Общая энергия

Оценивается общее количество изображаемых деталей или только необходимое количество, чтобы дать представление о продуманном несуществующем животном (тело, голова, конечности или тело, хвост, крылья и с заполненным контуром, без штриховки и дополнительных линий и частей; просто примитивный контур или же щедрое изображение не только необходимых, но и усложняющих конструкций – дополнительных деталей). Соответственно, чем больше составных частей и элементов (помимо необходимых), тем выше энергия. В обратном случае – экономия энергии, астеничностъ, органика, хроническое соматическое заболевание. То же самое подтверждается характером линии: слабая, паутинообразная линия («возит карандашом по бумаге», не нажимая на нее). Противоположный же характер линии (жирная, с нажимом) не является полярным; это не энергия и тревожность. Особое внимание следует обратить на резко продавленные контурные линии, видимые даже с обратной стороны листа (судорожный высокий тонус рисующей руки), что означает резкую тревожность. Важно и то, какая деталь, какой символ выполнен таким образом (т.е. к чему привязана тревога).

Оценка характера линии (дубляж, небрежность, неаккуратность соединения, «островки» из находящих друг на друга линий, зачернение частей рисунка, «запачкивание», отклонение от вертикальной оси, стереотип линий и т.п.) расценивается как при анализе пиктограммы. Сюда же можно отнести фрагментарность линий и форм, незаконченность, оборванность рисунка.

Тематически животные делятся на угрожающих, угрожаемых и нейтральных (подобие льва, бегемота, волка или птицы, улитки, муравья, белки, кошки). Это отношение к собственной персоне, своему «Я», представление о положении в мире, как бы идентификация себя по значимости (с зайцем, букашкой). В данном случае рисуемые животные – представители самого рисующего.

Уподобление рисуемого животного человеку. Начиная с постановки животного в положение прямохождения, кончая одеванием животного в человеческую одежду (юбку, штаны), включая похожесть морды на лицо, говорит об эмоциональной незрелости и степени выраженности очеловечивания животного. Механизм сходен и параллелен аллегорическому значению животных и их характеров в сказках, притчах и других фольклорных формах.

Степень агрессивности выражена количеством, расположением и характером острых углов в рисунке, независимо от их связи с той или иной деталью изображения. Особенно весомы в этом отношении прямые символы агрессивности: режущие, острые клювы, зубы.

Следует обратить внимание на акцентировку сексуальных признаков (вымени, сосков, груди при человекообразной фигуре и др.). Это отношение к полу, вплоть до фиксации на проблемах секса.

Фигура круга (особенно ничем не заполненная) символизирует тенденцию к замкнутости, сокрытию своего внутреннего мира, нежелание давать сведения о себе окружающим, наконец, нежелание подвергаться тестированию. Такие рисунки, как правило, дают ограниченные данные для анализа.

Резко и необычно обращает на себя внимание вмонтирование механических частей в живую ткань животных (постановка животного на постамент, тракторные или танковые гусеницы, треножник, прикрепленный к голове винт, вмонтированные в глаза электролампы, в тело и конечности – рукоятки, клавиши, антенны). Это наблюдается главным образом у больных шизофренией и глубоких шизоидов (редко).

Творческие возможности выражены обычно количеством сочетающихся в фигуре элементов: банальность, отсутствие творческого начала принимают форму готового, существующего животного (лошади, собаки), к которому всего лишь приделана также «готовая» деталь, чтобы нарисованное животное стало «несуществующим» (кошка с крыльями, собака с перьями, собака с ластами и т.д.). Оригинальность выражается в форме построения фигуры из элементов, а не из целых «заготовок».

Название может содержать рациональное соединение смысловых частей (летающий заяц, бегемот, мухожер). Другой вариант названия – смыслообразование с «книжно-научным», иногда латинским суффиксом (ратолетиус, натеолярия, парголорий):

· первое – рациональность, конкретная установка при ориентировке и адаптации;

· второе – демонстративность, направленная главным образомна демонстрацию собственного разума, эрудиции, знаний.

Встречаются названия поверхностно-звуковые, без всякого осмысления (лиошака, грятектор, лалио), знаменующие легкомысленное отношение к окружающему, неумение учитывать сигналы опасности, наличие аффективных критериев в основе мышления, перевес эстетических звеньев в суждении над рациональным.

Наблюдается иронически-юмористические названия (риночурочка, де-вошпор, пузыреид) при соответственно ироническо-снисходительном отношении к окружающим.

Инфальные названия имеют обычно повторяющиеся слоги (трутру, лю-люка, кус-кус).

Склонность к фантазированию, чаще защитного характера, выражается непомерно длинными названия (аберосинотиклирон, гулобарниклетам-нежиния).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: