5.Спиркин А.Г. Философия: учебник — М.: Гардарики, 2010
б) дополнительная литература:
1. Философия: энциклопедический словарь — М.: Гардарики, 2009
2. Лавриненко В.М. Философия — М.: Юрайт-издат, 2009
3. Алексеев П.В. Философия — М.: Проспект, 2010
4. Философия: Учебное пособие/ред. В.П. Кохановский — Ростов-на-Дону, 2010
5. Канке В.А. Философия для экономистов: учебник — М.: Омега-Л, 2011
в) программное обеспечение - общесистемное и прикладное программное обеспечение.
г) базы данных, информационно-справочные и поисковые системы - Интернет ресурсы, отвечающие тематике дисциплины, в том числе:
1. Портал «Гуманитарное образование» https://www.humanities.edu.ru/
2. Федеральный портал «Российское образование» https:// www.edu.ru/
3. Федеральное хранилище «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов»
https://school-collection.edu.ru/ и др.
XI. Материально-техническое обеспечение дисциплины:
Специально оборудованные кабинеты и аудитории, компьютерные классы с выходом в интернет. Мультимедийный комплекс (ноутбук, проектор, экран), телевизор, видеокамера, проекторы, видеомагнитофон, ПК.
|
|
XII. Методологические рекомендации по организации изучения дисциплины:
Дисциплина "Философия" изучается курсантами факультета подготовки врачей в третьем и четвертом семестрах обучения, в объеме 102 часов.
Изучение философии курсантами обеспечивает формирование и развитие у них мировоззренческо-методологических, духовно-нравственных, эстетических установок гуманистических идеалов и ценностей личности врача, с помощью которых он мог успешно решать социальные и профессиональные задачи. Изучение философии - это апробированная многовековым опытом человечества школа разумного мышления, позволяющая сформировать у курсантов современное научно-гуманистическое мировоззрение, философские основы клинического мышления, врачебное профессиональное поведение, основанное на профессиональной этике и общечеловеческой морали.
Научное преподавание философии предполагает объективное, доказательное, аргументированное изложение материала, широкое творческое привлечение к анализу философских проблем работ классиков философии без декларативности, начетничества. Научность преподавания философии требует проблемного изложения материала, что создает благоприятные условия для позитивного воздействия на познавательную деятельность обучаемых, на развитие у них познавательного интереса и творческих мыслительных способностей.
Профилизация преподавания философии в Военно-медицинской академии состоит из совокупности структурно взаимосвязанных направлений:
|
|
- раскрытия взаимовлияния философии и теоретической медицины в истории духовной культуры общества, анализа их современного взаимодействия;
- рассмотрения мировоззренческо-методологического значения взглядов выдающихся естествоиспытателей и врачей;
- показа значения философии морали для обоснования врачебной этики;
- формирования научного представления у курсантов о необходимости философии для осмысления предмета медицины и ее статуса в системе теоретического знания;
- рассмотрения роли философии, прежде всего диалектики, в анализе содержания общемедицинских категорий;
- анализ философских (методологических) проблем медицины и методологического значения современных концепций, претендующих на роль методологии медицины.
Основными видами занятий являются лекции и семинары.
Формы отчетности: реферат, экзамен в пятом семестре.
Курсанты факультета подготовки врачей за время изучения дисциплины пишут под руководством преподавателя и защищают реферат по одной из проблем философии. Подготовка рефератов по философской проблематике направлена на развитие и закрепление у курсантов навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа философских текстов, выработку умения грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации. Преподавателем доводится до курсантов тематика рефератов по философии, требования к реферату, его структуре, техническому оформлению текста, порядок руководства, написания и защиты реферата. Процедура защиты реферата курсантом происходит в учебное время под руководством преподавателя и обучаемых группы и включает: краткое сообщение курсанта об основном содержании работы, о выводах и рекомендациях по проблеме, ответы курсантов на вопросы руководителя занятия и обучаемых, коллективное обсуждение качества работы, выставление оценки.
XII. Примерная тематика рефератов:
1. Логика как философская наука.
2. Формы логического мышления в диагностическом процессе.
3. Доказательство. Требования к элементам доказательства.
4. Логические ошибки в обосновании диагноза.
5. Философия и медицина Древнего Востока.
6. Философия и медицина Античности.
7. Философы и врачи Средневековья.
8. Философы и естествоиспытатели Нового времени.
9. Врачи-философы Военно-медицинской академии.
10. Немецкая классическая философия.
11. Проблемы бытия и форм его существования.
12. Научные революции и медицина.
13. Система методологических средств диалектики.
14. Диалектический метод мышления в истории развития медицины.
15. Проблемы научной рациональности и философского иррационализма.
16. Динамика развития научного знания.
17. Интуиция. Интуиция в медицине.
18. Соотношение знания и веры.
19. Философские концепции человека, личности.
20. Н.И. Пирогов, И.И. Мечников о природе человека.
21. Э. Фромм о человеке.
22. Здоровье человека как социальная ценность.
23. Диалектика нормы и аномалий в патологическом процессе.
24. Характеристика сфер жизни общества.
25. История общества как предмет философского анализа.
26. Характеристика постиндустриального общества. Сущность и черты информационного общества.
27. Социальная структура общества.
28. Система ценностей России и военно-врачебная деятельность.
29. Элитарная и массовая культура.
30. Культура как предмет философского анализа
31. Культура Запада и Востока. Компаративистский подход.
32. Основные концепции цивилизации. Российская цивилизация: перспективы развития.
33. Футурология о будущем человечества.
34. Насилие как философская проблема.
35. Природа войн. Классификация войн и военных конфликтов.
36. Научные основы организации воинского труда.
37. Сущность и содержание синергетики.
|
|
38. Армия как социальный институт. Приоритетные направления строительства российской армии.
39. Основные направления современной западной философии.
40. Философские идеи герменевтики.
41. Философия русского космизма.