Непостижимая тайна космических перетеканий, называемых нами жизнью, — разделение ее на два пола.
О. Шпенглер16
Размножение — это множественность, предстающая в динамике, т.е. множественность, развернутая во времени17. Размножение у многих биологических видов обеспечивается половой дифференциацией. Дифференциация полов, играющая столь важную роль в развитии и функционировании общества, коренится в самих его природных социально-онтологических основах. Такого рода дифференциация имеет глубокий «системный» смысл и не может быть сведена к специфически биологической закономерности18.
В основании любой мифологии лежит попытка ответить на вопрос, почему существуют мужчины и почему существуют женщины. Приведем греческий вариант мифа19. До Пандоры, первой женщины, на земле жили только мужчины. Они проводили время в бесчисленных пирах, в золотом веке не было старости и смерти. Первая женщина возникла в результате соперничания в плутовстве титана Прометея с Зевсом во время жертвоприношения. Прометей разделил жертвенного быка на две части. В одной были кости, завернутые в приятный сладкий жир. В другой плоть и все самое съедобное было спрятано в желудок быка и имело неаппетитный вид. Зевс выбрал то, что привлекательно на вид, обнаружил ловушку и поклялся отомстить. Он спрятал пшеницу, и людям после этого приходится трудиться, чтобы добыть хлеб насущный. Раньше огнем владели свободно, но Зевс сокрыл и огонь. Прометей похитил семя огня и спрятал его в стебель укропа, зеленый снаружи и полый внутри. Когда Зевс вдруг увидел, что на земле в доме каждого мужчины горит огонь, он решил отомстить — подарить людям Пандору, прекрасное зло. В Пандоре внутреннее и внешнее по замыслу опровергало друг друга. Зевс попросил слепить Гефеста из глины прекрасную деву, Афродита разлила по ней непреодолимое очарование богини, но Гермес вдохнул в нее собачий дух и дух вора.
Пандора подарена мужчинам земли, это последний подарок в борьбе титанов и людей. Пандора — месть за кости под соблазнительным жиром, месть за стебель укропа, где спрятан огонь. Пандора заставляет мужчину работать и, кроме того, иссушает его неуемным сексуальным аппетитом. Зевс, таким образом, в конечном счете выигрывает у Прометея, но расплачиваются люди. Богам достаточно только вды-
хать аромат дыма жертв, им достаточно амброзии, а люди вынуждены есть мясо. Им нужно постоянно набивать живот, чтобы много работать.
Теперь добра не существует без зла. Нет мужчины без женщины. Нет юности без старости. Нет жизни без смерти. Мужчины либо остаются холостяками и тогда живут в достатке, либо, если женятся, несчастны и всю жизнь вынуждены работать. Дети приносят мужчине только подобие бессмертия. Для этой мнимости мужчина должен пройти через чрево женщины (сперма как огонь в стебле укропа, тростинке, как зерно, спрятанное в земле). Таков миф у Гесиода в «Теогонии».
Рациональный анализ показывает, что разделение общностей мужчин и женщин — не столько биологическое, сколько социальное. Да и в «Теогонии» очевидно, что драматическое противопоставление полов возникает только с возникновением цивилизации. Биологическое выступает лишь как «предлог» для социальной дифференциации. Не случайно с помощью одежды, различного воспитания и т. п. культурных средств половая дифференциация многократно усиливает то «естественное» различие полов, которое «дано природой». Социум, культура в человеческом обществе жестко «дискретируют» эту континуальность. Иначе говоря, мы имеем дело не с полом, а с тендером20.
Для тех, кто в разделении полов — тендерной дифференциации — видит основную пружину общественной жизни, наиболее достоверна, как правило, натуралистическая модель социальной реальности21. В связи с этим культивирование тендера приобретает определенную форму культивирования телесности, как в положительном смысле (скажем, аэробика или бодибилдинг), так и в отрицательном, связанном со специфическими женскими или мужскими заболеваниями. Страх перед специфической болезнью рождает более глубокую самоидентификацию22.
Тендерная дифференциация обладает более высоким уровнем императивности, чем возрастная. Это связано уже с тем, что каждый человек в конце концов проходит все возрасты жизни, в то время как идентификация с тем или другим тендером, за редчайшими исключениями, пожизненна.
Так же как «отцов» и «детей» связывает глубинная приязнь, выражающаяся в любви родителей к детям, а детей — к родителям, мужчин и женщин связывает фундаментальное отношение приязни, которое эмпирически предстает как половая любовь в ее самых различных модификациях. Половая любовь, по крайней мере для новоевропейской цивилизации, важна потому, что она задает базовую модель объединяющих сил в обществе, базовую модель солидарности. По модели половой любви рассматривается всякая приязнь людей друг к другу
в обществе. Любовь раскрывает нам саму идею отношений, а именно—понятие интенциональности. В некотором смысле любовь есть торжествующая интенционалъность, воплощенная интенционалъ-ность. Именно благодаря любви мы можем выйти за пределы своего Я23. Глобализация или фундаментализация экзистенции здесь той же природы, что и в Dasein M. Хайдеггера (фундаментальная онтология). Такого рода глобализация есть выход за пределы своей национальной, возрастной и пр. ограниченности.
Кроме фундаментальной приязни как потенциальной или актуальной любви мужчин и женщин связывает и вечное соперничество. Оно касается отношения этих общностей к иерархической лестнице в обществе. Связь тендера с иерархической структурой возникает аналогично возрастной дифференциации, когда половые знаки приобретают социальные смыслы, превращая, собственно, пол как биологическую абстракцию в тендер. В цивилизованном обществе формируются социально привилегированный пол (мужчины) и подчиненный пол (женщины)24. Мужчины захватывают в социальном устройстве сферу публичного, оставляя женщинам сферу приватного.
Неоднократно высказывались гипотезы, что в собственно биологическом плане тендерная дифференциация не дискретна, а континуальна25. Аналогичные биологические явления наблюдаются и в природе. Скажем, у пчел и муравьев далеко не все особи имеют ярко выраженные половые признаки. В связи с определенной континуальностью половой дифференциации во все времена в тендерной дифференциации обнаруживались и маргиналы. В мягкой форме это мужеподобные женщины и женоподобные мужчины, в более резкой форме — так называемые сексуальные меньшинства. Последние предстают как маргинальные группы. Тендерная маргинальность, как и марги-нальность возрастная (как и вообще всякая маргинальность), ведет к повышенной символической активности. Психологи эмпирически обнаружили, что женоподобные мужчины и мужеподобные женщины часто более творчески одарены, чем мужчины и женщины, прочно утвердившиеся в своем поле.
Что касается символической активности различных тендеров, то, хотя здесь действует большое количество факторов в самых разных направлениях, в определенном отношении (например, в одежде, моде, косметике) женщины в современном обществе обладают более высокой символической активностью26. Очевидно, это форма преодоления или компенсации подчиненного положения в иерархической структуре социума.
Существенно также, что взаимное обособление социальных полов предстает в форме эзотеризма. К примеру, красота женщины, или ее привлекательность, — это ее тайна. Отсюда целый ряд особенностей
функционирования института красоты, скажем — существующая, но скрываемая чрезмерность форм.
Так же как всегда в том или ином обличий существовало молодежное движение, всегда существовало и женское движение. В Античности оно представало как явление амазонок, в позднем европейском Средневековье — как ведьмовство27. Наконец, в Новейшее время женское движение предстает как феминизм28. В самые последние десятилетия оно соединяется с экологическим движением (экофеминизм).
Непривилегированная общность создает объединения (скажем, организацию феминисток), которые должны быть «вооружены» идеологией. К примеру, феминистская идеология утверждает, что мужчины построили цивилизацию, базирующуюся на насилии, угнетении и эксплуатации. Засилье мужчин не позволяет человечеству выйти из перманентных военных конфликтов, оно загнало мир в экологический тупик29. Перспективы, с этой точки зрения, либо за доминированием женщин, либо за действительным равенством тендеров. Более мягкие формы феминизма, как, например, у X. Арендт, сосредоточиваются на
критике приватной сферы социального порядка, к которому оказывало ются привязаны женщины.
Выделяется три типа продуманного, так сказать, культурно взвешенного феминизма:
1) либеральный феминизм. Женщиной не рождаются, ею становятся (С.де Бовуар, Б.Фридман, А. Рич). В противоположность андро-центристскому обществу должно быть создано андрогинное общество, где половые различия второстепенны;
2) марксистский феминизм. Природа женщины — совокупность общественных отношений (Д. Гримшоу);
3) постструктуралистский феминизм. Анатомия женщины —
не судьба, а источник. Женщина может мыслить через тело
(С. Гриффин). Тело есть источник интеллектуального восприятия, во
ображения, видения31.
В противоположность женским объединениям и женской идеологии должны бы, как кажется, сформироваться мужская идеология и мужские объединения. Однако этого не происходит потому, что доминирующий тендер встраивает свои объединения и свою идеологию в господствующие как бы «внегендерные» объединения и «внегендер-ную» идеологию. Государство и государственная идеология в цивилизованном обществе носят по преимуществу «мужской» характер.
Человека иногда, особенно при исследовании процессов антропосо-Циогенеза, называют существом гиперсексуальным. Может быть, более точным было бы назвать человека не гиперсексуальным, а гиперген-дерным существом. Ведь гипертрофии подвергаются в первую очередь социальные, а не биологические отношения, связанные с полом.
7.3. СЕМЬЯ
Возрастная и тендерная дифференциация непосредственно проявляются в единстве, прежде всего в сфере семьи32. Семейная жизнь выступает в качестве одного из главных условий полноты человеческого бытия и человеческого счастья. Здесь мы оказываемся в сфере приватного, погружаемся в область повседневного и обыденного.
Если полагать, что главное в социальной жизни — это производство (мнение, господствующее в новоевропейской цивилизации и выраженное в деятельностной модели), то можно выделить по крайней мере три вида производства. В зависимости от той или иной философской позиции на первое место ставится то или другое производство00:
1) производство вещей (материальное производство);
2) производство идей (духовное производство);
3) производство людей.
Сфера приватного, сфера быта имеет дело главным образом с производством и воспроизводством человека. Производство человека — это потребление материальных благ и духовных ценностей, а производство материальных благ и духовных ценностей — это «потребление» человека. Сексуальные отношения, составляющие основу производства человека, предстают как важные социальные отношения. Их особая форма — интимность — оказывается специфической модификацией бытийствования социального.
Что касается быта, то это такая сфера жизни общества, которая охватывает все существование людей вне их производственной и общественно-политической деятельности. Это материальная и культурная среда, в которой происходит удовлетворение потребностей в пище, одежде, жилище, в отдыхе, развлечениях, поддержании здоровья.
Материальная, независимая от воли и сознания человека, сторона быта, составляющая основу социального порядка в быту, включает в себя вещи, которые служат удовлетворению потребностей человека; бытовой труд как специфическую форму деятельности; объективные отношения в сфере быта. Но в быту есть и духовная сторона, не менее важная. Она обнаруживается прежде всего в семейных отношениях. Конкретно-социологические исследования свидетельствуют, что в семейной жизни, особенно на ранних ее этапах в плане онтогенеза, духовная сторона даже преобладает. Молодые люди, вступающие в брак, склонны недооценивать вопросы экономического обеспечения. Юноши требуют от девушек хорошего характера, трудолюбия, чувства юмора, верности, честности. Девушки хотят видеть избранника интеллигентным, честным, искренним, трезвенником.
* * *
Что же такое семья? Это ячейка общества, основанная на супружестве и кровном родстве. Семья —это отношения между мужем и женой, родителями и детьми. Семья — это то, что Ницше называл «ближними», в противоположность «дальним». Семья — важнейшая форма организации быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, — социальный порядок, организующий людей, живущих вместе и ведущих общее хозяйство. Метафора семейного концерта, совместного пения, дуэта или трио — общее место для изображения семьи35.
Брак составляет основу семьи —т. е. отношения между супругами, с одной стороны, и между супругами и государством, с другой, по поводу их взаимодействия как представителей разных полов с целью воспроизводства жизни. В браке существенны, во-первых, функциональная связь между индивидом как обособленным производителем собственной жизни и индивидом как производителем новой жизни и, во-вторых, регламентированность правом. Иными словами, в браке публичное вторгается в сферу приватного и контролирует его.
Чем определены брак и семья? Здесь действуют по крайней мере два фактора. Во-первых, фактор биологический: ясно, что семья и брак были бы невозможны без инстинктов и секса. Во-вторых, фактор социокультурный: ясно также, что семья и брак бесконечно далеки от той или иной регламентации сексуального и воспроизводительного поведения даже высших животных.
Первобытные люди на начальной стадии развития первобытнообщинного строя вообще не знали семьи в собственном смысле слова. Все исследователи отмечают период промискуитета, т. е. неупорядоченных половых отношений. Сплоченность человеческого коллектива, обусловленная слабостью физической организации человека и примитивностью орудий труда, в условиях неразвитых социальных отношений приводила к неограниченным половым связям. Более высокой формой архаического брака был групповой брак, где все мужчины одной фратрии, рода или определенной внутриродовой группы имели брачные связи со всеми женщинами другой такой же группы. Здесь характерна дислокальная (т.е. раздельная) форма брачного поселения.
Запрет половых отношений внутри рода на период охоты (агамия) приводит постепенно к экзогамии. Экзогамия запрещает браки между людьми, принадлежащими к одной родственной группе. Каждый из супругов жил и воспитывал детей в своем родовом коллективе36.
С разложением архаического общества (мотыжное земледелие, домашние животные: этот период иногда — в противоположность преды-
дущему периоду дикости — именуют варварством,) формируется парный брак, характеризуемый сравнительно легкой расторжимостью, непрочностью. Семья в парном браке не составляет экономической ячейки, не имеет своего имущества (в отличие от последующей моногамии). Муж и жена принадлежат в силу обычая экзогамии к разным родам. Поселение супругов первоначально дислокалъно (каждый живет в своем родовом коллективе), а позднее матрилокально. Это означает, что дети связаны с родовой общиной матери. Происхождение здесь фиксируется матрилинейно, т. е. счет происхождения и родства ведется по женской линии. Экономическая основа семьи, основанной на парном браке, —домашнее хозяйство, в котором весьма значительную роль играет женщина. Это дало основание некоторым исследователям говорить даже о существовании матриархата. Впрочем, идея матриархата сегодня разделяется очень малым числом исследователей37.
На смену парному браку приходят патриархальный брак и патриархальная семья. Они складываются в условиях перехода от варварства к цивилизации. Пример патриархальных семей — в той или иной форме досуществовавшие до XX в. южнославянские задруги, семейные общины в России. В социальном порядке патриархальной семьи преобладающую роль играет мужчина. Счет родства ведется по отцовской линии (патрилинейностъ). Род, взорванный патриархальной семьей, теряет хозяйственное и организационное единство. Жена теперь селится в общине мужа (патрилокалъностъ). Парный брак через патриархальные обычаи постепенно перерастает в моногамию.
Моногамия представляет собой одновременное брачное сожительство одного мужчины с одной женщиной. Таким образом, многовековая история ограничения половых связей достигает своего предела. На основе патриархата формируется и частная собственность, хозяйственная основа моногамной семьи. При этом женщина занимает подчиненное положение не только в семье, но и в обществе, не только в сфере приватного, но и в сфере публичного. Ф. Энгельс называл возникновение моногамии, основанной на патриархате, всемирно-историческим поражением женского пола.
Чем прочнее были половые и имущественные связи супружеской пары, тем все более биологическое родство совпадало с социальным положением родителей по отношению к своим детям. Родителями стали называться лишь кровные родители. Социальный институт моногамной семьи возникает как разрешение противоречия между необходимостью индивидуальной ответственности в процессе производства вещей (частная собственность) и необходимостью коллективной (парной) формы производства новой жизни — т.е. между социальной и природной сторонами жизни общества в сфере приватного38.
Цивилизованное общество сформировало несколько типов семьи и
брака. В Античности, поскольку там утвердилось рабство, моногамная семья была возможна только для свободных39. Рабы чаще всего не могли накоплять и наследовать. Бессемейственность рабов — условие существования семей рабовладельцев. Раб — всего лишь говорящее орудие, которое не может передать себя и результаты своего труда детям; он воспроизводит себя в труде, но не в детях. Воспроизводство рабов происходит усилиями государства, а не через семью. Рабовладельческий брак предстает как купля раба и не нуждается в регистрации, так как глава семьи сам представитель закона. Его воля — воля государства.
Переход к другому идеальному (или конструированному) типу семьи — феодальному (мы ограничиваемся западноевропейским примером, не касаясь семейных структур в Азии и Африке) — означает прежде всего обращение к эксплуатации воспроизводительной функции раба. Рабство было уничтожено тем, что рабовладельцы стали не только разрешать, но и содействовать обзаведению рабов семьями. В условиях, когда рост производства достигается ростом количества рабочих рук, необходимы были нераздельные семьи, состоящие из нескольких супружеских пар и их детей при коллективном воспитании детей и коллективном ведении хозяйства.
Развитие феодального производства привело к росту барского хозяйства и к отработочной ренте. Это требовало увеличения числа рабочих рук. Но рост господского хозяйства шел за счет сокращения крестьянских участков. Это подрывало основы воспроизводства рабочей силы. В этом основы экономического кризиса средневековой семьи в Европе.
У господствующих классов в традиционном обществе, например феодальном, семейные интересы и функции поднимаются до уровня государственных, а государственные низводятся до уровня семейных. В связи с этим происходит инверсия приватного и публичного: приватные семейные отношения в семьях феодалов приобретают публичный, государственный смысл. В Средневековье санкция государства на отношения полов приобретает религиозную форму. Поэтому кризис средневековой семьи выразился, в частности, в таких явлениях, как уже упомянутое ведьмовство. По существу это была своеобразная форма эмансипации женщины, а инквизиция, направленная главным образом против ведьм, стремилась своими средствами стабилизировать семью, вернув женщину на ее место.
В условиях машинного производства семья буржуазного общества сохраняет лишь остаточные моменты своей материально-хозяйственной функции. Натуральное хозяйство распадается. Воспитательная Функция семьи также относительно ослабевает. Производство нуждается в квалифицированных специалистах, которые в семье не могут
быть подготовлены. Для этого формируется институт всеобщего публичного образования.
И здесь, в рамках индустриальной цивилизации, буржуазного строя, возникает противоречие, похожее на то, которое мы наблюдали в феодальном обществе. Чтобы снизить цену рабочей силы, необходимы, с одной стороны, многодетные семьи, но, с другой стороны, женские руки необходимы общественному производству, что уменьшает количество детей в семье. Это противоречие решается частично за счет третьего мира и так называемого внешнего пролетариата (термин А.Тойнби).
Что касается самих правящих классов, то буржуазный брак — это договор, правовая сделка, носящая имущественный характер. Сакральная санкция сохраняется, но отходит на второй план. Брак-сделка подлежит регистрации не столько церковью, сколько государством, гарантирующим имущественные права детей и супругов.
Семья в современном мире весьма различна40. Трудно сопоставить семью, скажем, где-нибудь в глубинке Мали, с одной стороны, и студенческую семью в США, с другой. Однако все они выполняют по крайней мере четыре социальных функции, которые мы так или иначе описывали выше: 1) воспроизводства людей; 2) материально-хозяйственную; 3) воспитательную; 4) духовно-компенсаторную. Семьи в современном «третьем мире» главным образом сосредоточены на первых трех функциях. Семья здесь — условие простого выживания41. В развитых странах на первый план выходят третья и четвертая функции, что по существу возвращает эту моногамную, по идее, семью к формам, близким парному браку.
В целом тенденция развития семьи в новоевропейской цивилизации такова, что материально-хозяйственная функция ослабевает и передается из сферы приватного в сферу публичного. В первую очередь это касается городской семьи. Крестьянская семья здесь отстает. Развитие новоевропейской цивилизации ведет также к уравнению прав и обязанностей мужчины и женщины. Главная новация состоит в том, что освобожденная от сферы приватного (в частности —от домашнего труда) женщина активно включается в сферу публичного, например в сферу общественного производства. Это неумолимо ведет к снижению рождаемости42. И опять же: деревня здесь отстает от города. Сельская женщина трудится в домашнем хозяйстве гораздо больше, чем мужчина, ориентированный преимущественно на сферу публичного, сферу общественного производства. В современном российском обществе женщина (даже в условиях ослабления брачно-семейных уз) нацелена прежде всего на семью.
Что касается воспитательной функции, т. е. целеустремленного и систематического воздействия родителей на сознание детей, то тут
противоборствуют две тенденции. С одной стороны, семья в отрыве от общества не может успешно выполнить свою воспитательную функцию. Но, с другой стороны, еще в античной цивилизации понимали, что публичное образование в общественных школах легко профанируется44.
Если учитывать воспитательную функцию семьи по отношению к самим супругам, то налицо динамичное изменение облика женщины, осуществляемое главным образом через семью. Мы уже отмечали включение женщины в общественное производство, что обусловливает рост женского самосознания. Но в то же время это влечет за собой женский алкоголизм45, рост опасного для потомства курения, употребления наркотиков, увеличение производственного травматизма женщин, включение их в преступные группировки, в экстремистские движения.
В современных условиях налицо дезинтеграция и дезорганизация семьи. Мы сказали, что по существу перед нами в развитых странах уже не моногамия, а некая форма парного брака. Это выражается в гигантском росте разводов, росте процента детей, рожденных вне зарегистрированного брака, подъеме проституции и сексуальной распущенности. Огромную отрицательную роль играет здесь и порнобизнес. Если в индустриальном обществе классического капитализма отчуждение захватывало по преимуществу сферу материального производства, то теперь отчуждение распространяется и на сферу приватного, в частности — на сексуальные отношения.
Дезорганизация современной семьи предстает как источник неблагополучия молодого поколения. Родители становятся жертвами общества, а дети — жертвами своих родителей. Растут детское и юношеское пьянство и наркомания46. Дезорганизованная семья порождает отклоняющееся поведение детей и их психические расстройства. Исследователями выявлено несколько типичных ситуаций, которые ведут к детским психическим расстройствам. Скажем, если родители поглощены заботами о работе, то ребенок рассматривается (сознательно или подсознательно) как нежелательный, лишается общения и может стать немым. Или другая ситуация: родители чувствуют себя униженными, ребенок переживает унижение родителей, что может повлечь за собой его «немотивированную агрессивность». Жестокие наказания детей, скрытые конфликты между родителями также могут повлечь за собой агрессивность ребенка. Если один из родителей (чаще всего — жена), лишенный общения со своим супругом (супругой), требует, чтобы ребенок становился его (ее) придатком, то это ведет к серьезным трудностям в общении такого ребенка со сверстниками. Часто у последнего разрушение и смерть становятся навязчивой идеей.
Весьма любопытны обнаружения «регенерации» традиционной семьи в рамках современного общества. Они ярко продемонстрировали
себя в США, где итальянские иммигранты с Сицилии «ввезли с собой» и семейные нравы традиционной Южной Италии. Такого рода семья стала основой мафии, где сохранялись нормы традиционного общества (кровная месть, равнодушное отношение к новоевропейским установлениям права, приоритет семейных ценностей, традиционная половая мораль и т. п.)47. Аналогичные образования можно наблюдать и в постсоветской России. Они в известной мере раскрывают «анатомию» криминальности в современном мире, которая зачастую возникает как столкновение новоевропейских норм с нормами традиционных культур48.
В целом современная семья находится в серьезном кризисе, выражающем трудное положение всей новоевропейской цивилизации, всего нынешнего социального порядка. Этот последний формируется в значительной мере сам по себе, стихийно. Мы отправляемся в неведомый нам путь, к новой цивилизации, к новому социальному порядку. С одной стороны, у него открываются захватывающие перспективы, с другой — столь же громадные опасности.