Методика «Обратный счет»

Одна из простейших для исследования концентрации внимания. Для проведения методики необходимо иметь секундомер. Испытуемому предлагается одно из следующих заданий: вычитать из двухсот по тринадцать, из ста по семь или из тридцати по три.

Экспериментатор записывает все называемые испытуемым числа и попутные высказывания. В случае если испытуемый медлит, молчит, экспериментатор продолжает ритмично ставить точки.

Например, (100 – 7)…93….86…….79..72…63……….56 и т.д.

В норме задание выполняется безошибочно, промежутки между ответами одинаковые, общее время не должно превышать 35–40 секунд.

Число ошибок, равное двум–трем, свидетельствует об умеренном нарушении концентрации внимания, трудностях сосредоточения, рассеянности. Затруднения, ошибки и значительное замедление темпа при отсчитывании с переходом через десяток могут свидетельствовать о затрудненности умственной деятельности, замедление темпа к концу отсчета – о наличии утомляемости.

Характерно отношение испытуемого к допущенным ошибкам. Обычно если задача хоть сколько-нибудь трудна для испытуемого, он, производя отсчет, может спрашивать у экспериментатора, правильно ли называемое им число, или наблюдает за выражением лица экспериментатора. Стоит лишь экспериментатору переспросить у испытуемого, сколько он назвал, как испытуемый тут же спохватывается и исправляет свою ошибку.

Совсем иное отношение к своим ответам наблюдается у испытуемых со снижением критики. Такие испытуемые могут отсчитывать от ста по семь следующим образом: 100….93….87…..76……..68…58 и т.д.; и если даже переспросить в это время испытуемого: «По сколько Вы отнимаете?», испытуемый может ответить, что он отнимает по семь, и продолжать дальше: 58..48..38 и т.д.

Если число ошибок превышает 50 % ответов, можно говорить о значительном нарушении концентрации внимания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: