Вопрос 1. Культура: сущность, содержание, структура типология и функции

Термин «культура» восходит к латинскому слову «cultura», которое означало возделывание почвы, ее обработку, т.е. изменения в окружающем мире под воздействием человека, в отличие от тех изменений, которые вызваны естественными причинами.

Хотя само слово «культура» утверждается в европейской социальной мысли лишь во второй половине XVIII века, становление содержания понятия сопровождает историю человечества.

В Древней Греции культурность понимали, прежде всего, как вос­питанность. Отсутствие культурности считалось признаком варварства. В эпоху Древнего Рима возникает представление о культуре как укладе социальной жизни, а также степени личного совершенства. Представление о культуре эпохи Возрождения содержало соответствие гуманистическим идеалам человека. Французские просветители XVIII века (Вольтер, Дидро) сводили содержание культуры к развитию человеческого «разума». Культурность нации, по их представлению, состоит в разумности их общественных порядков и политических учреждений, а измеряется совокупностью достижений в области науки и искусств. В рамках Просвещения уже возникает «критика» культуры и цивилизации (Руссо), которая состоит в показе противостояния морально развращенных «культурных» народов и тех общностей людей, кото­рые находятся на патриархальной ступени развития. Возможность разрешения этого культурного противоречия немецкие философы искали в духовной сфере. Кант ядром культуры считал мораль, которая способна примирить человеческий разум и чувства. Гегель понятие культуры искал в сфере духовной свободы человека. Гердер рассматривал культуру как прогрессивное раскрытие способностей человеческого ума, высшим достижением которого он считал идею гуманизма. Гуманизм соответствует природе человека. Вся история народов является школой соревнования в скорейшем достижении гуманности. По мнению Шиллера, базовыми ценностями, лежащими в основании культуры, являются идея красоты и творчества чело­века (художника).

Николай Данилевский (1822-1885г.г.), культурологические взгляды которого сформировались под воздействием естественных наук, в частности биологии, разработал идею культурно-исторических типов. Как и биологические, культурно-исторические типы проходят ес­тественные стадии возмужания, дряхления и гибели. Он выделяет десять исторических типов культуры: от египетского до германо-романского. Качественно новым, исторически перспективным типом Данилевский считает славянский культурно-исторический тип, наиболее сильно выраженный в русском народе, в котором воплощена мессианская идея возрождения культуры. Рассекая мировую культуру, Данилевский стремится все же сохранить ее цельность, кладя в ее основание деятельность людей, которая выражалась в национальном ха­рактере, психической жизни, этнических особенностях народа.

Немецкий философ О. Шпенглер (1880—1936) в работе «Закат Европы» выдвинул концепцию культуры, которая рассматривается не как единая, а как расколотая на восемь культур, функционирующих на основе своего собственного «способа переживания жизни». Каждая из этих независимых друг от друга культур подчинена жесткому биологическому ритму, от рождения до заката. Этап восхождения и является собственно культурой, этап нисхождения и есть то, что принято называть цивилизацией. Мировая культура в этом случае выступает как совокупность несвязанных друг с другом, чередующихся, однократных типов культуры.
Культура у немецкого философа Шпенглера - историко-культурная целостность, сущность которой образует религия. Цивилизация выступает последней, неизбежной фазой всякой культуры, ее «затуханием», возвратом в небытие.

С позиций психологического подхода К. Юнга (1875-1961г.г.) к феномену культуры, она предстает как производное от «коллективного бессознательного», содержание которого выступает в единстве общечеловеческих первообразов - архетипов. Наиболее ярко они представлены в мифах, сказках, магии и т.д. Французский ученый К. Леви-Стросс считает, что в основе культуры лежит бессознательное творчество человеческого духа. Условием спасения мировой культуры является гармония отношений между внутренним (бессознательная структура ра­зума) и внешним (символы, которыми оперирует человек). Драма современной культуры - это драма самого человека. Необходим возврат к целостности, единству человека, что наиболее полно проявилось в первобытную эпоху. Неоценима, по мнению Лева-Стросса, роль гуманитарных дисциплин в осмыслении этих процессов. Либо XXI век будет веком гуманитарного знания, либо его не будет совсем. Исследователи насчитывают всовременной литературе несколько сотен определений культуры. Чем объясняется такое разнообразие? Прежде, всего тем, что культура выражает все многообразие, все богатство человеческого бытия. Насколько неисчерпаем и многовариантен человек, настолько многогранна и неисчерпаема культура. Понимание культуры производно от базовых ценностей философской концеп­ции, которая лежит в основе той или иной дефиниции. Если в основе культурно-философских взглядов лежат религиозные положения, то такие исходные позиции будут приводить к утверждениям, что всякая культура основывается на религиозной почве. Культура будет являть­ся способом реализации религии. Правомерно говорить о ведущей конкретно-исторической роли той или иной религии в системе миро­вой культуры, но недопустимо все многообразие культуры выводить из религиозных составляющих этой культуры. С учетом этого поло­жения, культуры различают по форме религиозности. Существуют культуры, основанные на политеизме (многобожии) и монотеизме (единобожии). Явлениями мировой культуры являются, например, христианская, исламская, буддийская культура.

Философы, стоящие на позиции идеализма, в основе культуры ви­дят либо какой-нибудь духовный феномен жизни человека, либо рассматривают ее как космическое явление. Исследователи с материалистическими установками сущность культуры ищут в различных материальных основах жизнедеятельности людей. Способы материальной деятельности лежат в основе марксистского понимания развития культуры как целостного и закономерного процесса. Вместе с тем, существует философская позиция прагматического толка, сторонники которой видят в культуре лишь определенный способ приспособления человека к внешним обстоятельствам, что является условием его существования.

Кроме того, культура выступает предметом внимания не только философов, культурологов, но и историков, этнографов, археологов, социологов, политологов. Каждая из дисциплин имеет свою теоретическую задачу, социальную методику, способы постижения этого феномена. Следует также помнить, что процесс познания человеком культуры отличается от процессов познания, допустим, в естественно-научной сфере. Познавая культуру, человек познает не некую независящую от него реальность, а свое собственное существование, которое воплощается в фактах культуры. Постигая культуру, человече­ство пытается ответить на такие «вечные вопросы», как смысл своего собственного бытия, своей деятельности и своей сущности. Познание культуры предстает, прежде всего, реализацией человеческих чаяний познать свою собственную природу.

Взаимосвязь человека и культуры не вызывает сомнений у большин­ства исследователей, стоящих на самых различных мировоззренчес­ких и методологических основаниях. По существу, принято суждение, согласно которому вне культуры невозможно не только бытие чело­века, но и он сам как сущность. И человек предстает здесь высшим смыслом, критерием и главной ценностью культуры. Возможность развития сущностных человеческих качеств выступает в культуре определяющим. В этом смысле культуру можно определить как человеч­ность человечества.

Важнейшим принципом философской методологии для изучения такого многомерного, сверхсложного, многовариантного феномена как культура, является принцип системности. Только в рамках системного подхода, возможно понять культуру как, с одной стороны, целостный объект, а с другой, характеризующийся многообразием взаимодействия и динамикой преобразования структурных элементов. Все другие подходы способны уловить важные, но частные характеристики культуры. Результатом системного рассмотрения культуры выступает синтетическое знание, многомерная картина бытия культуры

Культура возникает, как результат деятельности человека и являет­ся сложной, динамической, саморазвивающейся системой.

Функционирование культуры может быть представлено в единстве трех ее составляющих: предметов культуры, способов человеческой деятельности и человеческих качеств. Но какую бы грань культуры мы не рассматривали, она всегда будет «очеловечена». Какой бы черепок ни исследовали археологи, он и ценен не сам по себе, а потому, что ха­рактеризует мышление человека ушедших эпох. Любой способ чело­веческой деятельности характеризует степень реализации сущностных сил человека.

Только в рамках культурологического подхода возможно понять содержание специфических человеческих качеств, таких как духовность, свобода, гуманизм.Эти понятия и будут выражать высшие ценности культуры.

Духовность - в форме религиозной, нравственной, эстетической, художественной, политической, познавательной — является особым «продуктом» психической деятельности, возвышающим человека над витальными, эгоистичными и своекорыстными потребностями его су­ществования, связывая тем самым индивида с другими людьми, а затем и с природой, и с творимой ими «второй природой» — миром вещей, в котором культура обретает предметное существование.Условием возникновения и сущностным признаком культуры является свобода, т.к. деятельность человека может осуществляться толь­ко на основе самостоятельного выбора каждым человеком целей и средств его действия. Вся история культуры есть движение от мира необходимости через порабощение человека человеком к свободе, к демократически организованному сообществу. Свобода выступает условием творчества во всех видах человеческой деятельности.

Гуманизм выступает качественной мерой культуры, ее критерием, Мерилом истинности, показателем ее внутренней сущности. В свою очередь, культура выражает не внешние признаки явления, а гуманность его содержания, идеальные установки и устремления. Под гуманизмом (от лат. humanus - человеческий, человечный) следует понимать систему идей, отстаивающих и обосновывающих высшую ценность человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение блага человека как кри­терия оценки общественных отношений. Идеи гуманизма в системе культуры выступают духовными ориентирами, указывающими направ­ление движения человека к самому себе как к существу: а) разумному; б) духовному; в) свободному.

Исходя из изложенного, культуру можно определить как форму бытия человека, представленную в продуктах материальной и духовной деятельности и составляющую средство самореализации и основание ценности человека.

В настоящее время понятие «культура» означает исторически определенный уровень развития общества, творческих сил и способнос ей человека, выраженный в типах и формах организации жизни и де­ятельности людей, а также в создаваемых ими материальных и духовных ценностях (Философский энциклопедический словарь. М., 1983. С. 292-293).

Культура - сложная, многоуровневая система. Принято подразделять культуру по ее носителю. В зависимости от этого выделяют культуру мировую, национальную, а также культуру различных социальных общностей (клановая, городская, сельская, профессиональная, молодежная, семьи, отдельного человека). Общепринято выделять культуру народную (непрофессиональную) и профессиональную.

Культура делится на определенные виды и роды. Основанием для подобного деления является учет разнообразия человеческой деятельности.

По содержанию и влиянию культуры на человека ряд авторов предлагают делить ее на прогрессивную и регрессивную, реакционную. Культура, как формирующее человека начало, может воспитывать личность как нравственную, так и безнравственную. Это зависит от ряда объективных и субъективных факторов и условий.

Специфика, типология человеческой деятельности позволяют выделить в системе культуры различные уровни, слои. Критериями для их выделения могут быть внутренние характеристики самой деятельности, ее условия и связи, особенности производимых продуктов. Исходя из этого, принято выделять материальную, духовную, художественную культуры (достаточно распространенным является рассмотрение художественной культуры в рамках духовной культуры общества, личности). Выделяя художественную культуру как особый, специфичес­кий феномен культуры, мы хотели подчеркнуть ее особый статус в си­стеме человеческой духовности. Каждый слой культуры имеет свою специфику, собственное внутреннее строение.

Материальная культура включает в себя основные сферы, образо­ванные различными типами материальной деятельности людей. К таковым относят преобразовательную и коммуникативную деятельность людей. К первой сфере материальной культуры относятся предметы, являющиеся результатами материального производства, а также техническая составляющая производства. Это то, что можно назвать «про­изводственно-технической культурой». Она включает в себя и техни­ческие аспекты (технологическую культуру) производства.

Медицина, как сфера человеческой жизнедеятельности, во многом зависима и порой предопределена состоянием дел в этой сфере куль­туры. Возможности производства, состояние социальных отношений, наличие и сохранность технического потенциала работников, возмож­ность внедрения в производство последних научных достижений — все это явным образом отражается на состоянии здравоохранения и здоровья людей.

Вторая сфера материальной культуры связана со способом поведения человека в его интимной жизни. Культура воспроизводства чело­веческого рода в известной степени характеризует уровень общей куль­туры человека. Безусловно, сфера половых отношений не может рассматриваться в чисто биологическом плане, она несомненный компонент духовной культуры. Это важная сторона человеческого бытия связана с особым качеством, способностью человека к любви. В философии (этике) с понятием любви связаны интимные и глубокие чувства, особый вид сознания, душевного состояния и действий, кото­рые направлены на другого человека (более подробно см.: Философия любви. 4.1. М., 1990. С. 510). Попытки современной массовой куль туры свести эту сложнейшую и прекраснейшую сферу человеческой жизни к «технике секса», технологической стороне вопроса, к вуль­гарной материализации носит явно антигуманный характер и должен встречать противодействие со стороны людей, заинтересованных в нравственном здоровье молодежи. Несомненно, велика в этом деле Роль врача.

Несмотря на то, что отношения по поводу детопроизводства окрашены множеством общественных, групповых, индивидуальных психологических и духовных оттенков, эти отношения нельзя исключать из сферы материальных отношений. Производство и воспроизводство Материальной жизни требует как определенных физических качеств человека, так и необходимого социального обеспечения. В этом плане правомерно выделение еще двух сфер материальной культуры - физической культуры и культуры социально-политической.

В физической культуре главным объектом является человеческое тело. Совершенствование физических возможностей, качеств, двигательных навыков и умений — определяющее в физической культуре. Еще античным мудрецам было известно, что здоровый дух может существовать только в здоровом теле. К культуре физического развития следует отнести и ту грань медицины во всем ее многообразии, которая дает возможность сохранять, восстанавливать и воспроизводить телесные возможности человеческого организма. Это не принижает того факта, что медицина является сложнейшим феноменом духовной жизни человека, ибо обращается к самым тонким психологическим состояниям человеческой души.

Медицина выступает элементом материальной культуры, так как в ней также реализуется предметно-преобразующая деятельность человека. Культура медицины напрямую зависит от уровня всей материальной культуры, от состояния материального производства, от качества техники и совершенства технологий. Показатели современного состояния отечественного здравоохранения как вида социальной деятельности подтверждают эту зависимость.

Если в структуре деятельности человека выделить такие виды как преобразовательная, познавательная, ценностно-ориентационная и ком­муникативная,то и в духовной культуре следует признать наличие со ответствующих сфер.

В структурукультуры входят субстанциональные элементы, которые опредмечиваются в ее ценностях и нормах. Структура культуры включает в себя систему образования, науку, искусство, литературу, мифологию, религию, политику, право, мораль.

Сложная и многоуровневая структура культуры определяет и разнообразие ее функцийв жизни общества и человека. Главной функцией культуры является человеко-творческаяили гуманистическая. Все остальные так или иначе вытекают из нее. Важнейшей функцией принято считать информационную, функцию трансляции социального опыта. Культура, представляющая сложный, социальный организм, знаковую систему, выступает единственным механизмом передачи социального опыта от поколения к поколению, от эпохи к эпохе, от одной страны к другой. Культуру еще называют социальной памятью человечества.

Другой ведущей функцией является познавательная (гносеологическая). Культура, концентрирующая в себе лучший социальный опыт множества поколений, приобретает способность накапливать богатейшие знания в мире и тем самым создавать благоприятные возможности для его познания и освоения. Можно смело утверждать, что обще­ство настолько интеллектуально, насколько использует богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.

Регулятивная (нормативная) функция культуры связана с регули­рованием различных сторон, видов общественной и личной деятель­ности людей. Именно в сфере быта, труда, межличностных отноше­ний культура определяет их поступки, действия, выбор ценностных ориентации. Она опирается при этом на такие нормативные системы как мораль и право. Причем, чем человек более культурен, тем боль­шее значение для него имеет регуляция моральная, а не правовая.

Семиотическая, или знаковая, функция реализуется в языке. Без изучения соответствующих знаковых систем нельзя ни понять культу­ру, ни, тем более, приобщиться к ее достижениям. Так, язык (устный или письменный) — средство общения людей; литературный язык — важнейшее средство овладения национальной культурой. Специфи­ческие языки нужны для познания особого мира музыки, театра, живописи. Естественно-научные дисциплины (физика, химия, ма­тематика, биология и др.) также располагают собственными знаковы­ми системами.

Ценностная, или аксиологическая, функция отражает важнейшие качественные состояния культуры. Культура как система ценностей формирует у человека вполне определенные ценностные потребности
и ориентации. По их уровню и качеству люди чаще всего судят о степени культурности того или иного человека. Нравственное и интеллектуальное содержание, как правило, выступает критерием соответствующей оценки.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: