Наука в эпоху Возрождения и научная революция XVII века

Характерные черты мировоззрения Возрождения (конец XIV- начало XVIIвв):

- гуманизм, секуляризация и антропоцентризм

- обращение к античному наследию (уже не к отдельным авторам и их отд. работам, а восприятие античного наследия в его полноте)

- тенденция пантеизма, разрушение антично-средневекового иерархического космоса.

- возрождение натурфилософии

- опытное естествознание, принципиально новое, научно-материалистическое понимание окружающего мира (шарообразности, а не плоскости Земли, вращения Земли вокруг Солнца, а не наоборот, бесконечности Вселенной, новые анатомические знания и т.д.);

- индивидуализм

В эпоху Возрождения классическая античность противопоставляется Средневековью, Темным Векам (которые так названы одним из первых гуманистов - Петраркой). Одной из характерных черт эпохи стала секуляризация, т.е. процесс, в итоге которого наука и культура перестают быть прерогативой Церкви, формируется светская культура, независимая от монашества и церковных школ, бывших основными носителем науки и культуры в Средние века. В результате этого начинают появляться независимые школы и кружки, как, например, первые кружки гуманистов. Однако важно отметить, что связь с религией как таковой не разрывалась, т.е. это была просто автономия, но не протест против неё.

Вторым важным аспектом стало появление движения гуманизма. Основное внимание гуманисты уделяли не Богу, как это обычно делалось, но человеку. Теоцентризм сменяется на антропоцентризм. Один из ярких примеров образа человека у гуманистов – «Речь о достоинстве человека» Д. Мирандола, риторика в этот период начинает восприниматься как часть философского образования. Гуманисты очень интересовались словесностью, многие их произведения считались в первую очередь литературной работой.

Иерархическое устройство мира, которое присуще как античности, так и концу Средневековья (яркий пример тому Данте Алигьери и «Божественная Комедия») начинает понемногу исчезать в произведениях гуманистов. Так, создав строго иерархичный мир, столь похожий на древнегреческий космос Бог-Творец затем создает Человека, основной смысл которого – не соблюдать иерархию космоса. Человек - единственный, кто может разделить с Богом восхищение этим миром, тот, кто в первую очередь характеризуется собственной свободой: «…он не земной и не небесный, не смертный и не бессмертный, это все дано ему выбирать…». Качества Творца переносятся на Человека, постепенно появляется идеал Человека-Творца (художник эпохи Возрождения), который занимается и наукой, и искусством, который является и практиком и теоретиком.

Место Бога в эпоху Возрождения также переосмысляется. Появляется пантеизм — учение, согласно которому Вселенная (природа) и Бог тождественны. В пантеизме бог находится внутри мира, а не трансцендентен (вне мира), как в средневековой философии. Бог мыслится энергийным началом мира, мир – живым, саморазвивающимся, понимание человека, как части природы.

Леонардо да Винчи, выдающийся учёный, художник и философ эпохи Возрождения положил начало эмпиризму: «Мудрость – дочь опыта», эксперимент необходимое условие научного познания. Он также считал, что философия должна быть полезна человеку и науке, ее нельзя держать в плену схоластики и теологии. Обозначил роль теории в познавательной деятельности: опыт и практика должны быть теоретически осмысленны. Таким образом, гуманизм воплощается в искусстве, а эмпиризм – в научном знании.

Одним из важных событий середины-конца рассматриваемой эпохи была Реформация. Для реформации 16-17 века в центре внимания стояло отрицание иерархии. Полагалось, что иерархическое устройство Церкви отражает иерархию небесную, то есть представления об иерархичности мира были своего рода узакониванием Церкви и её структуры. Однако набирала силу идея, что Бог делает все сам, без посредников, потому и каждый человек может сам связаться с ним, что служило серьёзной мотивацией для перемен. Многие мыслители в эпоху возрождения возвратились к натурфилософии, свободной от диктата теологии и средневековой схоластики. Постулаты церкви уже не были догмой. Именно разрушение иерархии считают зачастую ключевым элементом перемен, произошедших во время Возрождения, из-за неё описываемый мир претерпевает серьёзные изменения, что, разумеется, оказывает влияние и на науку.

Центральное место эпохи возрождения является научная революция Коперника (1473-1543) в астрономии: он поместил солнце в центр планетарной системы, заменив геоцентрическую доктрину.(Аристотеля и Птолемея), на гелиоцентрическую.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: