На примере детей с умственной отсталостью. Готовность к школьному обучению складывается из мотивационной готовности, эмоционально-волевой и познавательной.
1. Умение подчиняться инструкции.
2. Умение слушать.
3. Рука должна быть готова к письму.
5. Владение элементарными математическими представлениями (один - много, больше - меньше, длинный - короткий, одинаково – поровну).
6. Владение навыками самообслуживания.
7. Владение знаний о себе и окружающем.
8. Умение ориентироваться во времени.
9. Владение коммуникативными навыками.
10. Владение элементарными сенсорными эталонами.
11. Понимание, что в школу ходят с целью получения знаний.
Для психолого-педагогического обследования готовности детей к школе можно использовать следующие задания:
1. Повторение ребенком заданного ритма, позволяющее выявить уровень звуковой дифференциации воспринимаемого на слух материала.
2. Нелепицы.
3. Оценка первоначальных математических представлений у детей (1, несколько, много, до скольки умеют считать, соотносят ли число и количество реальных предметов и т.д.).
|
|
4. Срисовывание с доски и самостоятельное продолжение узора – комплексная диагностика к предстоящей учебной деятельности.
5. Понимание сюжетной картинки.
Единая система оценивания по четырехуровневой шкале. Общая оценка результатов выражалась через средний балл. Лучшее выполнение задания оценивалось 1 баллом и соответствовало первому уровню выполнения задания. Отказ или неспособность выполнить задание – четырьмя баллами и соответственно рассматривалось как четвертый уровень выполнения задания. Дети, набравшие малое количество баллов нуждаются в индивидуальной коррекционной работе, требующей внимания педагога.