Задачи, функции и формы семинара

Семинар - это вид учебных занятий, при котором в результате предварительной работы над программным материалом преподавателя и курсанта, в результате их непосредственного и активного общения и творческой дискуссии решаются задачи познавательного и воспитательного характера, формируется научно-гуманистическое мировоззрение, прививаются навыки использования научной методологии в профессиональной деятельности.

В учебно-воспитательном процессе семинарские занятия по философии выполняют многообразные задачи:

стимулируют регулярное изучение программного материала, философских текстов и другой научно-философской литературы;

- - закрепляют знания, полученные при прослушивании лекций и во время самостоятельной работы;

- обогащают знаниями благодаря выступлениям товарищей и преподавателя; корректируют ранее полученные знания;

- способствуют превращению знаний в твердые личные убеждения; прививают навыки устного выступления по теоретическим вопросам; приучают свободно оперировать социально - политической терминологией, философскими понятиями и категориями;

- создают широкие возможности для осознании и использования философии как методологии научного познания, применения наиболее общих законов, категорий и философских принципов к анализу общественных явлений и научных проблем, особенно профилирующих для обучаемых данной семинарской группы;

- предоставляют преподавателю возможность систематически контролировать самостоятельную работу обучаемых и свою работу.

Семинар по философии предназначен для реализации ряда функции, важнейшие из которых мировоззренческая, логико-методологическая, познавательная, воспитательная.

Специфическими функциями семинаров выступают методическая и функция контроля. Методическая функция, заключается в привитии навыков самостоятельного, творческого изучения философских трудов, научной и социально-политической литературы; в формировании качеств оратора, вооружении приемами ораторского искусства и дискуссии. В ходе семинара осуществляется контроль за содержательностью, глубиной и систематичностью самостоятельной работы и качеством усвоения учебного материала курсантами. Кроме перечисленных называются и ряд других функций семинара, например, образовательная, мотивационная. На наш взгляд, они являются производными от названных нами.

Специфика семинара по философии определяется, прежде всего, самой сущностью философии как науки об общих законах движения, развития и функционирования как внешнего мира, так и человеческого мышления.

Основная цель философского семинара заключается не столько в обогащении памяти обучаемых знаниями, сколько в развитии способности творческого самостоятельного мышления курсантов, в овладении научной методологией творческой и практической деятельности.

Выбор формы проведения семинара по философии зависит от ряда факторов: от содержания темы и характера рекомендуемых по ней источников и пособий, в том числе и от их объема; от уровня подготовленности, организованности и работоспособности семинарской группы, её специализации; от опыта использования различных семинарских форм на предшествующих занятиях.

В последние годы широкое распространение получили многие формы семинарских занятий. Рассмотрим методику проведения некоторых из них.

Семинар - развернутая беседа с обсуждением доклада. Проводится на основе заранее разработанного плана, по вопросам которого готовится вся учебная группа. Основными компонентами такого занятия являются: вступительное слово преподавателя, доклад обучаемого, вопросы к.докладчику, выступления курсантов по докладу и обсуждаемым вопросам, заключение преподавателя. Тема докладов утверждается на предметно-методической комиссии семинаров. Доклад носит характер краткого (15-20 минут) аргументированного изложения одной из центральных проблем семинарского занятия. В ходе семинара могут быть заслушаны фиксированные выступления по наиболее важным, но трудным вопросам, а также аннотации новых книг или научных статей, подготовленные по заданию преподавателя.

Семинар - обсуждение письменных рефератов. На обсуждение 4-х часового занятия выносится, как правило, 1-2 письменных реферата. Реферат - это письменная работа, посвященная какой либо философской проблеме, анализу философских произведений или философскому осмыслению событий, происходящих в стране.

Все курсанты учебной группы, либо специально выделенные оппоненты знакомятся заранее с рефератом. Автор реферата в течении 20-30 минут излагает основное его содержание. После ответа на вопросы и выступлений оппонентов развертывается дискуссия по проблемам, поднятым в работе.

В конце занятия преподаватель оценивает содержание реферата, методику сообщения автора, а также, выступления оппонентов и всех участников семинара.

При оценке реферата учитывается ряд критериев: сумел ли автор самостоятельно разработать логически правильный план и реализовать его; каковы научный уровень реферата, его литературные источники; смог ли показать связь с профилем своей профессии, использован ли личный опыт, даны ли рекомендации и предложения по рассматриваемому вопросу, проявил ли автор самостоятельность в изложении реферата и др.

Семинар - «круглый стол». Формы проведения такого семинара могут быть различными и во многом определяются поставленными учебными и познавательными задачами, уровнем подготовленности курсантов. В процессе коллективной работы вместе с руководителем семинара, с приглашенными специалистами обучаемые обмениваются информацией, усваивают новые звания, учатся спорить, убеждать, анализировать.

Оптимальный состав ведущих «круглый стол» - 3-4 человека. Кроме руководителя семинара входят преподаватели своей или других кафедр, приглашенные специалисты, курсанты.

Начинается «круглый стол» с выступления преподавателя, затем сообщения делают участники семинара (1-2 выступления) по 10-12 минут. После преподаватель отвечает на вопросы, которые получил в процессе подготовки «круглого стола» и во время его. В ходе ответов на вопросы курсанты вступают в диалог с ведущими, высказывают свое отношение к рассматриваемым проблемам.

Завершается «круглый стол» подведением итогов преподавателем. Он анализирует глубину раскрытия проблем и актуальность вопросов, поставленных на семинаре, организацию, методику, степень участия обучаемых в обсуждении, благодарит гостей.

Кроме указанных форм семинарских занятий существует семинар «малых полемических групп», пресс-конференция и другие, с методикой проведения которых можно ознакомится в методической литературе.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: