Вопрос 5. Правило информированного согласия

Правило информированного согласия — это, по сути, новая концеп­ция, которую, как полагают современные биоэтики, Гиппократ нашел бы очень странной. Ведь он был убежден, что обстоятельства болезни следует скрывать от пациентов. Правило информированного согласия созвучно принципу автономии, ибо оно призвано обеспечить уважительное отношение к пациентам или к испытуемым в биомедицинских экспериментах как к личностям. Благодаря этому правилу минимизиру­ется угроза причинения вреда здоровью вследствие недобросовестных или безответственных действий специалистов. При этом необходимо обеспечить активное участие пациента в выборе метода лечения, Термин «информированное согласие» спустя 10 лет после Нюрнберг­ского процесса, где были представлены свидетельства о чудовищных медицинских экспериментах в концлагерях. В Нюрнбергском кодексе сформулирована также норма добровольного согласия при информи­ровании о характере эксперимента. Термин же «информированное согласие» тогда не фигурировал и стал жесткой нормой после детальной проработки этого понятия в начале 70-х гг. XX в. Это уже не то, что раньше было известно как получение согласия от больного на хирургическую операцию. Правило нацеливает на информирование пациента с определенными целями, которые сформулировали Бичамп и Чилдрес: 1) обеспечить уважительное отношение к пациенту или испытуемому как к автономной личности; 2) минимизировать возможность мораль­ного и материального ущерба, который может быть причинен пациенту; 3) создать условия, способствующие повышению чувства ответственно­сти медицинских работников и исследователей за моральное и физиче­ское благополучие пациентов и испытуемых.

В настоящее время вопрос об информированном согласии стал од­ним из главных в биоэтике. Более того, правило получения информи­рованного согласия пациентов стало общепризнанной нормой. В ч. 2 ст. 21 Конституции РФ указано: «Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам».Согласно ч. 1 ст. 20 Федерального закона РФ № 323-ФЗ, необходи­мым предварительным условием медицинского вмешательства являет­ся дача информированного добровольного согласия гражданина или его законного представителя на такое вмешательство. Обсуждение правила информированного согласия можно провести на основе структуры, включающей его составляющие элементы. Выделены «пороговые»элементы (компетентность пациента, добровольность принятия решения), информационные элементы (процедура передачи существенной информации, предложение рекомендаций, акт понимания), элементы согласия (принятие решения (в пользу некоторого плана), авторизация (одобрение) определенного плана).

Исторически сложилось так, что правило информированного согласия (далее — Правило) первоначально прорабатывалось в США в связи с обнаруженными случаями серьезных нарушений врачами прав и интересов пациентов в научных или коммерческих целях. Процедуры получения Правила вводились в практику американского и западноевропейского здравоохранения именно для минимизации риска этих нарушений. Правило чрезвычайно важно для нормального развития современных моральных и правовых стандартов врачевания. Однако практическое преобразование отношений «врач—пациент» на базе нового морального стандарта может иметь и негативные последствия. Правило как необходимое предварительное условие любого медицинского вмешательства может стать фактором, нарушающим чувство доверия к медицинской профессии. Ведь пациенту как бы говорят: «Вы должны во всех деталях контролировать действия врачей, иначе вам грозит опасность». Это нагнетает подозрительность и может сыграть негатив­ную роль, поэтому Правило нужно понимать как норму диалогического общения врача и пациента в целях согласования обоюдно приемлемого метода медицинского вмешательства. Обсуждение должно включать все названные и рассмотренные выше элементы получения согласия. Если это требование выполняется, то снижается опасность нанесения вреда здоровью и интересам пациентов. В этих условиях Правило становится не самоцелью, а средством для обеспечения партнерского диалога за­интересованных сторон. Врач и пациент становятся тем самым равно­правными партнерами в лечебно-диагностическом процессе, чтобы он мог оценить этот метод с точки зрения своих жизненных ценностей.

Вопросы для самоконтроля

1. В патерналистской модели главную роль играет:

1) Врач;

2) Пациент;

3) Родственники пациента;

4) Священник;

5) Юрист.

2. Информированное согласие – это:

1) Сообщение пациенту всей правды о его болезни;

2) Согласование вопросов обследования и лечение с родственниками пациента;

3) Согласие больного на действие врача на основе полной и достоверной информации;

4) Сокрытие о больного правды о диагнозе болезни;

5) Согласование с больным вопросов обследования и лечения.

3. Ятрогения – это:

1) Полноценное врачевание;

2) Неполноценное врачевание;

3) Заболевание, связанное с дефектами врачевания;

4) Врачебная ошибка;

5) Криминальный аборт.

4. Ятрогения может быть вызвана действиями:

1) Врача;

2) Среднего медперсонала;

3) Младшего медперсонала;

4) Студентов;

5) Родственников.

5. Взаимоотношения врача и больного регулируются:

1) Предписаниями ВОЗ;

2) Решениями Всемирной медицинской ассоциации;

3) Декларациями ЮНЕСКО;

4) Законами государств;

5) Всеми указанными выше инстанциями и актами;

6. Информационное согласие должно быть получено:

1) устно;

2) письменно;

3) в присутствии нотариуса;

4) в присутствии родственников;

7. Врач обязан соблюдать тайну сведений о больном:

1) Во всех случаях без исключения;

2) Лишь в отдельных случаях;

3) Во всех случаях, но имеются исключения;

8. Сведения о болезни и жизни больного:

1) Могут быть разглашены, поскольку болезнь не позор, а несчастье;

2) Не могут быть разглашены, потому что этим можно нанести вред больному;

3) Не могут быть разглашены, поскольку это нарушает автономию пациента;

4)

Ситуационные задачи:

Задача 1

В автобус зашли молодые студентки медицинского института и начали достаточно громко разговаривать. Одна из них начала рассказывать, как в ее смену работы мед. сестрой у их общей знакомой родился ребенок с синдромом Дауна. Этот разговор слышали многие пассажиры автобуса, некоторые возможно знали девушку, про которую шел разговор.

1. Правильно ли повела себя студентка?

2. Нарушила ли она врачебную тайну?

Задача 2

Пациент, находящийся на стационарном лечении в госпитале, попросил своего лечащего врача рассказать, что за болезнь его беспокоит. Лечащий врач при разговоре с пациентом намеренно скрыл некоторые аспекты болезни пациента.

1. Нарушил ли лечащий врач закон?

2. Поясните свой ответ.


ВОЕННО-МЕДИЦИНСКАЯ АКАДЕМИЯ

имени С.М.КИРОВА

Кафедра общественных наук


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: