Реализация продукции бельгийскому сбытовому предприятию: €15 000
Реализация продукции британскому сбытовому предприятию: €12 500
Реализация продукции японскому сбытовому предприятию: €17 500
Реализация продукции американскому сбытовому предприятию: €11 250
Затраты на покупку сырья у бельгийских поставщиков: €7500
Затраты на покупку сырья у британских поставщиков: £25 000
Затраты на покупку сырья у японских поставщиков: ¥3 000 000
Затраты на покупку сырья у американских поставщиков: $5000
Бельгийское сбытовое предприятие
Реализация продукции розничным покупателям: €50 000
Платежи производственному предприятию: €15 000
Платежи сторонним поставщикам: €750 и £10 000
Британское сбытовое предприятие
Реализация продукции розничным покупателям: £75 000
Платежи производственному предприятию: €12 500
Платежи сторонним поставщикам: £5000, €1000 и $9000
Японское сбытовое предприятие
Реализация продукции розничным покупателям: ¥5 000 000
Платежи производственному предприятию: €17 500
Платежи сторонним поставщикам: ¥3 000 000 и $8000
Американское сбытовое предприятие
Реализация продукции розничным покупателям: $40 000
Платежи производственному предприятию: €11 250
Платежи сторонним поставщикам: $10 000 и ¥300 000
Обменные курсы валют
€1,33 = £1 €1 = $1,00
€1 =¥120
Исходя из этой информации, ответьте на следующие вопросы
1. Рассчитайте прибыль каждой из пяти дочерних компаний BLP. (Так как
BLP — бельгийская фирма, выполняйте расчет в евро, национальной валюте Бельгии с 2002 г.) Есть ли среди них убыточные? Отталкиваясь от выше указанной информации, будете ли вы рекомендовать закрытие терпящих убытки предприятий? Почему?
2. Предположим, в каждой дочерней компании затраты на конвертацию валюты при расчетах с поставщиками составляют 1% от суммы транзакции.
Разработайте стратегию снижения этих затрат для корпорации BLP в целом. Предположим, реализация вашей стратегии будет обходиться BLP в
€400 в месяц. Следует ли фирме принимать ваш подход?
3. Если Великобритания решит присоединиться к европейскому рынку единой валюты и перейдет на евро, как это скажется на BLP? Как это отразится
на преимуществах и недостатках стратегии, разработанной вами для снижения затрат BLP на конвертацию валюты?
Кейсы
А). Как маленькая фирма плывет по волнам валютного рынка
Первое, что Ким Рейнолдс делает каждое утро, это встречается с топ-менеджерами завода и узнает, все ли в порядке с производством. На втором месте у него стоит изучение свежих данных мировых рынков валют на предмет того, все ли нормально с обменными курсами.
Эту привычку Рейнолдс завел по необходимости: два года назад по ряду причин, но в первую очередь из-за резкого роста курса доллара, он, президент Market Corp., семейной фирмы по производству труб, у себя дома, в Филадельфии, был вынужден сократить свою зарплату на 40% и потратить сбережения, чтобы оплатить обучение двух своих дочерей в школе. Теперь, когда Рейнолдс просматривает подготовленный секретарем отчет об изменении курсов валют, он видит там падение доллара — и рост евро, благодаря чему сможет в этом году положить себе в карман дополнительные полмиллиона долларов.
Для трейдеров рост и падение обменных курсов — это возможность делать быстрые деньги. Для правительств это — референдумы по вопросам национальной экономики. Для корпоративных гигантов — правда жизни, неотъемлемый атрибут международного производства. Но малое предприятие с глобальными амбициями не может не принимать колебания мировых валютных рынков, совокупный объем которых составляет $1,2 трлн в день, близко к сердцу.
Market, выпускающая трубы с покрытием наподобие тефлонового и изолированные провода, которые используются в производстве автомобилей, бытовой техники и систем очистки воды, стала поставлять свою продукцию на экспорт в середине 1980-х гг., когда Рейнолдсу позвонил представитель одной немецкой фирмы и поинтересовался насчет одной из самых ходовых труб: «Was ist das "AR500"»?
Теперь склад готовой продукции переполнен картонными упаковками с трубами этой марки, предназначенными для отправки в Эрингхаузен, германскому производителю автомобильных деталей W.H. Kuster GmbH, ящиками с другими трубами, отправляющимися в Fico Triad SA из г. Руби, Испания, и деревянными катушками с проводами для Simco Japan Inc. из Кобе. Раз в неделю фирма отправляет 40-футовый контейнер на склад в Великобритании, Испании или Голландии. В этом году она ожидает, что 40% от ее выручки в размере $26 млн поступят из-за границы, главным образом из Европы.
«Мы указываем цены, исходя из фиксированных курсов (обмена валюты), и берем все прибыли и убытки в связи с изменением курса на себя», — говорит Ше-рил Джолли, менеджер по экспорту, наблюдая за взвешиванием коробок, предназначенных для отправки в Германию.
Для того чтобы защитить себя и свою фирму, никак не связанную с одноименной страховой компанией, чьи акции находятся в обращении на нью-йоркской фондовой бирже, Рейнолдс разработал стратегию бизнеса, с которой они могут существовать, причем неплохо, даже при условии того, что ключевой элемент прибыльности фирмы ей совершенно неподконтролен.
Стратегия состоит из четырех частей: назначать покупателям относительно стабильные цены в их валютах, чтобы увеличивать долю рынка за рубежом; пользоваться «форвардными» валютными рынками, чтобы обеспечить себе стабильность доходов в течение ближайших нескольких месяцев; повышать эффективность, чтобы пережить времена, когда валютные операции не сулят ничего хорошего; делать ставку на то, что ситуация будет меняться к лучшему.
«Если стратегия не оправдывает себя, ее всегда можно изменить, — говорит К. Рейнолдс, которому сейчас 52 года, и у него в активе Гарвардская степень МВА. — Правда, я от своей стратегии отказываться не собираюсь. Мы стараемся развивать нишевый бизнес там, где есть возможность предоставить покупателям уникальный продукт.»
Рейнолдс уверен в том, что его политика установления цен в иностранной валюте, главным образом в евро, помогла ему завоевать 70% мирового рынка высокоэффективных тефлоновых устройств, обеспечивающих четкую работу автомобильной педали газа и механизма переключения передач.
Но это также означает, что Market заключает договоры, оплата по которым поступает месяцы и даже годы спустя, когда стоимость евро в долларовом выражении может оказаться намного ниже, чем на момент заключения сделки.
Чтобы минимизировать неопределенность в периоде, равном нескольким месяцам, финансовый директор Market Джеймс Гобан покупает форвардные контракты, пользуясь услугами питтсбургской PNC Financial Services Group. Market обязуется перечислить банку, скажем, €50 000 за четыре месяца, а банк гарантирует выплатить фирме определенную сумму в долларах вне зависимости от того, как изменится обменный курс.
Если Гобан видит, что доллар будет расти, он может хеджировать форвардным контрактом весь ожидаемый поток доходов в евро. Когда же доллар идет вниз, Гобан хеджирует, скажем, 50% и надеется на то, что, подвергая оставшуюся часть выручки валютному риску, он больше выиграет, чем проиграет.
Надежды эти оправдываются не всегда. В этом месяце, например, Markel должна перечислить PNC €50 000 по контракту, купленному фирмой в начале января. Банк выплатит по $1,05 за евро, или $52 500. Если бы Гобан подождал, Markel могла бы продать свои евро по текущему курсу, $1,08, и заработать дополнительные $1500. «Мы не занимаемся зарабатыванием денег на обмене своей валюты, — говорит Дж. Гобан. — Мы просто стараемся управлять своими рисками.»
Была ситуация и похуже. В 1998 г. Markel заключила сделку с немецкой Kusterw. установила цену исходя из того, что к данному моменту евро будет стоить $1,18 — чуточку больше того курса, что был установлен на момент официального введения европейской валюты в обращение в начале 1999 г. «Нет слов, — говорит Рей-нолдс. — Когда вводили евро, никто не знал, что он тут же рухнет.»
А курс евро рухнул, достигнув 26 октября 2000 г. минимальной отметки в 82 цента. Это означало, что каждый евро, полученный фирмой за отгруженную продукцию, стоил в долларах намного меньше, чем она рассчитывала. Финансисты Markel подсчитали, что в сумме за 2000 и 2001 гг. фирма потеряла на этом $625 000. Оба года фирма заканчивала с убытком.
В 2001 г. зарплата семи старших менеджеров Markel была сокращена на 10%. Ни один из 63 сотрудников, получающих фиксированное жалованье, не получил прибавки. (Рабочие, состоявшие в профсоюзе и получавшие по пятилетнему контракту почасовую оплату, не пострадали.) Не было и годовых премий, обычно равняющихся двух-трехнедельной заработной плате, а владельцы фирмы — сам Рейнолдс, его зять и свекор — не получили дивидендов.
Валютная угроза заставила Markel работать эффективнее. Это повлекло за собой необходимость вкладывать деньги в новое оборудование, даже несмотря на то, что фирма несла убытки. В 2001 г. компания приобрела за $250 000 новый экструдер, отличающийся меньшим временем простоя, благодаря чему за смену он выдает на 25% больше труб. Менеджеры на 6% сократили отходы производства проводов для высокотемпературных датчиков кислорода, еще одного ходового товара в автомобильной промышленности.
В общем, Рейнолдс и его команда пережили плохие времена и теперь готовятся к хорошим.
Большинство текущих сделок Markel были заключены в расчете на то, что курс евро будет лежать в пределах от 90 до 95 центов. Но на самом деле он уже составляет $1,08, благо тому поспособствовали внешнеторговый дефицит США, неспокойное состояние американских финансовых рынков и перспективы войны в Ираке. На Markel пролился настоящий денежный дождь. Руководство фирмы считает, что если евро останется на уровне $1,05-1,07, а британский фунт стерлингов по-прежнему будет равен примерно $1,60, Markel в этом году на одной только разнице курсов заработает от $400 000 до $500 000.
«Это наилучший сценарий, но даже в этом случае мы не компенсируем убытки двух предыдущих лет», — говорит К. Рейнолдс.
В азартных играх с валютой есть и победители, и проигравшие, однако Рейнолдс требует, чтобы многолетние контракты на поставку сырья из Японии заключались в долларах. Это означает, что по мере ослабевания доллара японский поставщик будет зарабатывать меньше иен.
«Это, — говорит Рейнолдс, — его проблема.»
Вопросы к кейсу
1. Проанализируйте связи между стратегией бизнеса Market, ее маркетинговой стратегий и стратегиями международного финансового менеджмента.Совместимы ли они друг с другом или же между ними есть противоречия?
2. Охарактеризуйте подход Market к управлению валютным риском. Полностью ли фирма нейтрализовала этот риск?
3. Избавила ли Market себя от экономического риска, связанного с изменением обменного курса? Поясните свой ответ.
4. Market выпускает высококачественные изделия, востребованные во всем
мире. Представьте, что вы работаете в кредитном отделе небольшого банка
из Филадельфии. Финансовый директор Market обращается к вам с просьбой
ссудить его фирме оборотный капитал, предлагая в качестве обеспечения ее
международную дебиторскую задолженность. Что вы ответите?
Источник: Michael M. Phillips, «Ship Those Boxes; Check the Euro!» Wall Street Journal, February 7, 2003, p. Cl. Публикуется с разрешения правообладателя.






