Характеристические черты научного знания. Проблема возникновения науки

Дан рабочий набор признаков, отличающих научное знание от ненаучного. Он не претендует на абсолютность и служит лишь отправной точкой к рассуждению.

Признаки:

1. Предметность и объективность или ориентация на истинность в классическом ее понимании. Что такое классическое понимание? Формулировка принадлежит Аристотелю: «истинно то, что связывает, что на самом деле связано, и разделяет то, что на самом деле разделено».

2. Систематичность. Противопоставляется фрагментарным кусочным догадкам.

3. Обоснованность. Научное знание стремится быть обоснованным.

4. Стремление постоянно расширять область знаний.

Проблема возникновения науки

История и Философия науки однозначный ответ на вопрос когда возникла наука, дать не могут. Вместе они создают некоторые варианты ответа. Различие в точках зрения связано с вопросом, что такое наука. 4 точки зрения на вопрос когда возникла наука:

1. 3млн лет назад. Эта ТЗ появляется, если понимать науку максимально широко. Наука отождествляется с опытом практической познавательной деятельности вообще. В этой ситуации история науки = история культуры вообще.

2. 4-2 тыс. лет до Рождества Христова. К этому периоду относятся первые медицинские, математические документы. В эту эпоху появляется письменность. Появляется материал, который может быть принят за научный. Такой разброс из-за вопроса, что мы относим к научному материалу, а что нет. Датирование этой точки зрения ориентируется на конкретные тексты или данные, указывающие на какую-нибудь развитую практику.

3. Наука возникла в 5 веке до Р.Х. в Древней Греции. В это время появилось много интересных явлений, очень не похожих на то, что было в культурах древних царств до этого. В Греции начали появляться известные нам философы. В Персии появился зороастризм, в Индии - буддизм, в Китае – конфуцианство, почти все мировые религии появились в этот период.

4. Позднее средневековье, 12-14вв. В это время происходит постепенное переосмысление античных традиций. Формулируют роль математики в научном познании и т.д.

Кроме того: 5. 16-17вв в Западной Европе. Происходит научная революция нового времени. Коперн, Кеплер, Галилей, Ньютон и д.р. 6. Первая треть 19 века. Происходит институализация науки. Ученый получает самостоятельный статус в общ-ве.

Наука периода древних царств

Здесь рассматривается вторая точка зрения на возникновение науки.

Происходило это в следующих регионах: Египет, Месопотамия (Шумеро-Вавилонская, ассирийская культура), древние Китай и Индия, древние Майя. Но о точных датах говорить трудно, т.к. мы имеем крайне фрагментарные сведения:

Египет – папирусы, мало; Месопот – таблички глиняные, больше; Индия, Китай—много хороших записей, правда, они толком не ставили дат.

Обл знания: 1. Мед 2. Астрон, теория календаря 3. Арифм и геометрия.

1. Медицина. Занимала главное место среди наук во всех древних царствах. Везде находим очень развитую медицинскую технику. Множество хирургических инструментов, сотни наименований лекарств (использовались травы, мед и т.д.). Главный акцент ставился не на том, как вылечить болезнь, а на том, как не заболеть, т.ч. была масса сведений о здоровом образе жизни. Обычным было представление о том, что организм состоит из некоторого набора элементов (например, жидкостей). Здоровое состояние – их баланс. Лечение болезни – восстановление баланса.

2. Астрономия, теория календаря. Астрономия тесно связана с религиозной и культовой сферой. Как правило, результаты получались за счет многолетних скрупулезных наблюдений за движением небесных тел. Много чего умели считать с удивит точностью

3. Арифметика и геометрия. Сильно завазаны на астрономию, строительство, межевание, хозяйственные расчеты. Задачи жестко привязаны к практической области. Очень много чего умели считать. Умели выполнять разные действия с числами, дробями, решать некоторые типы уравнений, вычислять некоторые площади и объемы и т.д. Счет был сложным из-за неудобства записи чисел. В Месопотамии была 60-ричная система счисления, у Майа – 20, Китай, Индия, Египет -10. В часе 60 мин, 360 дней в году – из Месопотамии. Сравнение с выделенными характерными чертами научного знания:

1. Установка на объективность. Есть.

2. Систематичность. Есть.

3. С обоснованностью хуже. Передача знаний в основном догматическая, что - почему никто не объясняет, многое определяется статусом учителя. Дается как бы набор рецептов.

4. Стремление к постоянному расширению областей знаний. С этим худо. Знания расширяются, но наука настроена на создание замкнутого круга знаний, который потом будет тысячелетиями употребляться без изменений.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: