Изменения в организации

Изменение - это постоянный ступенчатый процесс перевода организации на новую ступень с использованием существующих идей и концепций. Нововведение - процесс выработки новых идей и концепций и применение их в условиях данной организации. Преобразование - это процесс быстрого фундаментального изменения в методах работы организации, вызванный резко меняющимися условиями обстановки.

Признаки изменений

Признаки постепенного/ ступенчатого изменения Признаки фундаментального/ революционного изменения
Часто возникает в жизни организации Возникает в жизни организации нечасто
Серии устойчивых движений вперед Полное изменение
Влияет на отдельные части системы организации Влияет на всю систему организации

По прошествии времени организация может развивать и изменять свою стратегию, но, она будет делать это постепенно. Это происходит потому, что с точки зрения организации постепенным изменением легче управлять, и оно менее разрушительно для функционирования организации, чем фундаментальное (революционное) изменение.

Каждый их этих видов изменения определяется следующим образом:

· Преемственное: Это период, в ходе которого установленные стратегии остаются неизменными за исключением минимальных модификаций.

· Ступенчатое: Подразумевает постепенное изменение в стратегиях по частям или систематически.

· Колебательное: Включает изменения стратегии, которые не имеют конкретной цели или направленности

· Глобальное: Относится к стратегическому изменению революционной или преобразовательной сущности за конкретный период времени.

Уровни стратегических изменений в организации:

1.Коренная реорганизация. Необходимость возникает, например, когда фирма покидает одну отрасль и переходит в другую. При этом меняется номенклатура ее продукции, и рынки сбыта, происходят изменения в технологии, составе ресурсов; меняется миссия организации. При коренной реорганизации у руководства возникают наибольшие трудности с реализацией стратегии;

2.Радикальные изменения. Изменения, как правило, связаны с глубокими структурными преобразованиями внутри организации, обусловленными разделением или слиянием с другой аналогичной организацией. Объединение разных коллективов, появление новых продуктов структурных подразделений вызывает необходимость проведение изменений в организационной структуре и соответствующей корректировки организационной культуры;

3. Умеренные изменения. Наиболее часто встречающиеся стратегические изменения. Необходимость в них возникает всякий раз, когда организация выводит новый продукт на освоенный или новый рынок. Изменения, как правило, связаны с маркетингом и организацией производства. Так как основные усилия руководство направляет на привлечение внимания покупателей к новому товару, ведется активный поиск новых каналов сбыта и разъяснительная реклама.

Ни одна организация не может эффективно функционировать, если в ней часто производятся фундаментальные изменения стратегии. Наиболее реально, что этого вообще не понадобится, так как обстановка меняется не так уж быстро.

Организации вынуждены приспосабливаться к изменениям в своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность

Внешние причины, вызывающие изменения

Факторы, вызывающие t изменения Примеры
Социальные Изменение вкуса и социальных ценностей, как, например, растущее осознание потребности в охране здоровья и беспокойство по поводу загрязнения окружающей среды.
Технологические Повышение доступности новых производственных технологий, информационных систем и коммуникационных каналов.
Экономические Общий спад производства; изменения обменных курсов и процентных ставок; изменения в системе финансирования.
Политические Смена лидерства в масштабе местных властей, правительства и на международном уровне; изменения в законодательном урегулировании; декреты Европейского Союза.
Спрос на рынке Отказ или, наоборот, повышение спроса на определенные виды продуктов и услуг.
Снабжение рынка Слияние компаний розничной торговли; истощение сырьевых ресурсов.
Конкуренты Появление новых конкурентов; упадок существующих конкурентов.
Стихийные бедствия /катастрофы Землетрясение; пожар; авария; ураган.

Как отмечалось ранее, факторы, вызывающие изменения, которые, как представляется на первый взгляд, происходят под воздействием внутренних факторов или причин, тем не менее тесно связаны с внешними факторами. Эти внутренние факторы могут включать в себя желание:

• увеличить производительность

• улучшить качество

• увеличить объем продаж

• улучшить обслуживание

• повысить мотивацию персонала и сохранить кадры и т.д.

Адаптация нововведения в производственной системе проходит, как правило, в условиях преодоления сопротивления. Так как источником сопротивления нововведению является субъективный элемент системы, в качестве побудительной основы указанного объективного явления следует рассматривать субъек­тивные мотивы. К их числу, прежде всего можно отнести так назы­ваемую боязнь нового. Однако эта боязнь имеет объяснимые и далеко не одинаковые причины у разных лиц, являющихся объектами или участниками инновационного процесса. Как показывают исследо­вания, выявляется несколько групп причин.

1. На первом месте стоит боязнь материальных потерь. Для руководителей в одном ряду с указанным выступает боязнь ответ­ственности или утраты существующего должностного статуса. Иног­да это связывают с возможной ликвидацией занимаемой должности или ограничением прав, предоставляемых в соответствии с этой должностью.

2. На втором месте стоит страх потерять работу.

3. На третьем месте — боязнь нового, связанная с ожиданием возрастания объема и сложности работ или уровня ответственности. Поэтому при внедрении новшества необходимо предусматривать меры, которые компенсировали бы эти негативные для работников последствия.

4. На четвертом — боязнь возможного собственного профес­сионального несоответствия уровню сложности новых задач или проектируемых функций. Однако это устранимо посредством обу­чения, и лишь в редких случаях возможна профессиональная непригодность к выполнению новой функции.

5. На пятом — боязнь утраты каких-то моральных преимуществ, авторитета, статуса, возможности принимать решения, власти. В процессе адаптации нововведения в конкретных условиях чаще всего достигается разумный компромисс или вводятся стимули­рующие факторы, вполне компенсирующие возможные потери. Таким образом, действительная причина боязни нововведения, побуждаемая такого рода мотивами, чаще всего исходит от неин­формированности или состояния неопределенности в процессе перестройки.

6. Субъективные мотивы сопротивления новому могут состоять и в том, что иногда называют косностью или консерватизмом. Это нежелание любых перемен, которые могли бы нарушить привыч­ные, пусть даже неэффективные формы работы, связи и т. п. Всякое изменение требует хотя бы относительной активности, которая сама по себе нежелательна даже при соответствующих стимулах. Консерватизм может проявляться как пассивно, так и в форме активного противодействия. Но в этом случае, чем шире персонал предприятия будет информирован о новом, чем больше определен­ности будет в нововведениях, чем больше членов трудового кол­лектива будет профессионально подготовлено к работе в новых условиях, тем успешнее будет осуществляться борьба с косностью и консерватизмом отдельных лиц.

Стремление преодолеть сопротивление нововведению админист­ративными методами приводит лишь к его скрытым формам, выра­жающимся в пассивности, безынициативности, формальном под­ходе к делу. Однако чтобы преодолеть сопротивление новому необходимо, с одной стороны, не только разъяснить людям, что их ожидает в результате нововведения, но и предусмотреть позитивные социальные последствия организационного развития. Они должны выражаться в конкретных показателях роста заработной платы, улучшении условий труда и быта и т. д. С другой стороны необходимо предусмотреть и меры возможной социальной защиты.

Сюда следует отнести: сохранение заработной платы на период трудоустройства, обеспечение мер по трудоустройству, переподготовку кадров, досрочное предоставление пенсии и др.

На пути внедрения организационного нововведения человеку необходимо пройти по меньшей мере четыре ступени готовности: понять, принять, освоить, развивать.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: