Вопрос 1. Философия и медицина эпохи Возрождения

В XV - XVI в социально-экономической, политической и духовной жизни ряда западноевропейских стран происходят существенные изменения. Рост промышленности, торговли, мореплавания, военного дела. Развитие материального производства обусловили развитие техники, естествознания, математики, механики. Все это сопровождалось существенными переменами в умонастроениях. Эти перемены были связаны, прежде всего. с процессом секуляризации (освобождение от религии и церковных институтов), имевшем место во всех областях общественной жизни: экономике, политике, искусстве, пауке. философии и др.

Эта новая эпоха в какой-то мере является возрождением античной культуры, образа жизни, способа мышления. Отсюда идет и само название эпохи «Ренессанс». т.е. «Возрождение». Но это совсем не означает, что происходит полное возрождение античности. Средневековье также было связано с античностью. Только средневековье относилось к античности как к авторитету, а Возрождение - как к идеалу. Мировоззрение эпохи Возрождения ориентировано на искусство, центром внимания становится человек. Поэтому философия этого периода становится антропоцентрической.

Новая культура Возрождения имеет гуманистический характер. Гуманизм (латин. Пшпапш - человеческий) означает стремление к человечности, к созданию условий для достойной жизни человека. Возросла ценность отдельного человека, его оригинальность и непохожесть. Именно в эпоху Возрождения формируется понятие личности. Личность должна быть способной различать добро и зло и поступать в соответствии с этим различением, а также нести ответственность за свои поступки.

В эпоху Возрождения философия снова обращается к изучению природы. Усиливается интерес к натур-философии, происходит ее возрождение на новой основе. Однако природа трактуется пантеиетически («пантеизм» - многобожие). Пантеизм «растворяет» Бога в природе. Бог здесь утрачивает свой трансцендентный, внеприродный характер.

Новые тенденции в философии Возрождения получили отражение в творчестве Николая Кузанского (1401 -1464гг.). Леонардо да Винчи (1452 -1519гг.). Николая Коперника (1473-1543гг. ). Иоганна Кеплера (1571 - 1630гг.), Галилео Галилея (1546-1642гг.). Джордано Бруно ( 1548-1600гг. ).

Одним из характерных представителей ренессансной философии был Николай Кузанский. Его философия природы и космологические воззрения не выходили за пределы религии, но его понимание мира и человека было устремлено будущее. Решая проблему соотношения мира и бога, он считает, что единое есть все. отождествляет единое и беспредельное, бесконечное. Бесконечное - это то, больше чего не может ничего быть, это - «максимум», единое же - это «минимум». Совпадение противоположностей говорит о наличии в его философии элементов диалектики. В учении человеке Кузанский устанавливает непосредственную связь с природой Христа, которая есть свернутое состояние человеческой природы. Человек это, якобы, также «Бог», но не в абсолютном смысле. Кузанский развивает идеи диалектики познания сущности и явления. Бесконечная сущность вещей указывает познанию путь восхождения от конечного, чувственного мира к постижению его бесконечной сущности.

Значительнее открытия в эту эпоху были сделаны в области астрономии, важнейшим среди которых была гелиоцентрическая система польского ученого Николая Коперника. Важнейшие положения гелиоцентрической системы мира, изложенные Коперником в книге «Об обращения небесных сфер» состоят в следующем: Земля не пребывает неподвижно в центре вселенной, как считали Аристотель и Птолемей, Земля обращается вокруг Солнца, занимающего центр вселенной.

Пантеистическая философия Джордано Бруно была высшей точкой развития философской мысли Возрождения. В своем главном трактате «О причине, начале и едином» Д. Бруно ставит проблемы бесконечности мира, его динамического единства и вечности. Первоосновой выступает материя, которая является первопричиной всего существующего. «...Материя обладает сразу, всегда и одновременно всем тем. чем может обладать, и есть все то, чем она может быть», - писал он. Бруно допускал существование души, понимаемой как принцип жизни и как духовная субстанция, которая, находясь во всех вещах, составляет их движущее начало. «Дух находится во всех вещах, и нет ни одного тельца, которое не заключало бы в себе возможность стать одушевленным». отмечает Бруно. Был сожжен инквизицией в Риме.

Значительный вклад в развитие философской мысли внесли представители естественно научной мысли.

Андрей Везалий (1514-1564гг) естествоиспытатель эпохи Возрождения. основоположник научной анатомии. Изучал медицину в г. Монпеме, затем в Париже. В 1537г. в Базеле получил степень доктора хирургии. С 1539г. преподавал анатомию в Падуанском университете (Италия). Иллюстрировал преподавание анатомии вскрытием трупов. В своем груде «О строении человеческого тела» (1543т) дал описание человеческого тела, основанное на собственных исследованиях. Этот груд стал научной основой современной анатомии. Велики заслуги Везалия в создании новой и уточнении старой анатомической терминологии.

Своей борьбой с церковью Везалий приобрел много врагов. Доведенный до отчаяния он сжег часть своих рукописей и материалов и принял предложение перейти на службу в Мадрид придворным врачом Карла V. Враги и инквизиторы судили Везалия и приговорили к паломничеству в Палестину. Па обратном пути, уже больной, он попал в кораблекрушение. Был выброшен на остров Зонте, где и умер.

Харви Уильям Гарвей (1578-1567) - английский врач, физиолог, эмбриолог. В 1602г. получил диплом доктора медицины. В 1607г. избран членом королевской коллегии врачей. Гарвей является основателем не только учения о кровообращении, но и всей современной физиологии и эмбриологии. Он первый экспериментально доказал, что в теле животного одно и то же, сравнительно небольшое, количеетво крови находится в постоянном движении по замкнутому пути в результате давления, создаваемого сокращением сердца. Описал малый (легочный) и большой круги кровообращения.

Таким образом, являясь новым историческим этапом в развитии философской мысли, эпоха Возрождения заложила основы философии Нового времени.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: