Программа наблюдений на учебном занятии. ЦЕЛЬ: выявить характер взаимодействия учителя и ученика на учебном занятии и их соответствие требованиям развивающего обучения; проследить динамику работоспособности учащихся на учебном занятии. 1. Как ученики реагируют на учителя? а)доброжелательно; б)равнодушно; в)испытывают неприязнь. 2.Мобилизационное начало урока: создается ли положительный настрой на учебное занятие? 2. Формируется ли мотивация у учащихся к учебной деятельности через постановку цели? 3. Осуществляется ли на уроке совместная выработка целей, характера и содержания деятельности? 3. Формируются ли учителем элементы «само» у учащихся (создаются ли условия для осуществления самоконтроля, самоанализа, самооценки)? 4. Формируются ли на учебном занятии общеучебные умения и навыки? 5. а) Как осуществляется взаимодействие и общение учителя и учащихся в совместной деятельности: авторитарный стиль; демократический стиль; либеральный стиль. б) Созданы ли условия для взаимодействия учащихся друг с другом, для развития взаимного уважения, ответственности и доверия? 6. Соответствует ли учебное содержание целям учебного занятия и реальным учебным возможностям учащихся? 7. Каков преимущественный характер учебной деятельности? а)репродуктивный; б)конструктивный; в)творческий. 9. Достигнуты ли цели учебного занятия? а)обучающие; б)развивающие; в)воспитывающие. При оценке фактора используются ответы: да — 3 балл») частично — 2 балла; нет — 1 балл.