Поводы и основания

Приказ №195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина":

Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь – для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

Требования:

Проверки должны проводиться своевременно. Проверку можно считать проведенной своевременно, если выявлен­ные в ходе ее проведения нарушения законов можно устра­нить. При этом следует иметь в виду, что эффективность проверок тем выше, чем ближе время их проведения ко вре­мени совершения нарушения закона. Поэтому желательно всячески добиваться приближения времени проведения проверок ко времени совершения правонарушений.

Проверки должны быть полными. Их полнота опреде­ляется двумя категориями: объемом и глубиной. Объем — это собственно границы проверки, которые должны быть оптимальными, позволяющими качественно и в намечен­ный срок провести проверку и выполнить стоящие перед ней задачи. Если границы проверки определены слишком узкими, то это может привести к тому, что отдельные на­рушения закона останутся не выявленными. Если же они определены неоправданно широкими, то в силу большого объема работы ее трудно или невозможно будет провести качественно. Глубина проверки характеризуется полнотой или сте­пенью проникновения в те вопросы, которые подлежат выяснению (доказыванию). Она выражается в полноте выявления нарушений законов, причин и условий, способ­ствующих нарушениям, в полноте установления вредных последствий совершенных правонарушений, а также в пол­ноте установления лиц, допустивших нарушения закона и способствующих (попустительствующих) им.

Процесс проверки: см. след. вопрос.

16. Методика проведения прокурорской проверки за соответствием закону правовых актов, издаваемых поднадзорными орга­нами и должностными лицами.

Независимо от вида прокурорской проверки ее реализация связана с проведением системы взаимосвязанных действий при подготовке к проведению проверки, собственно проверке, правовой оценке ее результатов и реализации материалов проверки.

Установив поводы и основания, прокурор принимает решение о проведении проверки, определяет ее задачи, составляет перечень основных вопросов, подлежащих выяснению, содержание необходимой информации, источники, тактические и технические средства ее получения. Им организуется предметное освоение действующего законодательства, регламентирующего юридический статус объекта предстоящей проверки; изучение приказов и указаний Генпрокурора РФ; исследуется положительный опыт работы прокуроров, приведенный в информационных письмах и обзорах Генпрокуратуры РФ либо региональных прокуратур.

При подготовке к проведению проверки прокурором определяется состав участников предстоящей проверки, силами которых планируется обеспечить ее производство. Если в проверке задействованы несколько работников прокуратуры, то в целях достижения высоких показателей от их согласованных действий с учетом личных качеств, уровня профессиональной подготовки каждого предварительно между ними распределяются направления, объем подготовительных и проверочных работ, назначается ответственный за проведение такой проверки.

Важным условием повышения результативности надзорных проверок исполнения законов является использование специалистов - лиц, обладающих специальными познаниями, необходимыми для установления правонарушений, способствующих им обстоятельств, выработке предложений по их устранению, выяснения иных вопросов неправового характера, возникающих перед прокурором при осуществлении надзорной деятельности.

Подготовительная работа к проверке завершается составлением плана проверки, подлежащего утверждению руководителем прокуратуры либо начальником соответствующего структурного подразделения. План проверки должен фиксировать следующие положения: наименование объекта проверки, с указанием его адреса и точных исходных данных; срок проведения проверки - дата ее начала и окончания; перечень норм законов, исполнение которых требуется проверить; основные вопросы, подлежащие выяснению; необходимые материалы, которые следует истребовать в ходе проверки, а также диктуемые складывающейся обстановкой основные тактические приемы и средства, применяемые прокурором для достижения поставленных перед ним задач; перечень исполнителей с распределением их функциональных ролей; порядок изучения и анализа собранной информации.

На этапе собственно проверки происходит получение прокурором информации, обеспечивающей максимальную полноту выявления нарушений закона. С этой целью прокурор вправе истребовать в прокуратуру или ознакомиться на объекте с документами, статистическими данными и со всеми иными необходимыми материалами.

Задачи данного этапа решаются также посредством получения объяснений от должностных лиц и граждан, обследования материальных производственных объектов, дачи поручений о проведении отдельных проверочных действий прокурорам других городов и районов, направления поручений руководителям органов и организаций на производство проверок и ревизий.

Далее производится детальная обработка полученной информации и определение основных направлений и форм ее реализации. Аналитическая работа строится на основе сопоставления и сравнения, полученных в ходе проверки материалов с целью установления наличия или отсутствия нарушений. По ее результатам подлежат полному и объективному установлению факт, обстоятельства совершения и характер нарушений, виновные в этом лица, степень их вины, размер причиненного материального ущерба (если он имеется), причины и способствующие нарушениям условия. При этом производится выбор форм и подготовка проектов актов прокурорского реагирования, установление их адресатов. Итоги выполнения проверочных действий отражаются в аналитических справках (обобщениях) и докладываются руководителю прокуратуры.

17. Понятие и виды актов прокурорского реагирования. Тре­бования, предъявляемые к ним, их структура и содержание. Особенности и правовые последствия применения актов реагирования прокурором.

Из лекции: акты прокурорского реагирования – правовые средства, при помощи которых прокурор устраняет нарушение закона.

Этот вопрос схож с 26.

Акт прокурорского реагирования — это широко распространенное в теории и практике прокурорского надзора понятие, означающее закреп­ленное в специальном документе решение прокурора, с помощью которого он реагирует на выявленные вследствие применения правовых средств над­зора правонарушения. Так, выявив незаконный правовой акт, прокурор применяет такое правовое средство, как опротестование. Материальным выражением этого правового средства является протест, в котором указы­вается, какой акт не соответствует закону (какому конкретно), излагаются требования прокурора об отмене (полной или частичной) незаконного акта.

Предусмотренные законодательством и совершаемые в установ­ленном порядке действия по устранению выявленных нарушений за­конов, а также причин и условий, им способствующих, привлечению к ответственности виновных лиц являются правовыми средствами реагирования прокурора на нарушения законов.

Средства реагирования реализуются посредством письменных или устных актов прокурорского надзора, основными из которых являются протесты, представления и постановления. Закон не устанавливает еди­ного письменного выражения для всех видов актов прокурорского надзо­ра. Для некоторых из них, например, представлений, вносимых в порядке уголовного судопроизводства, установлена письменная форма, для дру­гих, таких как заключения, даваемые прокурором в суде, — устная и письменная форма.

Внесение соответствующих актов прокурорского надзора — это не столько право, сколько обязанность прокурора. Выявив нарушение зако­на, кем бы оно не было совершено, прокурор обязан реагировать на это в установленном законом порядке.

Акты прокурорского надзора — это индивидуальные акты, обращен­ные к тем или иным органам и должностным лицам в связи с определен­ными фактами (нарушениями законов). Акт прокурорского надзора обя­зывает другой орган, должностное лицо, руководителя коммерческой организации реагировать на него установленным законом образом: рас­смотреть, принять необходимые меры и сообщить прокурору, внесшему его. Правильное составление актов прокурорского надзора, точное и пол­ное выражение в них закрепленных в законе полномочий прокуроров и основанных на них требований — неотъемлемое условие действенности надзора за исполнением законов.

Выбор средств реагирования зависит от характера нарушений зако­нов, их причин, распространенности нарушений, вредных последствий, вызванных нарушением законов, степени вины правонарушителей. Обычно применяются такие правовые средства реаг ирования и акты про­курорского надзора, избираются такие его формы (письменная, устная), которые позволяют достигать высшего эффекта, при том наиболее опера­тивно — в плане устранения и предупреждения нарушения законов.

К прокурорскому реагированию предъявляются определенные требо­вания: оно должно быть своевременным, оперативным, обоснованным, упреждающим, достаточно острым, комплексным, маневренным, адек­ватным и законченным. Оно должно дополняться мерами профилакти­ческого характера. Только при этом меры прокурорского воздействия будут наиболее результативны.

Институт прокурорского реагирования — это не только действен­ное средство устранения нарушений законов и привлечения к ответст­венности виновных в этом лиц, но и, что особенно важно, эффектив­ный инструмент предупреждения нарушений законов. Принятие прокурором оперативных мер к устранению выявленных нарушений законов и установленных обстоятельств, им способствующих, а также к привлечению к соответствующему виду ответственности виновных лиц способствует предупреждению правонарушений, формированию у исполнителей законов здорового (правильного) правосознания, осно­ванного на уважительном отношении к закону.

Опротестование прокурором правовых актов, противоречащих законам

В случаях выявления правовых актов или их отдельных предписаний, противоречащих закону, прокурор или его заместитель в соответствии со ст. 23 Закона о прокуратуре приносит протест в орган или должностному лицу, которые издали эти акты, либо в вышестоящий орган или выше­стоящему должностному лицу или обращается в суд в порядке, преду­смотренном процессуальным законодательством.

Прокурору предоставлено право выбора. Однако при этом необходи­мо учитывать следующие обстоятельства. Реагирование путем принесе­ния протестов нередко способствует более оперативной отмене незакон­ных актов, учитывая большую загруженность судов разного рода делами. Кроме того, проведенные опросы показывают — протест как акт реагиро­вания воспринимается многими руководителями, издавшими незаконные акты, менее болезненно, чем направляемые в суды заявления о признании соответствующих актов недействующими или недействительными.

В вышестоящий орган протест целесообразно приносить в случаях, если он отклонен должностным лицом, издавшим незаконный акт; в про­тесте наряду с другими вопросами ставится вопрос о привлечении к дис­циплинарной ответственности должностного лица, издавшего незакон­ный акт; имеется необходимость об издании незаконного акта довести до сведения других аналогичных, а также иных органов. К тому же, не ис­ключено, может возникнуть необходимость обратить внимание выше­стоящего органа на общественную опасность допущенного нарушения закона.

Если же имеются основания полагать, что протест прокурора может быть отклонен соответствующим органом или должностным лицом, или по какой-то причине этот орган или руководитель не смогут рассмотреть протест, или протест остался неудовлетворенным и нет возможности пе­ренести рассмотрение протеста в вышестоящий орган, а также если при рассмотрении заявления в суде нарушение закона будет устранено в бо­лее короткие сроки, прокурорам следует обращаться с заявлениями в су­ды о признании незаконного акта недействующим.

Сущность опротестования незаконных правовых актов заключается в том, что прокурор, осуществляя надзор за исполнением законов, от имени российского государства указывает, в чем именно выражено нарушение закона, и требует от соответствующего органа отменить незаконный акт или привести его в соответствие с законом, восстановить нарушенные права и свободы граждан, а также права и законные интересы государст­венных, иных органов.

Юридической наукой и практикой выработаны обязательные рекви­зиты протеста: наименование органа или должностного лица, которым вносится протест; название «протест», номер и дата издания незаконного акта, который опротестовывается; краткое изложение содержания неза­конного акта; изложение существа нарушений; ссылка на закон, который нарушен; предложение прокурора об отмене незаконного акта или приве­дение его в соответствие с законом и другое; указание на необходимость рассмотрения протеста и о незамедлительном сообщении об этом проку­рору; должностное положение и классный чин прокурора, принесшего протест, его подпись.

В случаях, когда протест подлежит рассмотрению коллегиальным ор­ганом, необходимо напомнить о требовании ст. 23 Закона о прокуратуре сообщить прокурору о дне заседания этого органа.

Сложилась практика выступлений прокуроров на сессиях представи­тельных органов и заседаниях администрации с обоснованием внесенных протестов, дающих положительные результаты. В таких случаях проку­рор получает возможность ответить на вопросы депутатов и других лиц, разъяснить требование закона и сущность допущенного нарушения, его вредные последствия и тем самым способствовать принятию решения о признании акта недействующим.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее чем в де­сятидневный срок с момента его поступления, а в случае принесения протеста на незаконное решение представительного органа — на бли­жайшей сессии. При исключительных обстоятельствах, требующих неза­медлительного устранения нарушения закона, прокурор вправе устано­вить сокращенный срок рассмотрения протеста. Более оперативной отмене незаконных актов может способствовать принесение прокурором устных протестов, обладающих такой же юридической силой, что и пись­менные протесты. Устные протесты обычно вносятся в ходе проверки. При этом к материалам проверки необходимо приобщать копию незаконного акта или его отдельного предписания и копию акта, его отменяющего. Не­законные устные акты подлежат опротестованию прокурором в обычном порядке.

Эффективность протеста во многом определяется теми требованиями, которые в нем излагаются. Из смысла самого опротестования вытекает, что протесты в обязательном порядке должны содержать мотивированное требование прокурора об отмене или же о приведении в соответствие с законом незаконного акта (отдельных его предписаний). Но этого порой бывает недостаточно. Прокурор обязан принимать все предусмотренные законом меры к устранению вредных последствий, вызванных действием незаконных актов. Протест должен содержать конкретные требования прокурора по устранению допущенного нарушения закона (устранить вредные последствия, вызванные изданием акта, прекратить противо­правную деятельность, возвратить собственнику принадлежащие ему деньги, иные ценности и т.д.). В протестах, направляемых в адрес выше­стоящих органов, можно ставить вопрос о привлечении к дисциплинар­ной ответственности лиц, издавших незаконные акты.

К заявлениям о признании правового акта недействующим или недей­ствительным, направляемым прокурором в суд общей юрисдикции или в арбитражный суд, могут прилагаться:

· копия незаконного акта или та его часть, которая не соответствует за­кону;

· копия протеста, внесенного в адрес органа, издавшего незаконный акт;

· решение соответствующего органа в связи с внесенным протестом, а при необходимости иные документы: копии объяснений, справок, уведомлений, сообщений и другие документы.

Согласно разъяснению Пленума Верховного Суда РФ (Постановление от 27 апреля 1993 г. № 5) правовыми актами, соответствие которых зако­ну может проверить суд по заявлению прокурора, являются, в частности, принятые органами власти, управления и должностными лицами реше­ния, содержащие обязательные предписания (правила поведения), влеку­щие юридические последствия. Такие акты могут носить нормативный характер, т.е. устанавливать правовые нормы, обязательные для неопре­деленного круга лиц, рассчитанные на неоднократное применение, дейст­вующие независимо от того, возникли или прекратились конкретные пра­воотношения, предусмотренные актом, а также индивидуальный характер, т.е. устанавливать, изменять или отменять права и обязанности конкретных лиц.

Заявления об оспаривании нормативных и ненормативных правовых актов органов государственной власти России, органов государственной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления, адресованных конкретным лицам или группе лиц, по мотивам противоречия их закону и нарушения прав и охраняемых законом интересов организации и граждан-предпринимателей в соответствии со ст. 10 Федерального конститу­ционного закона «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и ст. 52 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на­правляются прокурором в арбитражные суды.

Решение суда, вынесенное по заявлению прокурора о признании правового акта недействующим или недействительным, может быть оспорено прокурором в кассационном порядке, за исключением спе­циально предусмотренных законами случаев.

Внесение прокурором представлений об устранении нарушений закона

Представление является наиболее часто применяемым средством реа­гирования прокурора на нарушения закона. В соответствии со ст. 24 За­кона о прокуратуре представление вносится прокурором или его замес­тителем в орган или должностному лицу, которые правомочны устранить допущенные нарушения закона, и подлежит безотлагательному рассмот­рению.

Представление вносится на основе обстоятельно проведенной проку­рорской проверки или нескольких проверок, глубокого анализа выявлен­ных нарушений законов и способствующих им обстоятельств.

В описательной части обычно перечисляются выявленные прокуро­ром и специалистами нарушения закона, обстоятельства, способствую­щие этим нарушениям, называются должностные и иные лица, виновные в их совершении или потворствующие этому. Представление — это уни­версальный акт прокурорского реагирования, позволяющий ставить са­мые различные вопросы, по преимуществу правового характера, направ­ленные как на устранение и предупреждение нарушений законов и способствующих им обстоятельств, так и на привлечение к ответственно­сти виновных лиц.

Особое внимание при подготовке представлений обращается на их юридическую обоснованность, достоверность, грамотность, краткое, но исчерпывающее изложение всех обстоятельств. Все данные, приводимые в представлениях, подлежат тщательной проверке.

Предложения, включаемые в представления, должны быть конкрет­ными, предусматривать наиболее результативные мероприятия по устра­нению нарушений закона, их предупреждению.

В случаях, если нарушения закона совершены впервые, если нет не­обходимости привлекать руководителя органа к ответственности, и его администрация в состоянии устранить выявленные нарушения, то пред­ставление целесообразно внести в адрес руководителя этого органа. Если же на подобные нарушения прокурор уже реагировал или они представ­ляют повышенную общественную опасность, либо необходимо обратить внимание вышестоящего должностного лица на выявленные нарушения в подведомственном органе, то представление следует внести в адрес вы­шестоящего органа.

В течение месяца со дня внесения представление должно быть рас­смотрено органом (должностным лицом), которому адресовано, с приня­тием конкретных мер по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих. О принятых мерах сообщается в письменной форме прокурору. При рассмотрении представления колле­гиальным органом прокурору сообщается о дне его заседания. Прокурор может выступить на этом заседании в обоснование внесенного представ­ления.

При обнаружении несоответствия постановлений Правительства РФ Конституции и законам Российской Федерации Генеральный прокурор РФ информирует об этом Президента России, который принимает соот­ветствующие меры.

На основе анализа практики исполнения законов и в особенности до­пускаемых нарушений законов и обстоятельств, им способствующих, прокуроры вносят обобщенные представления в органы представитель­ной и исполнительной власти, а также в вышестоящие органы. Обычно прокурором предлагаются меры, направленные на предупреждение на­рушений законов в регионах либо на подведомственных предприятиях. Может ставиться также вопрос о привлечении к дисциплинарной ответ­ственности должностных лиц, виновных в нарушении законов.

Вынесение прокурором постановлений

В случаях, когда возникает необходимость привлечения виновных лиц за нарушения законов к административной ответственности, и этот вопрос не был поставлен в представлении или в другом акте реагирова­ния, прокурор выносит постановление о возбуждении производства об административном правонарушении. Такое постановление может выно­ситься в отношении должностных лиц, граждан и юридических лиц.

Постановление о возбуждении производства об административном правонарушении имеет определенное целевое назначение — поставить перед компетентным органом вопрос о привлечении виновного в нару­шении закона лица или нескольких лиц к административной ответствен­ности. Тем самым прокурор привлекает внимание соответствующего ор­гана или должностного лица к допущенному нарушению закона, степени общественной опасности нарушения и к необходимости привлечения к административной ответственности виновного в целях пресечения и пре­дупреждения в будущем противоправных действий. Постановление содержит следующие реквизиты:

· наименование — «постановление», дату и место его вынесения;

· должность и фамилию прокурора;

· описание обстоятельств нарушения со ссылкой на закон, который на­рушен;

· указание конкретного лица или лиц, которыми нарушен закон;

· предложение прокурора о наложении административного взыскания со ссылкой на ст. 25 Закона о прокуратуре и ст. 28.4 КоАП РФ;

· наименование органа, куда направляется постановление для исполне­ния;

· разъяснение о праве обжалования постановления вышестоящему про­курору;

· указание на сроки рассмотрения постановления и сообщение о его рассмотрении прокурору;

· должность, классный чин, фамилию прокурора и его подпись. Постановление прокурора о возбуждении производства об админист­ративном правонарушении рассматривается в сроки, установленные Ко­дексом Российской Федерации об административных правонарушениях для конкретных составов административных правонарушений.

В случаях обнаружения в ходе осуществления прокурорского надзора за исполнением законов признаков преступления, предусмотренного Уголовным кодексом Российской Федерации, прокурор выносит поста­новление о возбуждении уголовного дела, которое оформляется по прави­лам, установленным уголовно-процессуальным законодательством.

При обнаружении в ходе проверок лиц, незаконно подвергнутых ад­министративному задержанию или аресту несудебными органами, проку­рор принимает незамедлительные меры к их освобождению: выносится мотивированное постановление об освобождении из-под стражи лица, арестованного в административном порядке.

Военные прокуроры в случаях выявления военнослужащих, незакон­но содержащихся на гауптвахтах, которые были арестованы в дисципли­нарном порядке, принимают незамедлительные меры к их освобождению, вынося мотивированное постановление об освобождении из под стражи военнослужащего, незаконно содержащегося на гауптвахте.

Прокуроры принимают меры к возмещению материального ущерба (вреда), причиненного правонарушениями. В этих целях они нередко в представлениях об устранении нарушений закона ставят вопрос о при­влечении к материальной ответственности работников, виновными дей­ствиями которых причинен ущерб государственным и муниципальным предприятиям, иным органам. Прокуроры требуют также в устной форме или же в письменной, в том числе и путем постановки соответст­вующего вопроса в представлениях, чтобы государственные органы, и в первую очередь, органы контроля, предъявляли иски в суды и в арбит­ражные суды, включая и регрессные иски о взыскании материального ущерба, причиненного нарушениями законов. Установив, что руководи­тели государственных органов не принимают меры к возмещению мате­риального ущерба, прокурор остро реагирует на это, вплоть до поста­новки вопроса о привлечении к дисциплинарной ответственности соответствующих должностных лиц, не выполняющих требований закона.

Прокуроры вправе предъявить иски в суды общей юрисдикции и в арбитражные суды в пользу как юридических, так и физических лиц, по­несших материальный ущерб в результате совершенных правонаруше­ний. Направляемые прокурорами в судебные органы иски должны быть мотивированными, содержать ссылки на нормы материального и процес­суального права, а также доказательства, подтверждающие заявленные требования. Форма и содержание этих документов должны соответство­вать требованиям, предусмотренным гражданско-процессуальным и ар- битражно-процессуальным кодексами.

На прокурорах лежит обязанность по осуществлению контроля за реа­лизацией (исполнением) внесенных ими актов прокурорского надзора. Они должны добиваться, чтобы содержащиеся в актах реагирования тре­бования исполнялись своевременно и в полном объеме. При необходимо­сти следует проводить контрольные проверки фактического устранения нарушений закона.

Объявление предостережения о недопустимости нарушения закона

В соответствии со ст. 25' Закона о прокуратуре в целях предупреж­дения правонарушений и при наличии сведений о готовящихся противо­правных деяниях прокурор или его заместитель объявляет в письменной форме должностным лицам предостережение о недопустимости наруше­ния закона.

Сущность предостережения заключается в предъявлении прокурором соответствующему лицу, нарушившему закон или попытавшемуся его нарушить, требования о прекращении противоправных действий и разъ­яснении ему возможных для него последствий, если эти действия не бу­дут прекращены (привлечение к дисциплинарной, административной, уголовной или гражданско-правовой ответственности, отстранение от должности).

Предостережение — самостоятельное правовое средство реагирова­ния прокурора на нарушения закона, применяемое при осуществлении надзора за исполнением законов, Это важное средство индивидуального воздействия на должностных лиц, совершивших либо пытающихся со­вершить единоличные противоправные действия (бездействие), не вле­кущие по своей общественной опасности уголовной ответственности, но причинившие либо способные причинить вред гражданам либо государ­ственным или общественным интересам.

Применяя предостережение и тем самым непосредственно обращаясь к правонарушителям, прокурор располагает большими возможностями для проведения индивидуальной профилактической работы. При этом он обязательно разъясняет должностному лицу требования соответствую­щих правовых норм, нарушенных этим лицом, подчеркивает необходи­мость недопущения подобных нарушений в будущем и напоминает о возможных последствиях, если противоправные действия не будут пре­кращены.

Предостережение правомерно рассматривать как одно из правовых средств разъяснения конкретных требований соответствующих законов должностным лицам, нарушенных ими, повышения их правовых знаний.

Основная цель предостережения о недопустимости нарушения зако­на— пресечение (прекращение) и предупреждение противоправного ан­тиобщественного деяния, недопущение более опасных правонарушений, в том числе и преступлений. Это средство не заменяет, но дополняет дру­гие средства реагирования. Наряду с объявлением предостережений про­куроры могут использовать внесение протестов и представлений.

Предостережение в сочетании с другими правовыми средствами по­вышает результативность реагирования, в большей мере способствует предупреждению правонарушений.

Предостережение о недопустимости нарушения закона следует оформлять на стандартном бланке. Оно должно применяться лишь на ос­новании тщательно проверенных фактов, исключающих предположения и неясности. При этом от должностных лиц, нарушивших закон или пы­тавшихся это сделать, обязательно должны истребоваться объяснения. Собираются также другие доказательства их виновности (объяснения других лиц, справки, жалобы, заявления).

В случае неисполнения требований, изложенных в предостережении, должностное лицо, которому оно было объявлено, может быть привлече­но к ответственности в установленном законом порядке.

Представляется, что предостережение о недопустимости нарушения закона следовало бы применять и к руководителям коммерческих органи­заций (управляющим, директорам, председателям и их заместителям). В связи с этим, на наш взгляд, разумно внести соответствующие дополне­ния в ст. 251 Закона о прокуратуре.

В плане предупреждения нарушений законов хорошие результаты достигаются, когда вся законоохранная деятельность прокуратуры проте­кает в условиях гласности. Существенную роль в этом играет информа­ция о состоянии исполнения законов и принимаемых прокуратурой мерах по устранению и предупреждению нарушений законов, направляемая в органы представительной и исполнительной власти.

Повышению эффективности прокурорского реагирования на наруше­ния законов могли бы способствовать:

  • более тщательная отработка прокурорами текстов актов прокурорско­го надзора и в особенности их мотивировочной и резолютивной час­тей;
  • разумное сочетание письменных и устных форм реагирования;
  • совершенствование контроля со стороны прокуроров за выполнением требований, содержащихся в актах прокурорского надзора;
  • наделение прокуроров дополнительными полномочиями, направлен­ными на устранение нарушений законов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: