Ключи к МИС

Шкала Верно Неверно
1. Открытость. 1, 3, 9, 48, 53, 56, 65 21, 62, 86, 98
2. Самоуверенность. 7, 24, 30, 35, 36, 51, 52, 58, 61, 73, 82 20, 80, 103
3. Саморуководство. 43, 44, 45, 74, 76, 84, 90, 105, 106, 108, 110  
4.Отраженное самоотношение. 2, 5, 29, 41, 42, 50, 102 13, 18, 34, 85
5. Самоценность. 8, 16, 39, 54, 57, 68, 70, 75, 100 15, 26, 31, 46, 83
6. Самопринятие. 10, 12, 17, 28, 40, 49, 63, 72, 77, 79, 88, 97  
7. Самопривязанность. 6, 32, 33, 55, 89, 93, 95, 101, 104 96, 107
8. Внутренняя конфликтность. 4, 11, 22, 23, 27, 38, 47, 59, 64, 67, 69, 81, 91, 94, 99  
9. Самообвинение. 14, 19, 25, 37, 60, 66, 71, 78, 87, 92  

Таблица перевода сырых значений в стены:

ШКАЛЫ СТЕНЫ
                   
        2-3 4-5 6-7        
  0-1   3-4 5-6 7-9   11-12      
  0-1     4-5       9-10    
        3-4   6-7        
  0-1     4-5 6-7   9-10     13-14
  0-1   3-4   6-7          
          4-5   7-8      
      1-2 3-4 5-7 8-10 11-12      
        3-4   6-7        

3. Исследование самооценки по методике Т. Дембо – С.Я. Рубинштейн.

Данная методика основана на прямом оценивании (шкалировании) испытуемыми ряда личных качеств. Методику можно применять, начиная с семилетнего возраста.

Экспериментатор проводит на чистом листе белой бумаги длинную вертикальную черту и при этом говорит испытуемому: «Допустим, на этой линии расположились все люди земного шара. Вот здесь, вверху (показывает на верхнее окончание линии), самые высокие по росту, а здесь внизу (показывает на нижний отрезок линии) самые низкие по росту. Как ты думаешь, где твое место среди всех этих людей по росту? Поставь карандашом черту в том месте, где, как тебе думается, находишься ты». Инструкцию можно разъяснять и повторять.

Затем рядом с первой линией проводят еще одну такую же вертикальную черту и предлагают аналогичную задачу: «Если на этой линии расположить всех людей по здоровью, то вверху будут самые здоровые, внизу – самые больные. Где бы ты определил свое место по здоровью? Поставь отметку карандашом».

На третьей линии таким же образом располагают людей по уму. «Если на этой линии расположить всех людей по уму, вверху будут самые умные, а внизу – самые глупые. Определи свое место на этой линии по уму и поставь отметку карандашом».

На четвертой линии располагают людей по красоте. «Вверху находятся самые красивые люди всего земного шара, внизу – самые некрасивые люди. Определи свое место на этой линии по красоте и поставь отметку карандашом».

На пятой линии таким же образом располагают людей по характеру: «Наверху пусть будут самые хорошие, внизу – самые плохие по характеру люди. Где бы ты определил свое место по характеру? Поставь отметку карандашом».

Последняя, шестая, линия представляет собой распределение всех людей «по счастью»: «Вверху – самые счастливые, внизу – самые несчастные. Определи свое место на этой линии по счастью среди всех людей земного шара и поставь отметку карандашом». Затем испытуемого просят поставить на этой же линии желаемый уровень счастья: «Если бы все было возможно, то куда бы ты хотел поставить себя по счастью, сделай отметку карандашом другого цвета».

Затем начинается этап экспериментально спровоцированной беседы. В зависимости от того, где испытуемый поставил отметку, его спрашивают, каких людей он считает счастливыми, а каких – несчастными. Что он понимает под счастьем, чего не хватает ему для полноты счастья? Что должно произойти, чтобы состояние по счастью достигло желаемого уровня?

Также строят беседу по каждой линии в обратном порядке. Испытуемого просят отметить карандашом другого цвета на линии «Характер» желаемый уровень характера. Опрос по этой шкале ведется так, чтобы выяснить, какие черты своего характера испытуемый ценит, а какие бы хотел изменить.

Далее испытуемого просят отметить желаемый уровень красоты, ума, здоровья и роста, не забывая подробно беседовать по каждому показателю.

При интерпретации результатов учитывают как расположение отметок на шкалах, так и содержание беседы. По расположению отметок на шкалах судят об уровне самооценки.

В норме отметки по всем шкалам должны находиться выше середины шкалы. Если отметки расположены ниже середины шкалы, то говорят о заниженной или даже неадекватно заниженной самооценке. Расположение отметок на верхнем полюсе шкалы свидетельствует о неадекватно завышенной самооценке. Расположение отметок строго на середине шкал может говорить о несформированности «Я-концепции» («Я как все», «Все средненькое») или же о неопределенности, «потере своего Я» в трудной жизненной ситуации.

Отметка желаемого уровня качеств в норме обычно всегда стоит выше реального. Если же испытуемый ставит отметку желаемого уровня ниже реального, то это свидетельствует о наличии проблем в данной сфере. В таком случае в беседе уделяют особое внимание этому вопросу.

Об адекватности самооценки судят по результатам беседы с испытуемым и объективным показателям.

Под уровнем притязаний личности обычно понимают стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. При воспитании детей важно учитывать уровень притязаний, так как его соответствие возможностям ребенка – одно из условий гармонического развития личности.

4. Моторная проба Шварцландера.

Инструкция. Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. Необходимо поставить крестики в максимальном числе квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить за 10 секунд. Он записывает свой ответ в верхнюю большую ячейку первого прямоугольника. После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает в нижней большой ячейке первого прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. Это задание также обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения и реализуемое в каждой пробе.

УП1                    
                   
УД1                    
                   
УП2                    
                   
УД2                    
                   
УП3                    
                   
УД3                    
                   
УП4                    
                   
УД4                    
                   

Анализ результатов. Средняя величина целевого отклонения (ЦО) (уровень притязаний) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД).

Стандарты целевого отклонения:

5 и выше – нереалистически высокий уровень притязаний;

4,99–3 – высокий уровень притязаний;

2,99–1 – умеренный уровень притязаний;

0,99–(–1,49) – низкий уровень притязаний;

(–1,50) и ниже – нереалистически низкий уровень притязаний.

2. Мотивация.

Мотивация – побуждения, вызывающие активность организма и определяющие ее направленность. По своим проявлениям и функциям в регуляции поведения мотивирующие факторы могут быть разделены на три относительно самостоятельных класса:

1. При анализе вопроса о том, почему организм вообще приходит в состояние активности, анализируются проявления потребностей и инстинктов как источников активности.

2. Если изучается вопрос, на что направлена активность организма, ради чего произведен выбор именно этих актов поведения, а не других, исследуются, прежде всего, проявления мотивов как причин, определяющих выбор направленности поведения.

3. При решении вопроса о том, как, каким образом осуществляется регуляция динамики поведения, исследуются проявления эмоций, субъективных переживаний и установок в поведении субъекта.

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, другим людям, самому себе, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и философии жизни.

В зарубежной психологии ценности и ценностные ориентации исследовались Э. Шпрангером, Дж. Холландом, М. Рокичем и др.

1. Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.

Методика изучения ценностных ориентации М. Рокича основана на прямом ранжировании списка ценностей на два класса:

· Терминальные: убеждения в том, что какая-то конечная цель индивидуального существа стоит того, чтобы к ней стремиться;

· Инструментальные: убеждения в том, что какой-то образ действий или свойство личности являются предпочтительными в любой ситуаций.

Это деление соответствует традиционному делению на ценности (цели и ценности-средства).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: