Постпозитивизм. Критический рационализм К. Поппера. Фаллибилизм

Науку Поппер называет "одной из величайших сил", делающих человека свободным. Поскольку наука дело рук человеческих, то "она погрешима", а ее история есть "история безотчетных грез, упрямства и ошибок". Но мы в науке учимся на своих ошибках.

Поппер выделяет два основных класса наук:

а) теоретические или обобщающие (физика, биология, социология и др.), цель которых - открытие универсальных законов или гипотез. Здесь наиболее распространен "метод элиминации ложных гипотез";

б) исторические, которые интересуются конкретными специфическими событиями и их причинным объяснением, а не законами, поскольку "не может быть никаких исторических законов", "общие интерпретации", которые выражают определенные точки зрения.

Наука представляет собой систему понятий, концепций и теоретических проблем. наука характеризуется также своим специфическим методом. при всей важности методов и методологии их роль и значение не следует преувеличивать. Говоря о научном методе, Поппер подчеркивает следующие моменты:

а. Многообразие методов и их взаимосвязь: философию и "метафизические методы" Поппер в отличие от своих предшественников, логических позитивистов, не отрицает. Он полагает, что в своем стремлении уничтожить метафизику позитивисты вместе с ней уничтожают естественные науки.

б. Поппер различает теории более низкого и более высокого уровня универсальности

в. Несводимость методологии к формальной логике.

г. Недопустимость понимания методологии только как эмпирической науки. Методология не является "эмпирической наукой", т. е. изучением поведения ученых. Этот подход Поппер считает "индуктивной теорией науки"

Критический, "диалектический" метод

"После критики конкурирующей теории мы должны применить аналогичную критику против нашей собственной теории". действенная критика теории состоит в указании на неспособность теории решить те проблемы, для решения которых она первоначально предназначалась. Принцип "все открыто для критики" - величайший метод науки. Критика, вообще говоря, может быть неверной, но тем не менее важной, открывающей новые перспективы и плодотворной. Ошибочный метод ведет к догматизму, бесконечному регрессу или к релятивистской концепции. правильный метод критической дискуссии пытается вывести следствия данной теории и их приемлемость для науки.

Концепция роста научного знания

Поппер рассматривает знание как систему изменяющуюся, развивающуюся. Для Поппера рост знания не является повторяющимся или кумулятивным процессом, он есть процесс устранения ошибок, дарвиновский отбор. Рост научного знания есть выбор теории в проблемной ситуации, что делает науку рациональной и обеспечивает ее прогресс. К необходимым средствам роста науки философ относит такие моменты как язык, формулирование проблем, появление новых проблемных ситуаций, конкурирующие теории, взаимная критика в процессе дискуссии.

Три основных требования к росту знания.

1. новая теория должна исходить из простой, новой, плодотворной и объединяющей идеи.

2. она должна быть независимо проверяемой, быть более плодотворной в качестве инструмента исследования.

3. должна выдерживать некоторые новые и строгие проверки.

Теорией научного знания и его роста является эпистемология, которая в процессе своего формирования становится теорией решения проблем, конструирования, критического обсуждения, оценки и критической проверки конкурирующих гипотез и теорий.

Фаллибилизм Приспособленность к опред. аспектам действ-ти. Все организмы = отраж-я своего окруж.мира. Это прежде всего относится к научн. знанию, выходящему за пределы повседневного опыта — в этой сфере сформировавшийся у человека когнитивный аппарат не прошел эволюц. отбора. У Лоренца при этом речь идет о видовом или «филогенетическом» фаллибилизме.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: