Вопрос 3. Понятие, структура и основные концепции цивилизации

Одним из важнейших методологических средств исследования, описания и понимания истории является цивилизационный подход. В соответствии с данным подходом всемирная история предстает как смена и одновременное сосуществование различных по характеру ци­вилизаций. Понятие «цивилизация» появилось в XVIII веке в тесной связи с понятием «культура». Этот термин (от лат. Civilis- гражданский, государственный, общественный) ввел в научный оборот Мирабо в 1756 году. Французские философы-просветители называли цивилизо­ванным общество, основанное на началах разума и справедливости. В XIX веке понятие цивилизация употреблялось как характеристика капитализма в целом. Однако такое видение цивилизации не было гос­подствующим. Как известно, цивилизация является предметом иссле­дования многих социальных, гуманитарных наук: истории, этнологии, лингвистики, археологии и других научных дисциплин, изучающих ее под своим углом зрения. В энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона цивилизация определяется как состояние народа, которого он достиг благодаря развитию общественности и которое характеризует­ся удалением от первоначальной простоты и дикости, улучшением материальных условий и высоким развитием духовной стороны. Это житейское словоупотребление. Основными вопросами при изучении цивилизации являются 1) исходная точка ее развития; 2) законы, по которым совершается развитие цивилизации; 3) факторы этого развития и их взаимодействие; 4) характеристика изменения духовной и физической природы человека с развитием цивилизации; 5) в чем заключается назначение цивилизации.

В силу своей универсальности и многозначности категория «цивилизация» трудно поддается определению. Так, историк-археолог Р. Лоди назвал цивилизацию «беспорядочной мешаниной из черепков и лоскутков». Действительно, исторический взгляд на цивилизацию высвечивает, прежде всего, сохранившиеся остатки человеческой дея­тельности. Но частные науки не ставят перед собой задачи поиска сущностных черт, лежащих в основе всех цивилизаций. Это задача, прежде всего, философии. Научное понимание цивилизации требует уяснения ее сущности на уровне определения. В научной литературе содержится значительное количество подходов к определению поня­тия «цивилизация». Довольно часто в данную категорию вкладывает­ся вся общечеловеческая культура или ее современный этап развития. А. Тойнби (1889-1975), П.А. Сорокин (1889-1968) определяли цивилизацию как определенную ступень развития культуры отдельных народов в целом, характер которой определяется господствующими производственными отношениями (например, античная цивилизация). Г.Л. Морган (1818-1881) и Ф. Энгельс (1820-1895) в понятие «цивилизация» вкладывали этап общественного развития, следующий за варварством и характеризующийся образованием классов, государства, возникновением письменности. Триада «дикость—варварство—циви­лизация» как одна из концепций социального прогресса, не потеряла своего значения и в современных условиях. К. Ясперс (1883—1969) обосновал категорию «цивилизация» как характеристику целостности всех культур, подчеркивая их человеческое единство, ценность, общечеловеческий характер. О. Шпенглер (1880-1936) цивилизацию трактовал как конечный момент в развитии культуры того или иного народа, региона, означающий ее «закат» или упадок, как состояние культуры той или иной области человеческой деятельности (напри­мер, техническая цивилизация).

Думается, совершенно прав Г.Г. Дилигенский, утверждая, что «цивилизация принадлежит к числу тех понятий научного и обыденного языка, которые не поддаются сколько-нибудь строгому научному оп­ределению. Если попытаться как-то объединить различные его значе­ния, мы, очевидно, получим скорее некий интуитивный образ, чем логически выверенную категорию. И все же за этим образом будет стоять определенная реальность - целостность материальной и духовной жизни людей в определенных пространственных и временных границах» (Вопр. философии, 1991, № 3. С. 23).

Основным смыслом понятия «цивилизация» является обозначение достижений человечества, которые обеспечивают его прогресс, вос­хождение от животного состояния, а затем от стадии дикости и вар­варства к собственно человеческим формам жизни. В качестве цивилизационных достижений выступают технологические и социальные явления. К технологическим приобретениям цивилизации относятся: изобретение машин, использование электричества, создание военных технологий, выведение новых высокопродуктивных пород животных и растений. Социальные достижения цивилизации включают: изоб­ретение письменности, юридических норм и законодательства, раз­витие науки, нравственности. Цивилизация обозначает и некую устой­чивую социокультурную общность людей и стран, сохраняющую свое своеобразие, уникальность на длительных отрезках исторического вре­мени. Под цивилизацией так же понимается предельно общее социо­культурное различие между исторически возникшими типами цивилизационного устройства, каждый из которых реализуется во множестве конкретных видов общества. Таким образом, под цивилизацией сле­дует подразумевать такую стадию в развитии человечества, когда социальные связи начинают доминировать над природными и когда общество развивается и функционирует на своей собственной основе. Д. Каринский, автор статьи «Цивилизация» в Энциклопедическом словаре Брокгауза и Эфрона, пишет, что главное содержание историй должна составлять культурная история или история цивилизации, в структуру которой он включает: 1) материальный быт (все то, что служит человеку для удовлетворения его физических потребностей); 2) общественный быт (семья, сословные организации, ассоциации, государство и право); 3) духовная культура (религия, мораль, филосо­фия и наука). Действительно, любая цивилизация структурно состоит из специфической общественно-производительной культуры, сущность которой заключена в творческой деятельности и ее результатах, как ду­ховных, так и материальных. Цивилизация характеризуется также оп­ределенной философией, общественно значимыми ценностями, идеа­лами, стилем творческого мышления, обобщенным образом мира и др.
Цивилизация - есть философско-социологическая категория для обозначения исторически определенного качества, складывающегося в ходе общественно-исторической практики. Существенное значение имеет основной принцип жизни цивилизации, определяемый техно­логией и культурой. Он представляет собой исходные основы духа народа, его мораль, убежденность, определяющие отношение к самому себе, поведение, интимную устремленность, веру, надежду. Основной принцип жизни конституирует людей в народ данной цивилизации,
обеспечивает его единство и сохраняемость на протяжении всей соб­ственной истории. Он складывается исторически и передается новым поколениям «с молоком матери», путем обучения языку, формирова­ния сознания и т.д. «История цивилизации - по мнению П.Ж. Прудона (1809-1865) -есть не что иное, как ряд преобразований: преобразований в религии, в государстве, в собственности, в наследстве, в промышленности, в правосудии. Непрерывной цепью усовершенствования достигает об­щество чистоты своего типа и осуществляет человек свой идеал в себе и вокруг себя». (Прудон. Война и мир. М., 1864. Т. 2. С. 219.) Английский этнограф, исследователь первобытной культуры Э.Б. Тейлор (1832-1917) в труде «Первобытная культура» (М., 1989. С. 18) пишет:
«Культура, или цивилизация, в широком этнографическом смысле слагается в своем целом из знания, верований, искусства, нравственнос­ти, законов, обычаев и некоторых других способностей и привычек, усвоенных человеком как членом общества». В свою очередь, немецкий философ О. Шпенглер в труде «Закат Европы» (М., 1923, С. 31.) о соотношении цивилизации и культуры писал следующее: «Падение Западного мира представляет собой проблему цивилизации. В этом заключается один из вопросов истории. Что такое цивилизация, по­нимаемая как логическое следствие, завершение и исход культуры?
Цивилизация есть неизбежная судьба культуры. Цивилизация - это те самые крайние и искусственные состояния, осуществить которые спо­собен высший вид людей. Они - завершение, они следуют как ставшее за становлением, как смерть за жизнью, как неподвижность за развитием, как умственная старость и окаменевший мировой город за деревней и задушевным детством. Они - неизбежный конец, и, тем не менее, с внутренней необходимостью к ним всегда приходили». Таким образом, цивилизация - это определенный заключительный этап любой культуры. Его основными признаками являются: развитие индустрии и техники, деградация искусства и литературы, возникновение огромного количества людей в городах, превращение народов в безликие массы.

Одним из отечественных мыслителей, разрабатывавших в свое время концепцию развития цивилизации, является Лев Ильич Мечников (1838-1888) - русский социолог и географ, публицист и демократ, брат Ильи Ильича Мечникова. Л.И. Мечников в период учебы в академии художеств в Санкт-Петербурге одновременно посещал лекции и в Медико-хирургической академии. Диплом врача ему получить не удалось, т.к. в 20-летнем возрасте ему пришлось уехать за границу, где он впоследствии участвовал волонтером в национально-освободительной войне в Италии в рядах «тысячи» Гарибальди. Задумав социологический труд, посвященный истории цивилизации, Мечников успел написать лишь введение к нему, которое и было издано в 1889 г. под названием «Цивилизация и великие исторические реки». Мечников - сторонник географического направления в социологии. Развитие об­щества определяется физико-географической средой и, прежде всего, гидросферой. Речные, морские и океанические пути сообщения рождают соответственно древнюю, средневековую и новую цивилизации. Основной замысел книги заключается в том, что история развития человеческого общества и всей цивилизации обязана развитию водных путей, пролегающих по рекам, морям и океанам. Исходя из данной предпосылки, он всю историю человечества соответственно делил на цивилизации, связанные с использованием рек, Средиземного моря и, наконец, океанов. По его мнению, человечество в своем ран­нем развитии имело 3 периода культуры, и все они обязаны географи­ческой среде.

Выступая против расизма, против социологов, распространявших законы биологии на общество, Мечников видел специфику последне­го в свободной кооперации людей, постепенно изменяющих природу.

Критерием социального прогресса для Мечникова является возраста­ние солидарности и свободы общества, которое развивается от угне­тения к анархии (во взглядах Мечникова сказалось влияние М.А. Бакунина). Теория Мечникова в свое время сыграла положительную роль в борьбе с религиозно-философскими воззрениями на общество. Г.В. Плеханов назвал Мечникова замечательным представителем того поколе­ния 60-х годов, «которому много обязана наша общественная жизнь, наша наука и литература».

Социологические взгляды русского философа и естествоиспытателя Н.Я. Данилевского (1822—1885) примыкают к теории исторического круговорота и сформировались под воздействием виталистских идей и позитивного культа естественных наук. Наиболее полно они изложены им в книге «Россия и Европа» (1869). В основе социологической доктрины Данилевского лежала идея обособленных, локальных «культурно-исторических типов» (цивилизаций). Взаимоотношения между ними описываются биологизаторски: подобно живому организму, ци­вилизации находятся в непрерывной борьбе друг с другом и внешней средой; так же, как биологические виды, они проходят естественно предопределенные стадии возмужания, одряхления и неизбежной гибели. Данилевский выделяет 4 разряда исторического самопроявле­ния культурно-исторических типов: религиозный, культурный, поли­тический и социально-экономический. Культурно-исторический тип,
по Данилевскому, эволюционирует от этнографического состояния к государственному и от него к цивилизации. Ход истории выражается в смене вытесняющих друг друга 10 таких типов, целиком или частич­но исчерпавших возможности своего развития. «Эти культурно-исторические типы, или самобытные цивилизации, - писал Данилевский, - расположенные в хронологическом порядке, суть: 1) египетс­кий, 2) китайский, 3) ассирийско-вавилоно-финикийский, халдейс­кий или древнесемитический, 4) индийский, 5) иранский, 6) еврейский, 7) греческий, 8) римский, 9) новосемитический, или аравийский 10) германороманский или европейский. Только народы, составляющие эти культурно-исторические типы, были положительными деятелями в истории человечества; каждый развивал самостоятельным путем начало, заключающееся как в началах его духовной природы, так и в особенных внешних условиях жизни, в которые они были поставлены, и этим вносил свой вклад в общую сокровищницу».
Качественно новым, перспективным, с точки зрения истории, типом Данилевский считает «славянский тип», наиболее полно выраженный в русском народе. Славянофильскую идею противостояния
«мессианской» культуры России культурам Запада Данилевский вульгаризирует, облекая ее в проповедь борьбы русской государственнос­ти с другими народами.

Цивилизационный подход к мировой истории кардинально раз­работан английским историком А.Тойнби в его труде «Постижение истории». Выделив в качестве основного критерия религию, он насчитал пять крупных живых цивилизаций и две реликтовые. Живые: 1) православное христианское или византийское общество, располо­женное в Юго-Восточной Европе и России; 2) исламское общество, сосредоточенное в аридной (от лат. aridus — сухой) зоне, проходящей по диагонали через Северную Африку и Средний Восток от Атланти­ческого океана до Великой Китайской стены; 3) индуистское обще­ство в тропической субконтинентальной Индии к юго-востоку от арид­ной зоны; 4) дальневосточное общество в субтропическом и умеренных районах между аридной зоной и Тихим океаном; 5) западное христи­анское общество (страны Западной Европы, Америки, Австралии, где распространены католицизм и протестантизм). Менее крупных циви­лизаций Тойнби насчитал двадцать одну. К реликтовым цивилизаци­ям исследователь относит, во-первых, группу стран, включающую монофизитских христиан Армении, Месопотамии, Абиссинии и Египта, во-вторых, группу ламаистских буддистов в Тибете и Монголии. По утверждению Тойнби, каждая цивилизация в своем развитии прохо­дит четыре стадии: 1) генезис; 2) рост; 3) надлом; 4) распад.

Цивилизаций было много. Они очень разнообразны и сложны как по социальной структуре, экономике, традициям и обычаям, так и по формам правления, стилю жизни и т.д., то есть по всем параметрам. Важную роль, например, играет религия, которая накладывает огром­ный отпечаток на всю цивилизацию. Так, мировые религии во многих случаях сыграли доминирующую роль (но не детерминирующую) в воз­никновении тех или иных цивилизаций. Невозможно, например, представить арабскую цивилизацию без ислама.

Общие черты цивилизаций проявляются в специфических чертах. На Западе больше внимания обращают на индивидуальную свободу человека. Не случайно именно там возникла теория естественного права, согласно которой все люди равны от природы и, следовательно, должны иметь одинаковые естественные возможности для достижения одних и тех же целей. Отсюда постоянные ссылки на права человека. На Востоке же очень почитают традиции и обычаи, которые предписывают уважение к старшим, родителям, государю, вообще власть имущим. Поэтому там права человека приобретают несколько иной характер, чем на Западе. Вот почему нельзя с одинаковыми мерками подходить к разным цивилизациям, к их ценностям, к нормам поведения людей.

К современным концепциям цивилизации можно отнести концепцию Норберта Элиаса, названную им как «процесс цивилизации». Данный процесс он рассматривает в параллельных и взаимозависимых планах: социогенетическом и психогенетическом. Процесс цивилизации, по мнению Н. Элиаса, содержит в себе три направления: 1. Про­цесс образования государства. 2. Процесс социо-экономического раделения функций. 3. Процесс изменения психической структуры личности. Социогенез государства состоит из создания стабильных центральных органов в форме монополии власти и налогов. Социоэкономическое разделение функций (социо-экономическая дифференциация общества) включает коммерциализацию, появление буржуазии. Психогенез - это проявление внешнего принуждения во внутреннее, образование более-менее автоматического самоконтроля над инстинктами.

Теория цивилизаций за почти 250-летнюю историю своего развития не раз коренным образом перестраивалась в соответствии с требованиями очередного этапа развития науки. В период расцвета классической науки цивилизационная теория ориентировалась на создание целостной научной картины человеческой истории, достижение абсолютной истины, объективного знания об историческом процессе, устранение из познания личностного влияния исследователя. Благодаря концепциям цивилизации классического этапа развития науки возникла традиция исследования истории, которой пользуются и в настоящее время. Данный ход мысли исследователя дает возможность выделять в историческом процессе некие закономерности линейно-стадиальных схем истории.

Вопрос 4. Типология цивилизации. Содержание, признаки и перспективы планетарной и русской цивилизации

Обязательным элементом развитых теорий цивилизаций является их типология. Существует значительное количество вариантов классификаций. Так, эксперты ЮНЕСКО, взяв в качестве оснований классификации уровень развития производительных сил, близость языка, общность бытовой культуры, качество жизни, выделили в современном мире шесть основных цивилизаций. К ним относятся: европейская и североамериканская, дальневосточная, арабо-мусульманская, индийская, тропически - африканская, латиноамериканская.

С точки зрения генезиса мировая цивилизация проходит в своем развитии следующие этапы: - локальные цивилизации (индийская, шумерская, эгейская и др.); - особенные цивилизации (индийская, европейская и др.); - всемирная, охватывающая все человечество. Она формируется в настоящее время. Особенность цивилизационных этапов раскрывается при сопоставлении с принципами выделения формационных структур. Здесь можно выделить следующие моменты. Во-первых, цивилизация содержит указания на определенную высоту, зрелость развития общества. В этом контексте сопоставляются дикость, варварство, цивилизация как этапы человеческой истории. Во-вторых, цивилизация не связана с жестким выделением способа производства, общественного производства как определяющего фактора жизни общества. Она основана на более широком круге выделенных основ общественной структуры - центров систематизации. В-третьих, при выделении цивилизации налицо тенденция к вычленению в качестве основ общества культурологических факторов. В-четвертых, цивилизация фиксирует более конкретно эмпирический пласт общественной жизни, ее особенности и взаимосвязи, нежели формация.В-пятых, цивилизация связывается с особенностями всемирно-исторических изменений XX - начала XXI века, характеризующих общие тенденции всех стран на современном этапе. Перечисленные особенности цивилизаций предполагают большое разнообразие выделенных цивилизационных структур общества. Цивилизационный подход из-за множественности исходных принципов, нацеленности на конкретные особенности общества, видимо, исключает признание какого-то конечного числа цивилизаци цивилизаций. Космогенные цивилизации охватывают эпохи древности и средневековья. Им присущи высокая степень зависимости человека от природных условий бытия, жесткая связь индивида со своей социальной группой, высшим принципом выступает воспроизводство, сохранение биологических и социальных условий жизни. Космос, мировой порядок ориентируют здесь смысл жизнедеятельности человека. Данные цивилизации были обречены на старение, гибель из-за ориентации на стабильность.

В отечественных макросоциологических концепциях, разрабатываемых в трудах Г.Г. Дилигенского, В.К. Карнауха, И.А. Крыловой, Н.Н. Моисеева, Л.И. Новиковой, В.И. Белозерцева, делается акцент на комплексном анализе облика мировой цивилизации. Приоритетными направлениями исследований являются материальные и духовные основания, сущность, содержание и масштабность цивилизации. Наиболее известны успехи в разработке феномена цивилизации как «планетарной цивилизации». Новая цивилизация должна быть, в первую очередь, экологически чистой и ресурсоэкономичной. Жизнь людей будет регулироваться новыми идеалами и ценностями. Эколо­гически чистые районы уже сейчас становятся главным богатством любой страны. Именно с них начинается становление новой цивили­зации. Путь к ней сложен, полон напряженной борьбы и противоре­чий. Каждое государство будет отстаивать, прежде всего, свои нацио­нальные интересы. Российские социологи, признавая цивилизационное разнообразие современного мира, подчеркивают его единство, реализуемое через общность элементов культуры, общечеловеческие и моральные ценности. В процессе образования всемирной цивилизации должна быть преодолена материальная основа прежнего периода - преобразующая технология, поскольку именно она является самой глубинной причиной возникновения и обострения глобального экологического кризиса. Ее место должна занять новая управляющая общественно-производственная технология - материальная основа всемирной цивилизации. Основным принципом жизни в этих условиях будет гло­бальный гуманизм - новая всечеловеческая духовность. Он включит в себя достижения человеческой духовности, созданные на протяжении всей истории мировой цивилизации. Исходная основа глобального гуманизма раскрывается в девизе: «разъединенные мы погибнем, объединенные выживем и возвысим наше существование до изначально заложенной в человеке созидательной сущности».

Активно формируется общецивилизационная основа современных общественных систем в сфере отношений с окружающей действительностью, в экономике, политике и сфере нравственных отношений. В сфере отношения общества с окружающей действительностью — это достигнутый уровень материальных и интеллектуальных производи­тельных сил, характеризующий способность человека воспроизводить условия своего существования и прогресса. В сфере экономики цивилизационная база современного общества включает в себя систему товарно-денежных отношений, наличие рынка. Основой современной планетарной цивилизации является новейшая технология и экономические структуры. В политической сфере в общецивилизационную базу входит общеправовое государство, которое действует на основе демократических норм, представляющих собой завоевание всей человеческой истории, результат борьбы передовых сил общества. В духовной сфере общецивилизационные ценности - это великие достижения на­уки, искусства, культуры, плоды мысли и творчества многих поколений. В сфере нравственных отношений к общечеловеческим ценностям относятся веками выработанные нормы поведения, законы порядочности во взаимоотношениях людей. Народы мира объединяют в планетарную цивилизацию, прежде всего, смыслообразующие компоненты жизни, то есть мотивы и ценности людей. Качественно новым явлением в формирующейся глобальной цивилизации предстает возрастание роли сферы услуг и развертывающаяся компьютерная революция. Планетарной цивилизации свойственна глобализация обществен­ных процессов, общественного мнения. Увеличивается интенсивность экономических, политических, культурных, коммуникационных связей. Взаимовлияние не означает всеобщей унификации. Существенной чертой планетарной цивилизации выступает возрастающее влияние на западные государства эмигрантов из афро-азиатских стран, увеличение значения опыта международного общения. Отличительным признаком планетарной цивилизации является ее антропогенность.

Для планетарной цивилизации свойственно расширение возможностей адаптации человеческой жизнедеятельности к природной среде, упорядочивание избыточных влечений, наносящих вред природе и подрывающих саму основу существования человека, утверждение через посредство общественных институтов, законов и норм социаль­ного порядка гуманитарных условий жизнесуществования человека, определенность и предсказуемость действий как отдельного индивида, так и социальных групп в отношении природы и общества.

Россия вышла на новые рубежи своего социально-экономического развития без соответствующей интеллектуальной и духовной подготовки. Недостаток духовного обеспечения проводимых преобразований интеллектуалы России пытаются восполнить за счет обращения к распространенным на Западе теориям геополитики и локальных цивилизаций. Основу русской цивилизации составляет великорусский народ, ев­ропейский по языку, по основной конфессиальной принадлежнос­ти, но находящийся на перепутье западной и восточной цивилизации. В данных обстоятельствах заключается специфика русской цивилиза­ции, особенности социокультурного и духовного развития России. Са­мобытность России состоит и в том, что она в большей степени под­вержена европейскому влиянию, нежели восточному. К тому же она географически расположена на границах многих экологических зон, религиозных, этнолингвистических и культурно-исторических потоков, что в значительной мере и определяет противоречивость, антиномичность российского прошлого и настоящего.

В духовно-нравственном измерении русская цивилизация представляет сложное культурно-историческое многоединство, включающее совокупность конфессиональных, этнических, этносоциальных, социально-экономических, субкультурных меньшинств. Россия трудно определяется на основе привычных критериев локальной цивилизации. Она скорее межцивилизационная структура, характеризующаяся относительным единством, внутренней подвижностью, что и определяет специфику содержательного и структурного своеобразия России как цивилизации. Цементирующей основой любой цивилизации является ее духовное ядро, содержащее ответ на мировоззренческий вопрос о смысле жизни.. Специфика духовного ядра России заключается в противопоставлении ее Западу и католической цивилизаций как православной. Для России, православной по своей религиозной сути, доминирующим мотивом является мотив христианской любви. Для западноевропейских народов, католических и протестантских в своей основе, ведущими мотивами выступают мотивы Страшного Суда, проблемы Спасения, ветхозаветного страха Апокалипсиса.

Религии, в особенности мировые, используются для идентификции цивилизаций, так как в них фиксируются существенные элементы соответствующего ядра цивилизации. Вместе с тем, не следует преувеличивать роль религиозного основания в классификации цивилизаций хотя бы потому, что, например, в Европе с периода Нового времени сложилась традиция развития духовного ядра преимуществен но под воздействием светской культуры и секуляризации общественной жизни. Для российского духовного ядра свойственно отсутствие характерных для западного развития правовых представлений, проистекающих из античности. В Европе в процессе продолжительной и противоречивой истории удалось создать основы цивилизационного единства, имеющие договорной характер. Специфика российской цивилизации состоит в том, что основанием ее ценности является государственность. У России, в сравнении с европейскими государствами, иная историческая судьба, поэтому сохранение русской цивили­зации, евразийской по своей сути, невозможно без особой роли
государственности, создающей условия существования универсального цивилизационного нормативного порядка. Российский дух всегда ориентируется на идею общего дела, в то время как на Западе приоритетным являются завоевания и суверенность. Результатом служения общему делу в России явилось создание Российского государства и расцвет могучей русской литературы, раскрывшей отечественный дух и душу.

Значительный вклад в развитие цивилизационных концепций внесли представители российской социологической науки (Н.Я. Данилевский, К.Н. Леонтьев, Л.И. Мечников). Отечественные социологи заложили традицию системного, многомерного научно-обоснованного описания цивилизации. В трудах современных философов и социологов (ГГ. Дилигенский, В.К. Карнаух, И.Ф. Кефели, Н.Н. Моисеев, А.С. Панарин, О.А. Платонов, B.C. Степин, В.И. Толстых, А.Д. Урсул и др.) цивилизация предстает синонимом такого состояния общества, которое воплощает наиболее рациональный в данных исторических условиях способ воспроизводства общественной жизни и наиболее гуманные формы существования человека, синонимом высших и обще­значимых достижений человека в различных сферах его деятельности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: