Изменение - это постоянный ступенчатый процесс перевода организации на новую ступень с использованием существующих идей и концепций. Нововведение - процесс выработки новых идей и концепций и применение их в условиях данной организации. Преобразование - это процесс быстрого фундаментального изменения в методах работы организации, вызванный резко меняющимися условиями обстановки.
Признаки изменений
Признаки постепенного/ ступенчатого изменения | Признаки фундаментального/ революционного изменения |
Часто возникает в жизни организации | Возникает в жизни организации нечасто |
Серии устойчивых движений вперед | Полное изменение |
Влияет на отдельные части системы организации | Влияет на всю систему организации |
По прошествии времени организация может развивать и изменять свою стратегию, но, она будет делать это постепенно. Это происходит потому, что с точки зрения организации постепенным изменением легче управлять, и оно менее разрушительно для функционирования организации, чем фундаментальное (революционное) изменение.
|
|
Каждый их этих видов изменения определяется следующим образом:
· Преемственное: Это период, в ходе которого установленные стратегии остаются неизменными за исключением минимальных модификаций.
· Ступенчатое: Подразумевает постепенное изменение в стратегиях по частям или систематически.
· Колебательное: Включает изменения стратегии, которые не имеют конкретной цели или направленности
· Глобальное: Относится к стратегическому изменению революционной или преобразовательной сущности за конкретный период времени.
Уровни стратегических изменений в организации:
1.Коренная реорганизация. Необходимость возникает, например, когда фирма покидает одну отрасль и переходит в другую. При этом меняется номенклатура ее продукции, и рынки сбыта, происходят изменения в технологии, составе ресурсов; меняется миссия организации. При коренной реорганизации у руководства возникают наибольшие трудности с реализацией стратегии;
2.Радикальные изменения. Изменения, как правило, связаны с глубокими структурными преобразованиями внутри организации, обусловленными разделением или слиянием с другой аналогичной организацией. Объединение разных коллективов, появление новых продуктов структурных подразделений вызывает необходимость проведение изменений в организационной структуре и соответствующей корректировки организационной культуры;
3. Умеренные изменения. Наиболее часто встречающиеся стратегические изменения. Необходимость в них возникает всякий раз, когда организация выводит новый продукт на освоенный или новый рынок. Изменения, как правило, связаны с маркетингом и организацией производства. Так как основные усилия руководство направляет на привлечение внимания покупателей к новому товару, ведется активный поиск новых каналов сбыта и разъяснительная реклама.
|
|
Ни одна организация не может эффективно функционировать, если в ней часто производятся фундаментальные изменения стратегии. Наиболее реально, что этого вообще не понадобится, так как обстановка меняется не так уж быстро.
Организации вынуждены приспосабливаться к изменениям в своей среде, чтобы выжить и сохранить эффективность
Внешние причины, вызывающие изменения
Факторы, вызывающие t изменения | Примеры |
Социальные | Изменение вкуса и социальных ценностей, как, например, растущее осознание потребности в охране здоровья и беспокойство по поводу загрязнения окружающей среды. |
Технологические | Повышение доступности новых производственных технологий, информационных систем и коммуникационных каналов. |
Экономические | Общий спад производства; изменения обменных курсов и процентных ставок; изменения в системе финансирования. |
Политические | Смена лидерства в масштабе местных властей, правительства и на международном уровне; изменения в законодательном урегулировании; декреты Европейского Союза. |
Спрос на рынке | Отказ или, наоборот, повышение спроса на определенные виды продуктов и услуг. |
Снабжение рынка | Слияние компаний розничной торговли; истощение сырьевых ресурсов. |
Конкуренты | Появление новых конкурентов; упадок существующих конкурентов. |
Стихийные бедствия /катастрофы | Землетрясение; пожар; авария; ураган. |
Как отмечалось ранее, факторы, вызывающие изменения, которые, как представляется на первый взгляд, происходят под воздействием внутренних факторов или причин, тем не менее тесно связаны с внешними факторами. Эти внутренние факторы могут включать в себя желание:
• увеличить производительность
• улучшить качество
• увеличить объем продаж
• улучшить обслуживание
• повысить мотивацию персонала и сохранить кадры и т.д.
Адаптация нововведения в производственной системе проходит, как правило, в условиях преодоления сопротивления. Так как источником сопротивления нововведению является субъективный элемент системы, в качестве побудительной основы указанного объективного явления следует рассматривать субъективные мотивы. К их числу, прежде всего можно отнести так называемую боязнь нового. Однако эта боязнь имеет объяснимые и далеко не одинаковые причины у разных лиц, являющихся объектами или участниками инновационного процесса. Как показывают исследования, выявляется несколько групп причин.
1. На первом месте стоит боязнь материальных потерь. Для руководителей в одном ряду с указанным выступает боязнь ответственности или утраты существующего должностного статуса. Иногда это связывают с возможной ликвидацией занимаемой должности или ограничением прав, предоставляемых в соответствии с этой должностью.
2. На втором месте стоит страх потерять работу.
3. На третьем месте — боязнь нового, связанная с ожиданием возрастания объема и сложности работ или уровня ответственности. Поэтому при внедрении новшества необходимо предусматривать меры, которые компенсировали бы эти негативные для работников последствия.
4. На четвертом — боязнь возможного собственного профессионального несоответствия уровню сложности новых задач или проектируемых функций. Однако это устранимо посредством обучения, и лишь в редких случаях возможна профессиональная непригодность к выполнению новой функции.
5. На пятом — боязнь утраты каких-то моральных преимуществ, авторитета, статуса, возможности принимать решения, власти. В процессе адаптации нововведения в конкретных условиях чаще всего достигается разумный компромисс или вводятся стимулирующие факторы, вполне компенсирующие возможные потери. Таким образом, действительная причина боязни нововведения, побуждаемая такого рода мотивами, чаще всего исходит от неинформированности или состояния неопределенности в процессе перестройки.
|
|
6. Субъективные мотивы сопротивления новому могут состоять и в том, что иногда называют косностью или консерватизмом. Это нежелание любых перемен, которые могли бы нарушить привычные, пусть даже неэффективные формы работы, связи и т. п. Всякое изменение требует хотя бы относительной активности, которая сама по себе нежелательна даже при соответствующих стимулах. Консерватизм может проявляться как пассивно, так и в форме активного противодействия. Но в этом случае, чем шире персонал предприятия будет информирован о новом, чем больше определенности будет в нововведениях, чем больше членов трудового коллектива будет профессионально подготовлено к работе в новых условиях, тем успешнее будет осуществляться борьба с косностью и консерватизмом отдельных лиц.
Стремление преодолеть сопротивление нововведению административными методами приводит лишь к его скрытым формам, выражающимся в пассивности, безынициативности, формальном подходе к делу. Однако чтобы преодолеть сопротивление новому необходимо, с одной стороны, не только разъяснить людям, что их ожидает в результате нововведения, но и предусмотреть позитивные социальные последствия организационного развития. Они должны выражаться в конкретных показателях роста заработной платы, улучшении условий труда и быта и т. д. С другой стороны необходимо предусмотреть и меры возможной социальной защиты.
Сюда следует отнести: сохранение заработной платы на период трудоустройства, обеспечение мер по трудоустройству, переподготовку кадров, досрочное предоставление пенсии и др.
|
|
На пути внедрения организационного нововведения человеку необходимо пройти по меньшей мере четыре ступени готовности: понять, принять, освоить, развивать.