Проведение эксперимента

Испытуемому предъявляются два списка ценностей (по 18 в каждом) на листах бумаги в алфавитном порядке или на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем инструментальных ценностей.

Инструкция: Сейчас вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для вас как принципов, которыми вы руководствуетесь в вашей жизни. Каждая ценность написана на отдельной карточке. Внимательно изучив карточки и выбрав ту, которая для вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите вслед за первой. Проделайте то же со всеми оставшимися карточками, Наименее важная останется последней и займет 18 место. Работайте вдумчиво, не спеша. Если в процессе работы вы измените свое отношение, то можете исправить свои ответы, поменяв карточки местами. Конечный результат должен отражать вашу истинную позицию.

Стимульный материал.

Список А (терминальные ценности):

· активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);

· жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);

· здоровье (физическое и психическое);

· интересная работа;

· красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и искусстве);

· любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);

· материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);

· наличие хороших и верных друзей;

· общественное признание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);

· познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);

· продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);

· развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);

· развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей);

· свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках);

· счастливая семейная жизнь;

· счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом);

· творчество (возможность творческой деятельности);

· уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий, сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

· аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;

· воспитанность (хорошие манеры);

· высокие запросы (высокие требования к жизни и притязания);

· жизнерадостность (чувство юмора);

· исполнительность (дисциплинированность);

· независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);

· непримиримость к недостаткам в себе и других;

· образованность (широта знаний, высокая общая культура);

· ответственность (чувство долга, умение держать слово);

· рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);

· самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);

· смелость в отстаивании собственного мнения, своих взглядов;

· твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями);

· терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения);

· широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки);

· честность (правдивость, искренность);

· эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе);

· чуткость (заботливость).

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость (возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции). Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентаций возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

· В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в вашей жизни?

· Как бы вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?

· Как, на ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?

· Как сделало бы это, по вашему мнению, большинство людей?

· Как это сделали бы вы 5 или 10 лет назад?

· Как это сделали бы вы через 5 или 10 лет?

· Как ранжировали бы карточки близкие вам люди?

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются «конкретные» и «абстрактные» ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность. Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

2. Тест юмористических фраз.

Тест юмористических фраз (ТЮФ) – оригинальная компактная методика диагностики мотивационной сферы личности, в определенной мере соединяющая в себе достоинства стандартизованного измерительного экспресс-теста и индивидуализированной проективной методики. Авторами методики являютсяB.C. Бабина (Болдырева) и А.Г. Шмелев.

В основу методики положен принцип тематической классификации неоднозначных стимулов (юмористических фраз и острот). Испытуемый классифицирует многозначные стимулы в соответствии с собственной апперцепцией (усмотрением), относя одинаковые фазы к разным темам (тематическим конструктам). Повышенная мотивационная значимость (доминантность) темы приводит к тому, что субъект апперцептирует именно эту тему в многозначных стимулах, игнорируя все остальные темы (признаваяихвторостепенность). В результате количество стимулов, отнесенных субъектом к одной теме, резко превышает количество стимулов, отнесенных им к другим темам.

Стимульный материал представляет собой набор из 100 юмористических фраз, напечатанных на карточках: 40 фраз однозначно относятся к одной из 10 тем (по 4 фразы на тему), а 60 фраз являются многозначными (испытуемые усматривают в них то одну, то другую тему из тех же 10 основных). Все использованные фразы были опубликованы в отечественных современных сатирико-юмористических изданиях (наибольший вклад внесла рубрика «Фразы» на 16 полосе «Литературной газеты»). На основе нормативных экспериментов многозначные фразы подбирались таким образом, чтобы средние значения 10 классов (по 10 заданным темам) были равны между собой. Стимульный материал легко размножается, дублируется и при необходимости обновляется за счет новых острот и новых тем, что не изменяет диагностический принцип, лежащий в основе методики.

Процедура проведения теста проста и оперативна. Экспериментатор-психодиагност предлагает испытуемому колоду карточек с юмористическими фразами и в инструкции маскирует личностную направленность текста, ориентируя испытуемого на изучение остроумия: это тест на понимание юмористических фраз. Каждая юмористическая фраза (или острота) имеет определенное содержание. Вам нужно понять это содержание и отнести фразу к соответствующей теме. Названия тем, напечатанных на отдельных карточках, раскладываются перед испытуемым.

В предлагаемой версии ТЮФ использованы темы (даются их бытовые названия):

1) садизма;

2) секса;

3) пагубных пристрастий (пьянства);

4) денег;

5) моды;

6) карьеры;

7) семейных неурядиц;

8) социальных неурядиц;

9) бездарности в искусстве;

10) человеческой глупости.

Эти темы не явились результатом применения какой-либо теоретической системы классификации мотивов, а были выделены эмпирически с помощью кластер-анализа экспертных оценок нескольких сотен опубликованных шуток, т.е. отражают наиболее устойчивые и распространенные конструкты обыденного сознания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: