как средства достижения более высокого Уровня в работе, при этом медиа должны следовать собственному кодексу регулирования. Маккуйэл так описывает основные принципы теории социальной ответственности:

1. Медиа должны взять на себя и выполнять определенные обязательства перед обществом.

2. Эти обязательства должны выполняться за счет установления высоких или профессиональных стандартов информа­тивности, правдивости, точности, объективности и баланса. Возлагая на себя и применяя эти обязательства, медиа должны саморегулироваться в рамках закона и существующих институтов.4. Медиа должны избегать всего, что может привести к преступлению, насилию или гражданским волнениям либо оскорбить группы меньшинств. 5. Медиа в целом должны быть плюралистскими и отражать разнообразие общества, предоставляя доступ к различным точкам зрения и праву на ответ. 6. Общество и публика, в соответствии с первым названным принципом, имеют право ожидать высокие стандарты работы, и вмешательство можно оправдать только заботой о благе народа. 7. Журналисты и медиауправленцы должны быть подотчетны перед обществом, так же как перед работодателями и рынком. Теория социальной ответственности оказалась очень живучей. Однако большинство журналистов-практиков признавали только ее главные ценности, например плюрализм и культурное разнообразие, при этом мало что подтверждает их неуклонное следование этим принципам в своей работе. 1. Советская коммунистическая теория После революции 1917 г. российская пресса и другие средства массовой коммуникации были полностью реорганизованы, их деятельность получила теоретическое обоснование, исходя да основных положений марксизма-ленинизма. Постепенно теория была подкреплена институционными средствами, которые формировали основное поле для деятельности медиа, подготовки специалистов и проведения исследований, и стала моделью для большинства медиа в пределах социалистического лагеря. В теории советских медиа Маккуйэл выделяет следующие основные положения. Во-первых, поскольку власть в социалистическом обществе принадлежит рабочему классу, чтобы ее сохранять, средства «духовного производства» нужно держать под контролем. Следовательно, все средства массовой коммуникации должны находиться под контролем организаций рабочего класса — прежде всего коммунистической партии. Во-вторых, в условиях отсутствия в социалистическом обществе классовых противоречий, в центре внимания прессы не могут быть политические проблемы. Наконец, общая теория советского государства требует, чтобы медиа подчинялись высшему контролю со стороны государственных органов и входили в состав — в разной степени — других инструментов политической жизни. В этих рамках медиа должны осуществлять саморегулирование, брать на себя определенную степень ответственности, развивать и следовать нормам профессионального поведения и реагировать на потребности и желания своей аудитории. В отличие от теорий свободной прессы и социальной ответственности модель советских СМК оправдывает цензуру и наказания медиа. Между авторитарной и советской теорией есть определенное сходство, особенно это касается акцента на поддержку существующего общественного строя. Но есть и различия. Согласно советской теории, медиа не являются объектом произвольного или непредсказуемого вмешательства, а работают в пределах известных, добровольно установленных рамок, они должны обслуживать свою публику и реагировать на ее запросы; как правило, они не монолитны в своих мнениях и выражают разнообразные интересы.

2.Теория для медиа периода развития Теория для медиа периода развития выступает за поддержку средствами массовой коммуникации действующего режима и его усилий по обеспечению экономического развития. Таким образом, медиа помогают обществу в целом. Согласно этой теории, пока страна не достигнет определенной степени политического и экономического развития, медиа должны поддерживать, а не критиковать правительство. Иногда сферу применения этой теории сужают до «стран третьего мира». Ее создание стало возможным после того, как были выявлены общие черты масс-медиа в развивающихся странах, для которых не применимы положения других нормативных теорий. Одно из обстоятельств — это отсутствие некоторых условий, необходимых для развитых систем массовых коммуникаций, а именно: коммуникационной инфраструктуры, профессионального мастерства, производственных и культурных ресурсов, достаточной аудитории. Другой, связанный с предыдущим, фактор — это зависимость от развитых стран в техническом, профессиональном и культурном планах. В-третьих, своей главной задачей (в разной степени) многие общества ставят экономическое, политическое и социальное развитие страны, и ей должны подчиняться все другие институты. В-четвертых, развивающиеся страны все больше осознают свою идентичность и собственные интересы в международной политике.

3.Теория демократического участия Действие теории демократического участия (или партиципаторной теории) распространяется в основном на развитые либеральные общества, но она стыкуется и с некоторыми положениями теории для медиа периода развития, в частности с ее упором на «базис» общества, на значимость горизонтальной, а не вертикальной (сверху вниз) коммуникации. Главным в этой теории является неприятие коммерциализации и монополизации частных медиа и признание необходимости централизации и бюрократизации институтов общественного вещания, созданных в соответствии с нормами социальной ответственности. Эта теория отвергает необходимость однородных, централизованных, дорогостоящих, сильно профессионализированных, нейтрализованных и контролируемых государ­ством медиа. Она выступает за многообразие, локальность, деинституционализированность, взаимозаменяемость ролей отправителя и получателя, горизонтальность коммуникационных связей на всех уровнях общества, взаимодействие, заинтересованность.

+ Интернет (https://www.unesco.kz/massmedia/pages/3_4.htm):

Авторитарная теория оформилась в 16-17 веках, но сегодня практикуется в отдельных странах. Главная цель - поддерживать и проводить политику действующего государства и обслуживать его. В рамках этой теории запрещена критика политической машины. Вид собственности - частная или общественная. СМИ контролируются патентами. Благодаря патентам, которая процветала в Англии, она оказалась самой удачной из методов контроля. Другим методом, была система лицензирования, она применялась наряду с термином цензура. Государство требовало, чтобы материалы по религии и политики проверялись, но чиновникам трудно было знать все течения переменчивого характера государства. Проблемы цензуры стали нарастать, никто не хотел связываться с эти м неблагодарным делом. Цензура означала, что все материалы, подлежащие печатанию, должны получить разрешение, санкции.
Третий метод, который был использован при авторитарной теории государства - судебное преследование за нарушение установленных правовых норм. Платон (об авторитарной теории государства) считал, что общество может благополучно существовать только под управлением мудрецов, судей, которые руководствуясь нравственными основаниями и используют эту власть нравственно, чтобы держать низшие слои общества в узде. "Также как мудрец воспитывает в себе алчность желудка усилием разума, так и в обществе судья удерживает другие классы общества от соскальзывания к хаосу". По Платону, как только власть в государстве начнет распределяться, начнется ее упадок. Платон хотел, чтобы жизнь граждан координировалась четким культурным кодексом.

Либертарианская теория прессы была принята в Англии, потом в США. Вид собственности - в основном частная. Запрещена - клевета, непристойность, антиправительственная пропаганда в военное время. Главная цель либертарианской теории прессы - информировать, развлекать, продавать, помогать находить истину и контролировать правительство. Прессу имеет право использовать всякий, кто имеет на это средства. Отличие от других теорий, что пресса является инструментом контроля над правительством. СМИ контролируется посредством возвращения к истине на свободном рынке идей и в судах. "Теория объективного репортажа" возникла в 19 веке. Журналисты наловчились сочинять отчеты, полностью лишенные партийных пристрастий, такая практика породила представление об объективности репортажа, которым американская журналистика проникнута и по сей день. Политическая тенденциозность прессы стала спадать, из средства выражения мнений она стала превращаться в средство "сообщения новостей". Газетные репортеры считали, что в их работе отстраненный взгляд на события является профессиональным требованием, новости подавались в чистом виде, полосы комментариев отдельно. Теория объективного репортажа стала предметом гордости американских журналистов. От Мильтона же сложилось понятие "открытый рынок идей", он утверждал, что, полагаясь на разум, человек сможет различать добро и зло, правду и неправду, чтоб он смог использовать этот дар, говорил он, ему требуется доступ к идеям и мыслям других людей. Он был убежден, что истина обязательно выживет, только надо дать ей возможность честного и открытого столкновения. Истинное и разумное выживет, ложь и неразумное будет разбито. Правительство не должно вмешиваться, и если даже ложное победит, истина выживет, говорил он.

Теория социальной ответственности возникла в 20 веке в США, ее цель - информировать, развлекать, но в основном переводить конфликт на уровень обсуждения. СМИ имеет право использовать всякий, у кого есть что сказать. Запрещено серьезное вмешательство в сферу прав личности. Основу этой теории составляют этические кодексы. При теории социальной ответственности правительство не только просто должно разрешить свободу, но обязано активно ее развивать. В либертарианской теории нигде не упоминается о праве общественности на информацию или требование к издателям принимать на себя моральные обязательства - эти требования вывела теория социальной ответственности. В какой то момент оптимистическая вера в то, что практически абсолютная свобода и природа человечества несут в себе естественные ограничители, уменьшилась, прессу стали критиковать, что она пресмыкается перед рекламодателем, имеет власть. СМИ при теории социальной ответственности контролируются общественным мнением, действиями потребителей, профессиональной этикой. Новая идея, заложенная в Канонах журналистики - самый ранний кодекс норм поведения. Этот кодекс был принят американским обществом редакторов газет в 1923 году, призывал газеты работать с чувством ответственности по отношению к общественному благу, соблюдая искренность и правдивость, порядочность. В кодексе отражена вера в то, что человек, прежде всего разумное существо, который сможет отличить добро и зло.

Советская коммунистическая теория прессы получила развитие в СССР. СМИ используют преданные члены партии, запрещена критика задач партии, вид собственности - общественный, цель - способствовать успеху и поддержанию социалистической системы. Если при теории социальной ответственности пресса несет ответственность перед собственной совестью, при советской теории перед пролетариатом. При советской теории средство массовой коммуникации - агитатор, пропагандист, организатор.

Как было уже упомянуто выше, эти теории были обозначены почти полвека тому назад.

В научных трудах западных теоретиков массовой коммуникации можно найти различные модели построения взаимоотношений прессы и общества. Однако они мало подходят для СМИ информационного рынка стран СНГ.

Исследователи массовой коммуникации, опираясь на вышеперечисленные теории, выделяют шесть моделей развития СМИ:

- модель независимой прессы или свободного рынка идей;

- советская или социалистическая модель;

- модель социальной ответственности,

- авторитарная модель,

- модель "развития",

- модель демократического представительства.

В рамках модели независимой прессы распространение информации должно быть открыто для всех без предварительного разрешения или лицензии. Критика правительства, официальных лиц не должна быть наказуемой. Не должно быть цензурных ограничений и препятствий при сборе материала для опубликования законными средствами. Не должно существовать ограничений на распространение массовой информации через национально- государственные границы.

Модель "социальной ответственности" заключает в себе определенные обязательства СМИ перед обществом: соответствовать высоким профессиональным стандартам информативности, точности, объективности. Их деятельность регулируется правовыми нормами. Издания должны отражать различные точки зрения на общественные проблемы, иметь возможность ответа на критику. Общество следит за тем, чтобы их деятельность прямо или косвенно не могла способствовать проявлению насилия, общественного беспорядка, нанесению оскорбления различным меньшинствам.

Модель "развития", применяемая в развивающихся странах, направлена на то, чтобы СМИ способствовали целям осуществляемой национальной политики. Их свобода может быть ограничена в связи с приоритетами в экономике и потребностями развития общества. Государство может обосновать интересами национального развития право на введение ограничений и цензуры в деятельности СМИ. В материалах газет и журналов приоритет отдается национальной культуре и языку. Акценты делаются на развивающиеся страны, которые близки географически, политически, по уровню культуры.

Модель демократического представительства предполагает, что отдельные граждане и меньшинства должны иметь право на использование прессы в собственных интересах.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: