Первый подход сосредоточен на конкурентоспособности экономического роста национальных экономик (этот подход был разработан Дж. Саксом и А. Уорнером и дополнен Дж. Макартуром). Главная задача рассчитываемого индекса конкурентоспособности экономического роста (Growth Competitiveness Index - GCI) состоит в оценке возможности национальных экономик для достижения устойчивого развития.
GCI основывается на учете трех переменных:
- а) развитие технологий,
- б) изменения в общественных институтах
- в) динамика макроэкономической среды (характеристика внешней среды национальных экономик в среднесрочном периоде -5 лет).
Второй подход был предложен М. Портером. Индекс микроэкономической конкурентоспособности (Microeconomic Competitiveness Index - MICI) использует микроэкономические индикаторы для измерения возможности общественных институтов, рыночных структур и экономической политики поддерживать высокий текущий уровень ВВП на душу населения на основе эффективного использования компаниями существующих производственных факторов и возможностей.
MICI учитывает две основные составляющие:
а) степень «продвинутости» компаний и качество их конкурентных стратегий;
Б)качество делового климата.
Слайд 3
Сравнительные позиции конкурентоспособности России
. | Рейтинг микроэкономической конкурентоспособности (место) | Рейтинг конкурентоспособности экономического роста (место) | ||||||
США | ||||||||
Финляндия | ||||||||
Великобритания | ||||||||
Германия | ||||||||
Швейцария | ||||||||
Нидерланды | ||||||||
Швеция | ||||||||
Сингапур | ||||||||
Тайвань | ||||||||
Россия |
Компоненты GCI России в 2002 году:
- уровень развития технологий – 66-е место (2001 г. – 60-е);
- уровень развития общественных институтов - 65-е место (2001 г. – 60-е);
- макроэкономическое положение страны – 35-е место (57-е в 2001 году).
Компоненты MICI России в 2002 году:
- уровень конкурентных стратегий фирм – 62-е место;
- качество предпринимательского климата – 56-е место.
Слайд 4