Рационалистическая философия XVII века

Основы рационалистического направления философии принадлежат французскому философу, математику Рене Декарту (1590-1654гг), поставившему на первое место разум, отведя опыту роль простой практической проверки данных интеллекта. Ему принадлежит и Дея разработки единого универсального научного метода. Сознание нового метода мышления требует прочного основания, которое может быть заложено в самосознании.

«Мыслю, следовательно, существую» - это самое достоверное из всех суждений. Метод должен превратить познание в организованную деятельность, освободить ее от случайностей. В своей философии Декарт выступил как дуалист, т.к. признавал две субстанции - - материальную и мыслящую, существующие независимо друг от друга. Связующим фактором при этом выступает Бог.

В учении о природе Декарт - материалист. Материя обладает основным свойством протяженностью. Материя заполняет весь мир; пустоты нет. Материя вечна, она существует в движении. Ему принадлежат слова: «дайте мне материю и движение и я построю мир». Природа это гигантская механическая система, приводимая в движение божественным «толчком».

Развивая учение о мысленной субстанции и Боге как о корреляте материальной и духовной субстанции, Декарт вставал на позиции идеализма.

Декарт был также выдающимся математиком, создателем аналитической геометрии.

Одним из величайших мыслителей XVII века был нидерландский философ Бенедикт Спиноза (1632-1677гг. ), противопоставивший дуализму материалистический монизм учение о единой субстанции, которую он называл Богом или природой. Представление о слиянии Бога и природы, которое лежит в основе учения Спинозы. называется пантеизмом. Субстанция обладает множеством атрибутов, среди которых нам известны только два: протяжение и мышление. Кроме атрибутов (коренным, неизменные свойства) Спиноза различает модусы (видоизменения) субстанции - мир отдельных вещей.

В теории познания Спиноза - рационалист.

Он недооценивал роль чувственного познания, считая его способным давать лишь поверхностные сведения о предметах и явлениях. Истинное знание достигается разумом.

Заслуживает внимание учение Спинозы о свободе. Он не применял понимания свободы как свобода воли. Путь к свободе он понимал через познание закономерностей. Именно ему принадлежит формулировка: «Свобода есть осознанная необходимость».

Немецкий ученый философ Георг Вильгельм Лейбниц (1646-1711гг. ) представляет определенное завершение европейского философского рационализма. Учению Б.Спинозы о единой субстанции он сознательно противопоставил учение о множественной субстанции - монод (в переводе с греческого - единое, единица). Мир. считал Лейбниц, состоит из мельчайших неделимых частиц - монод - духовных элементов бытия, обладающих активностью, самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении. Сущностью моноды является деятельность. По своему рангу моноды различаются: низшие - в минералах, затем- в растениях, животных, моноды человека. Высшая монода -Бог. Моноды замкнуты в себе так, что совершенно исключается их воздействие друг на друга. Одной из вершин философского учения Лейбница является представление об индивидуальной моноде как концентрированном мире, зеркале Вселенной.

Велик вклад Лейбница в разработку логики. Он является основоположником современной символической и математической логики.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: