Цель работы:
1. Сравнение осязательного образа при активном и пассивном осязании тест-объекта.
2. Точность оценки различных параметров объекта при осязании.
Экспериментальное оборудование. В качестве тест-объектов используются несколько предметов, различающихся по форме, весу, размерам, температуре и материалу, из которого изготовлен объект (металлические ножницы, меховая игрушка, бумажный блокнот квадратной формы, деревянная коробка, фарфоровая чашка, стеклянный пузырек и пластмассовая коробочка, ластик, небольшой листок бумаги и еловая шишка).
Порядок выполнения работы:
Часть 1. Испытуемому на глаза надевается повязка и дается следующая инструкция: «Сейчас Вам на ладонь поочередно будут класть различные предметы, которые Вы должны оценить по следующим параметрам: вес, форма, размеры, температура и материал из которого изготовлен объект. Любые манипуляции с предметом запрещены». После каждого предъявления экспериментатор фиксирует ответы испытуемого.
Часть 2. Как и в первой части испытуемому с завязанными глазами на ладонь кладется объект, который он должен описать, при этом он может манипулировать им обеими руками.
|
|
Представление результатов. К отчету прилагается протокол ответов и самоотчеты испытуемого. При анализе результатов сравниваются данные первой и второй частей эксперимента, а также точность оценки различных параметров тест-объекта при активном и пассивном осязании.
Опознание знакомых и малознакомых объектов, помещенных в адекватный – неадекватный контекст.
На точность и скорость опознания объекта влияют различные факторы, в том числе знакомость объекта и семантический контекст (локальный и глобальный), в котором находится опознаваемый объект. Контекст направляет и «корректирует» эффективность опознания и точность категоризации воспринимаемых объектов.
Цели работы:
1) Оценка эффективности опознания объекта в зависимости от его знакомости и семантического контекста.
2) Демонстрация независимого функционирования когнитивных механизмов «что» и «где» при опознании объектов.
Экспериментальное оборудование:
1) Стимульный материал представляет собой серию рисунков, на которых изображены различные предметы (знакомые и малознакомые) в разном семантическом контексте. Всего используется 4 вида рисунков: изображение знакомого предмета в адекватном контексте, изображение знакомого предмета в неадекватном контексте и изображение малознакомого предмета в адекватном и неадекватном семантическом контексте.
2) Сюжетные картинки, разрезанные на 8 частей, с сохранением локального, но нарушением глобального контекста (локализацией в пространстве).
|
|
Порядок выполнения работы:
Испытуемому дается следующая инструкция: «Вам будут предъявляться рисунки, на которых изображены различные предметы. Ваша задача – перечислить и назвать все предметы, которые Вы видите на картинке».
Часть 1. Экспериментатор последовательно предъявляет картинки с изображением одного и того же объекта в разных контекстах (адекватном и неадекватном), фиксирует ответы испытуемого и время опознания в отношении текстовых предметов.
Часть 2. Экспериментатор последовательно предъявляет сюжетные картинки с сохранным локальным контекстом (но нарушенным глобальным) и фиксирует время и точность опознания испытуемым отдельных объектов на картинках.
Представление результатов:
1. При анализе результатов оценивается точность и скорость опознания различных объектов (знакомых и малознакомых, больших и маленьких, типичных и нетипичных) в ситуации адекватного и неадекватного контекста.
2. Сравнивается точность и скорость опознания объектов, для которых глобальный и локальный контексты являются критическими.