Полномочия прокурора по осуществлению надзора за исполнением законов и правовые средства их реализации

Полномочия, которыми наделен прокурор для осуществления надзора в рассматриваемой сфере, перечислены в ст. 22 Закона о прокуратуре и расширительному толкованию не подлежат. В настоящее время является устоявшимся деление всех полномочий по надзору за исполнением законов на следующие группы:

1. полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий;

2. полномочия по устранению нарушений закона;

3. полномочия по предупреждению нарушений закона.

____________

1. Полномочия по выявлению нарушений закона, их причин и способствующих им условий обеспечивают установление фактических данных о событии правонарушения, способе его совершения, о лицах, ответственных за его совершение, причиненном ими вреде, о конкретных обстоятельствах, приведших к совершению правонарушения.

· по предъявлении служебного удостоверения беспрепятственно входить на территории и в помещения учреждений и организаций, поднадзорных органам прокуратуры. Единственным ограничением, не позволяющим прокурору реализовать право свободного доступа, может служить отсутствие у него допуска надлежащей формы, обязательного для проведения проверок на режимных предприятиях;

· при реализации надзорных полномочий иметь свободный доступ к документам и материалам, проверять исполнение законов в связи с поступившей в органы прокуратуры информацией о фактах нарушения закона;

· требовать от руководителей и других должностных лиц указанных органов представления необходимых документов, материалов, статистических и иных сведений;

· выделять специалистов для выяснения возникших вопросов;

· проводить проверки по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, ревизии деятельности подконтрольных или подведомственных ему организаций;

· вызывать должностных лиц и граждан для объяснений по поводу нарушений законов;

2. Полномочия прокурора по устранению нарушений закона представляют собой систему правовых средств, используемых прокурором для пресечения правонарушений, восстановления нарушенных прав, ликвидации, вызванных нарушениями закона негативных последствий.

1) Протест в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре приносится на противоречащий закону правовой акт и формулирует юридически обоснованное требование об устранении имеющихся противоречий, отмене либо приведении акта в соответствие с действующим законодательством. Протест прокурора направляется в орган или должностному лицу, издавшим незаконный акт, а в ряде случаев в вышестоящий орган или должностному лицу, но может быть адресован сразу двум или более органам управления (должностным лицам) на совместно изданные ими акты.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в 10-дневный срок с момента поступления, а в случае принесения его на решение представительного органа субъекта РФ или органа местного самоуправления - на ближайшем заседании. Принесение протеста не приостанавливает действие опротестованного акта. Однако при исключительных обстоятельствах, требующих незамедлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе установить сокращенный срок рассмотрения протеста. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

2) В случае отклонения принесенного протеста прокуроры обращаются с заявлением о признании правового акта недействующим или недействительным в суд.

3) В соответствии со ст. 9.1 Закона о прокуратуре при выявлении в нормативном правовом акте коррупциогенных факторов прокурор вносит в орган, организацию или должностному лицу, которые издали этот акт, требование об изменении нормативного правового акта с предложением способа устранения выявленных указанных факторов либо обращается в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством РФ.

4) Представление об устранении нарушений закона вносится прокурором в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмотрению. При этом представление может быть адресовано как непосредственно допустившим нарушение органу или должностному лицу, так и иным органам, и должностным лицам, имеющим право вмешаться в деятельность подчиненных им субъектов-нарушителей. В месячный срок со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, причин и условий, им способствующих, а о результатах, принятых мер сообщено прокурору в письменной форме.

5) Действенной мерой укрепления законности является подача прокурором на основании ст. 45 ГПК искового заявления (заявление) в суд. Правильное, основанное на законе использование права на обращение в суд и квалифицированное поддержание исковых требований в судебном заседании представляют собой эффективное средство пресечения и устранения нарушений.

6) Характер и степень общественной опасности правонарушений, установленных прокурором, нередко предопределяют необходимость привлечения виновных лиц к административной ответственности. Согласно ч. 1 ст. 28.4 КоАП при осуществлении надзора за соблюдением Конституции РФ и исполнением законов, действующих на ее территории, он вправе инициировать производство по любому административному правонарушению, ответственность за которое предусмотрена КоАП или законом субъекта РФ. Прокурором выносится постановление о возбуждении дела об административном правонарушении, которое незамедлительно или в течение трех суток с момента его вынесения с приложением объяснений нарушителей направляется судье, в орган, должностному лицу, уполномоченным рассматривать дело об административном правонарушении.

7) В соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 37 УПК прокурор вправе выносить мотивированное постановление о направлении соответствующих материалов в следственный орган или орган дознания для решения вопроса об уголовном преследовании по фактам выявленных прокурором нарушений уголовного законодательства.

3. Полномочия прокурора по предупреждению нарушений закона представлены правом прокурора объявлять предостережение о недопустимости нарушения закона. В тексте этого документа указывается должностное лицо, которому объявляется предостережение, приводятся сведения о готовящихся противоправных деяниях, разъясняются последствия игнорирования предостережения, а также содержание ответственности за нарушение закона, о недопустимости которого предостерегается должностное лицо. Предостережение как акт прокурорского реагирования эффективно используется для предотвращения возможных нарушений закона, касающихся большого числа лиц, - задержек заработной платы, вовлечения рабочих в акции блокирования транспортных магистралей и др.

Нарушения закона и недостатки правотворческой деятельности органа государственной власти в сфере действия законов за определенный период могут в соответствии с п. 2 ст. 4 Закона о прокуратуре быть обобщены и доведены до сведения уполномоченных органов в виде информации о состоянии законности.

15. Понятие и виды проверок, требования, предъявляемые к их проведению. Поводы и основания для проведения проку­рорских проверок исполнения закона.

Право прокурора требовать от руководителей и должностных лиц поднадзорных органов проведения проверок по поступившим в органы прокуратуры материалам и обращениям, а также ревизий деятельности подконтрольных или подведомственных им организаций закреплено п. 1 ст. 22 Закона о прокуратуре.

С таким требованием прокурор может обратиться в тех случаях, когда для установления факта нарушений закона, причин нарушений закона и способствующих им условий, принятия мер по их устранению необходимо получение сведений, которые не могут быть установлены непосредственно прокурором, и формой их выяснения может служить только проверка или ревизия. Если возможно получение такого рода сведений иным путем, обращение с требованием о проведении проверки или ревизии является неправомерным.

Сущность проверки заключается в изучении конкретных вопросов деятельности предприятий, учреждений и организаций в целях установления ее соответствия или несоответствия требованиям, которым она должна отвечать, путем анализа и сравнения данных первичного учета со статистическими сведениями, ознакомления на месте с фактическим положением дел, проведения иных действий.

Ревизия является специфическим видом проверки, составляющим основную форму хозяйственного контроля. Она выражается в проверке финансово-хозяйственной деятельности за определенный период. В задачи ревизии входят: проверка законности операций, произведенных предприятием, учреждением, организацией и соблюдения сметно-финансовой и бюджетной дисциплины; выявление нецелевого использования бюджетных средств, случаев хищений и незаконного расходования средств и материалов; проверка правильности постановки бухгалтерского учета, доброкачественности документов и правильности бухгалтерских записей, проверка достоверности учета материальных ценностей в государственных и муниципальных предприятиях, в бюджетных организациях.

Требование прокурора о проведении проверки или ревизии, как правило, направляется в вышестоящую организацию по отношению к той, деятельность которой подлежит проверке. Проведение проверок может быть поручено также органам вневедомственного контроля (статистическим органам, финансовым, кредитно-банковским учреждениям и др.). В отдельных случаях по требованию прокурора к проведению ревизии могут быть также привлечены специалисты территориальных органов контроля. В целях обеспечения целенаправленности и полноты проверок и ревизий в направляемых прокурором в соответствующие организации требованиях необходимо точно обозначать вопросы, подлежащие выяснению. Содержание вопросов не должно выходить за пределы компетенции органов, на которые возлагается исполнение поручения прокурора.

Срок проверки определяет прокурор исходя из характера требования. Ход проверки контролируется им путем ознакомления с программой проверки, с результатами проведения отдельных проверочных действий и др. Важное значение имеет точность оценки результатов проверки или ревизии. В этих целях акты проверок и ревизий рассматриваются прокурором с точки зрения их обоснованности и законности. Будучи важным информационным источником, материалы проверок и ревизий должны активно использоваться не только для выявления и пресечения правонарушений, но и для разработки мер по их предупреждению.

Одним из важнейших полномочий прокурора является проверка исполнения законов, предполагающая комплексное использование всех полномочий прокурора. Проверки различаются по масштабу исследуемых вопросов, их содержанию, кругу проверяемых объектов, длительности охватываемых проверками периодов, степени сложности установления обстоятельств нарушений закона, их оценки и др. Так, предметом целевой проверки является исполнение определенной группы норм законов. Комплексные проверки направлены на выяснение широкого круга вопросов (такие проверки отличаются масштабностью, что повышает требования к их организации и проведению). Хорошо зарекомендовали себя сквозные проверки, позволяющие полностью охватить структуру соответствующего органа, носящие по своему содержанию как целевой, так и комплексный характер. В ходе контрольной проверки преследуется цель получить достоверные сведения о фактическом устранении ранее выявленных нарушений законов.

Проверки также дифференцируются на плановые и текущие. В большинстве случаев прокуроры проверяют конкретные сигналы о нарушениях закона. Проверки также организуются на плановой основе с учетом заданий, поступающих из вышестоящих прокуратур и на основании результатов анализа сводных информационных материалов о состоянии законности на поднадзорной территории, объектах. Такие проверки отражают своего рода стратегическую линию в деятельности соответствующих прокуратур и по своим масштабам позволяют комплексно и глубоко воздействовать на состояние законности.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: