Английский эмпиризм

Родоначальником эмпиризма считается английский философ Френсис Бэкон (1561 -1626гг), утверждавший, что философия должна носить, прежде всего, практический характер. Именно он положил начало методологии экспериментального естествознании, в которой видел залог будущего могущества человека. А могущество можно обрести только на основе знаний. Ему принадлежит знаменитый афоризм «Знание - сила», в котором отразилась практическая направленность науки.

Ф. Бэкон разработал подробную классификацию наук, включавшую указания па те дисциплины, которые еще должны быть созданы. Он дал типологию заблуждений человеческого ума - «идолов» разума:

- «идолы рода» - ошибки, вытекающие из того, что человек судит о природе по аналогии с жизнью людей;

-«идолы пещеры» - ошибки, зависящие от воспитания, вкусов, привычек отдельных людей;

-«идолы рынка» - привычки пользоваться расхожими суждениями и мнениями, без критического их анализа, неверное использование слов;

-«идолы театра» - слепая вера в авторитеты.

Лучшим методом познания Бэкон считал индуктивный метод -- восхождение от единичных фактов к обобщениям, понятиям. В основу мира он положил «натуры» (свойства: плотность, вес. протяженность и др.) комбинации, которых делают вещи.

Учение Ф. Бэкона систематизировал и развил его ученик Томас Гоббс (1588-1679гг). считавший, предметом философии являются человек и природа. Он отрицал существование первоматерии. По его мнению, существуют только конкретные вещи, сущностью которых является протяженность. Чистой протяженности нет, т.к. пространство сплошь заполнено телами. Он заблуждался, утверждая, что время существует не объективно, а лишь в разуме. Природу Гоббс понимал как совокупность протяженных тел. различающихся величиной, фигурой, положением, движением. Движение, утверждал он, есть перемещение тел друг относительно друга.

Гоббс является типичным представителем номинализма: реально существуют только единичные вещи, а общие понятия - это лишь имена вещей. Основой познания являются чувственные восприятия, которые обрабатываются разумом. По диалектику чувственного и рационального познания он понять не смог.

Анализируя общественную жизнь, Т. Гоббс много внимания уделял проблемам государства, изложив свои взгляды в труде «Левиофан». Он по праву считается одним из основателей политологии как науки.

Эмпиризм, приравнивающий познание к опыту, превращается в сенсуализм. абсолютизирующий роль чувственного познания. Идеи сенсуализма нашли отражение в учении английского философа Джона Локка (1632-1704). Основой всякого знания Локк считает опыт. Опыт становится главным предметом его философского анализа. При этом Локк различает внутренний и внешний опыт. Внешний опыт это воздействие на человека предметов объективного мира, вызывающее у человека ощущения. На основе ощущений и восприятий возникают более сложные идеи, понятия. Внутренний опыт (рефлексия) - дает человеку знания о состоянии его души, о собственных переживаниях.

Вещи и предметы, согласно Локку, различаются по величине, фигуре, характеру движения, положению и т.д. эти качества он называл первичными. Но. по его мнению. существуют и вторичные качества - вкус, запах, звук и т.д., которые зависят от наших органов чувств и образуются на основе первичных качеств.

Велико также значение социально-политических и педагогических взглядов Д. Локка.

Однако идеи эмпиризма разрабатывались в ином направлении. Гак английский епископ, философ Джордж Беркли (1685-1753) считал, что все знания возникают из опыта, в опыте же мы имеем дело с единичными вещами, а общие понятия - это лишь имена. Существуют, говорил он, конкретные яблоко, вишня, по нет фрукта, тем более нет материи, развивая субъективно-идеалистическую философию, он утверждал, что мир. окружающие нас явления есть комбинации наших ощущений. Существовать - значит быть воспринимаемым - вот принцип его философии. Признавая познаваемость мира, он выводил все наши знания из ощущений. Несколько иную, чем Беркли но в принципе но в принципе тоже субъективно-идеалистическую концепцию развивал другой английский философ Дэвид Юм (1711-1776гг). вопрос о том, существует объективный мир или пет. он считал неразрешимым, потому что человек не может выйти в процессе познания за свои собственные ощущения. Ограничивая познание опытом, ощущениями, отрицая все науки за исключением математики Юм скатывался на позиции скептицизма и агностицизма. Он отрицал объективный характер причинности, признавая при этом бесспорное существование субъективной причинности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: