Методика «Свободный ассоциативный эксперимент»

Для проведения теста следует подготовить группу слов-стимулов в количестве 30–40единиц, относящихся к различным частям речи (существительным, глаголам, прилагательным, наречиям).

Инструкция испытуемым. В ответ на предъявленное слово-стимул запишите в своих тетрадях любое слово, пришедшее вам в голову.

Экспериментатор зачитывает список слов-стимулов так, чтобы после каждого оставалось 5–6 секунд, необходимых для записи реакции. При наличии соответствующей аппаратуры целесообразно фиксировать индивидуальное время ассоциативной реакции для его последующего анализа.

Для установления ассоциативных зависимостей между стимулами и реакциями испытуемого составляют таблицу. После выполнения ассоциативного эксперимента последовательно сравниваются между собой пары «стимул – реакция» по двум категориям: логические и грамматические реакции. Логические реакции, в свою очередь, делятся на подгруппы центральных и периферических, грамматические – на подгруппы синтагматических и парадигматических.

Логические связи – это связи по смыслу между стимулами и реакциями. Если такая связь есть (например, «армия – солдат» или «болезнь – лечение»), то ставится любой опознавательный знак (типа галочки) в графу «Центральная логическая реакция». Если же эта связь отсутствует, то галочку ставят в графе «Периферическая логическая реакция» (например, «армия –танец» или «болезнь – еда»). Увеличение периферических ассоциативных реакций свидетельствует о плохом знании языка, нарушении психических особенностей (заторможенность, скачкообразность мыслительных процессов и т.п.). Для взрослых носителей языка характерно преобладание центральных ассоциативных реакций не менее 65 % от общего количества предъявленных стимулов.

С точки зрения грамматического критерия также можно выделить два варианта ответных реакций: синтагматические и парадигматические. Синтагматическим вариантом связи между словом-стимулом и словом-реакцией считается связь между разными грамматическими категориями, например, между существительными и прилагательными или глаголами и наречиями («хороший – поступок», «дождь – идет»). Под парадигматическими реакциями испытуемых понимается связь в пределах одной грамматической категории («хороший – плохой», «дождь – грязь»). Для взрослых носителей русского языка характерно преобладание парадигматических ассоциативных реакций не менее 70 %. Увеличение синтагматических реакций свидетельствует о недостаточности аналитических операций, некотором инфантилизме мышления. Иногда это может быть следствием индивидуально-психологических особенностей испытуемого (например, правосторонней асимметрии мозга).

Проективная методика «Рисунок несуществующего животного».

Инструкция испытуемым. Придумайте и нарисуйте несуществующее животное и назовите его несуществующим именем.

Метод исследования построен на теории психомоторной связи. Для регистрации состояния психики используется исследование состояния моторики (в частности моторики рисующей доминантной руки), зафиксированное в виде графического следа движения (рисунка). По мнению Сеченову, всякое представление, возникающее в психике, любая тенденция, связанная с этим представлением, заканчивается движением (буквально «всякая мысль заканчивается движением»). Если реальное движение по какой-нибудь причине не осуществляется, то в определенных группах мышц суммируется определенное напряжение энергии, необходимой для осуществления ответного (на представление – мысль) движения. Так, например, образы и мысли – представления, порождающие страх, вызывают напряжение в группах мышц ножной мускулатуры и мышц рук, что оказалось бы полезным (необходимым) в случае ответа на страх бегством или защитой с помощью рук (ударить, заслониться).

Тенденция движения имеет направление в пространстве: удаление, приближение, притягивание к себе, наклон, выпрямление, подъем падение и т.д. При выполнении рисунка лист бумаги (или полотно картины) представляет собой модель пространства и кроме состояния мышц фиксирует отношение к пространству, т.е. возникшую тенденцию. Пространство, в свою очередь, связано с эмоциональной окраской переживания и временным периодом (настоящим, будущим, прошедшим). Связано оно также с действительностью и идеально-мыслительным планом работы психики.

Пространство, расположенное сзади и слева от субъекта, связано с периодом прошлого и бездеятельностью (отсутствием активной связи между мыслью-представлением и планированием) и его осуществлением.

Правая сторона пространства впереди и вверху связана с периодом будущего и с действительностью. На листе (модели пространства) левая сторона и низ связаны с отрицательно окрашенными и депрессивными эмоциями, неуверенностью, пассивностью.

Правая сторона (соответственно доминантной правой руке) связана с положительно окрашенными эмоциями, энергией, активностью, конкретностью действий. На этих закономерностях построены такие разработанные и статистически выверенные тесты, как «Рисунок человека» (Маховер), рисунок-тест «Дерево», «Миокинетика» Мира-и-Лопеса.

Соответственно тем же закономерностям можно анализировать любой свободный рисунок.

Помимо общих закономерностей психомоторной связи и отношения к пространству при толковании материала теста используются теоретические положения оперирования с символами и символическими геометрическими элементами и фигурами.

По своему характеру тест относится к числу проективных. Он не подвергается статистической проверке и стандартизации, поэтому анализируется аналогично свободному рисунку; результат анализа может быть представлен в описательной форме.

По составу данный тест ориентировочный; как единственный метод исследования использован быть не может (требует объединения с другими методами или тестами, т.е. использования в качестве батарейного инструмента исследования).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: