Основные категории и понятия

Смерть (гибель) –прекращение, полная остановка биологических и физиологических процессов жизнедеятельности.

Клиническая смерть – обратимый этап умирания. На данном этапе прекращается деятельность сердца и процесс дыхания, полностью исчезают все внешние признаки жизнедеятельности организма. Данный период, за исключением редких случаев, продолжается 3-4 мин, максимум 5-6 мин.

Биологическая смерть – необратимое прекращение физиологических процессов в клетках и тканях.

Смерть мозга- это состояние, при котором происходит гибель головного мозга, но с помощью реанимационных мероприятий искусственно поддерживается функция сердца, кровообращение и дыхательная деятельность. В настоящее время под «смертью мозга» понимают патологическое состояние, связанное с тотальным некрозом головного мозга, а также первых шейных сегментов спинного мозга при сохранении сердечной деятельности и газообмена, обеспеченных с помощью непрерывной искусственной вентиляции легких.

Паллиативная помощь – это подход, позволяющий улучшить качество жизни пациентов и их семей, столкунувшихся с проблемами угрожающего жизни заболевания, путем предотвращения и облегчения страданий благодаря раннему выявлению, тщательной оценке и лечению боли и других физических симптомов, также оказанию психосоциальной и духовной поддержки пациенту и его близким. Термин «паллиативный» происходит от лат. «pallium», что имеет значение «маски» или «плаща». Это определяет содержание и философию паллиативной помощи: сглаживание – смягчение проявлений неизлечимой болезни или укрытие плащом – создание покрова для защиты тех, кто остался «в холоде и без защиты».

Хоспис – это медицинское учреждение, в котором больные с прогнозируемым неблагоприятным исходом заболевания получают достойный уход и обслуживание. Основная цель прибывания в хосписе – скрасить последние дни жизни, облегчить страдания. Медицинский персонал оказывает паллиативную помощь. Минимум врачей и максимум среднего и младшего медицинского персонала.

Эвтаназия(от греч. еu – хорошо и thanatos –смерть) – практика прекращения жизни человека, страдающего неизлечимым заболеванием, испытывающего невыносимые страдания. Выделяют 2 вида эвтаназии: пассивная эвтаназия (намеренное прекращение медиками поддерживающей терапии больного), активная эвтаназия (введение умирающему медицинских препаратов либо другие действия, которые влекут за собой быструю и безболезненную смерть).

Суицид (самоубийство) – преднамеренное лишение себя жизни. Все самоубийства условно можно разделить на 2 класса - истинное самоубийство (хорошо спланированное мероприятие, цель которого – любой ценой лишить себя жизни вне зависимости от мнения и реакции родных, близких, друзей); демонстративное (является не столько попыткой лишить себя жизни, сколько «криком о помощи», попыткой обратить на себя внимание окружющих).

Ассистированное самоубийство подразумевает, что врач может оказать содействие неизлечимому больному или испытывающему сильные боли человеку в его попытке добровольно уйти из жизни. Оно отличается от эвтаназии тем, что пациент делает это при содействии врача, но самостоятельно.

Вопрос 1. Различные критерии смерти. Понятие смерти мозга и его варианты.

Ясно, сколь важными функциями наделяет общество врача, вверяя ему право определять момент смерти. Обычно нам эти функции представляются вполне естественными и даже самоочевидными. В действительности, однако, наделение ими врачей - дело по историческим масштабам совсем недавнее, относящееся примерно к середине XIX столетия. И связано оно было с тем процессом, который историки медицины и историки культуры называют медикализацией смерти.

Отметим, что когда в 1957 г. Международный конгресс анестезиологов, озабоченный тем, что развитие технологий искусственного поддержания жизни делает проблематичным медицинское определение момента смерти, обратился к тогдашнему главе католической церкви папе Пию XII с просьбой разъяснить, чем им следует руководствоваться, проводя границу между жизнью и смертью человека, тот ответил, что уточнять определение смерти - дело не церкви, а врачей. Таким образом, ныне и церковь вполне согласна с тем, что именно на враче, а не на священнике, лежит ответственность за констатацию смерти.

Американский историк медицины М. Перник подчеркивает, что в результате проблема определения момента смерти стала вопросом, требующим применения технических средств, методов и критериев, известных только специалистам. Тем самым, рассуждает он, медики обрели новую монополию, а стало быть - и новую власть в обществе Другая сторона процесса медикализации смерти, связанная с только что рассмотренной, но проявившаяся значительно позднее и до сих пор еще утверждающаяся в разных странах мира, - это то, что местом, где человек расстается с жизнью, все чаще становится больница.

Эта тенденция ведет также к тому, что в отличие от предшествующих времен врачам, вообще медицинским работникам все чаще приходится непосредственно иметь дело со смертью и с процессом умирания. Говоря об умирании как процессе, мы хотим подчеркнуть то обстоятельство, что если сама по себе констатация смерти - это, по существу, одномоментный акт, то смерть, протекающая под наблюдением медиков, имеет длительность, подчас довольно большую. При этом в определенной мере процесс умирания контролируется медицинским персоналом. А это значит, что смерть и умирание все в большей мере становятся не просто естественным событием, но таким событием, которое опосредуется имеющимися у медиков техническими возможностями и средствами, то есть в определенном смысле - событием искусственным, обусловленным теми решениями, которые принимаются людьми. Сегодняшняя смерть укорачивается или продлевается в зависимости от действий врача: он не может ее предотвратить, но часто в состоянии регулировать ее длительность - от нескольких часов до нескольких недель, месяцев или даже лет..Бывает, оттягивание смертного часа становится самоцелью, и медицинский персонал не жалеет усилий, чтобы продлевать жизнь человека искусственными методами..Медицина, организованная в форме больницы, в принципе может позволить неизлечимому больному продолжать существование неопределенно долго". Таким образом, в результате медикализации смерти к настоящему времени врачи оказались непосредственно вовлеченными в трагическую, сложную и наделенную глубочайшим смыслом область человеческого существования. И если М. Пер-ник говорит о том, что благодаря этому медицинская профессия обрела новый источник власти в обществе, то в любом случае это навлекло на нее и новую, чрезвычайно серьезную ответственность, породило такие моральные проблемы, с которыми не приходилось сталкиваться традиционной медицине.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: