Что значит выть Россиянином в современном мире

Россия и человечество... Как представить Россию в контексте че­ловечества? Можем ли мы сказать, что с помощью социальной фи­лософии мы поняли их лучше, чем понимали до сих пор? Мы знаем блестящие публицистические работы о современной России1. Что мо­жет к этому добавить социально-философское видение?

Первое, что здесь существенно, — это то, что единство отдельного человека и человечества осуществляется через промежуточные сту­пени: семью, профессиональные сообщества, государственные инсти­туты и т. д. Как я надеюсь, из всего сказанного в этой книге ясно, что человек может статг, самим собой только через идентификацию с этими общностями. Будучи единым со своей семьей, прежде всего со своей матерью, органически, он в процессах социализации обретает единство со своим народом, с национальной культурой и языком, со своей профессией, а потом уже и со всем человечеством — культурно. Таким образом, парадоксальное (мистическое) единство каждой че­ловеческой индивидуальности, Я, и человечества в целом достигается через органическое единство человека с семьей, родиной, культурой. Поэтому каждая индивидуальная судьба в известном смыс­ле совпадает со всемирной историей через единство со своей страной.

Проблема, особенно остро почувствованная нашими современни­ками, состоит в том, что не только человек меняется, развиваясь от рождения до смерти, но меняются и сами общности. Меняется чело­вечество, меняются народы и культуры, меняются возможности суще­ствования семьи. И такие изменения совершаются не всегда плавно — так, чтобы для сравнительно краткой человеческой жизни это остава­лось незаметным. Нет, подчас происходят бурные переломы, как это "лучилось с россиянами. Мы жили в СССР, а после «тихого и незамет­ного», на самом же деле судьбоносного и переломного 1991 г. оказались в постсоветской России. Многие идентификации рухнули. Россия ста-


ла маргинальной страной, в международном сообществе по существу страной-банкротом, состоящей из странных выморочных социальных институтов, которые не могли бы породить даже злая фантазия Щед­рина или больное воображение Кафки: Россия оказалась маргиналь­ной страной неидентифицированных маргиналов2. И в этой траги­ческой, невыносимой ситуации только философский взгляд поможет вернуть нам уверенность.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: