Этап 2

1.1. Если установлено ухудшение значений, то анализ сделок должника, которые могли быть причиной такого ухудшения.

1.2. Если не установлено ухудшений значений, то анализ сделок должника за весь исследуемый период.

2. Совершались ли сделки или действия, не соответствующие существовавшим на момент их совершения рыночным условиям и обычаям делового оборота, которые стали причиной возникновения или увеличения неплатежеспособности должника?

3.1.Нет, не совершались.

3.2.Если ДА, совершались, то признаки преднамеренного банкротства установлены.

50. Преимущества, недостатки и последствия реализации антикризисной программы в России.

Как известно, формирование государственной антикризисной программы РФ было начато достаточно поздно, – в середине 2008 г. В это время экономика страны уже была существенно дестабилизирована, поэтому разрабатывать план мероприятий по её восстановлению приходилось максимально оперативно. С этим и был связан целый ряд серьёзнейших проблем:

- отсутствие превентивной оценка эффективности принимаемых антикризисных решений;

- недостаток полной и достоверной информации о протекающих кризисных процессах (особенно в периферийных регионах);

- отсутствие подкрепления антикризисных мер соответствующими нормативными актами;

- низкий уровень прозрачности процесса инициации и реализации антикризисных мероприятий;

- фактическая непроработанность мероприятий по стимулированию развития малого и среднего бизнеса;

- отсутствие демонополизационных мер и механизмов развития конкуренции.

С другой стороны, ко времени начала разработки РФ собственной антикризисной программы, ряд развитых государств Запада (в т.ч. США и ФРГ) представили свои планы по стабилизации экономики. Благодаря этому, в отечественном стабилизационном плане удалось соединить наиболее удачные заимствованные решения с собственными наработками, – что и стало причиной получения Государственной антикризисной программой РФ следующих преимуществ:

- сбалансированность консервационных и модернизационных мероприятий;

- присутствие широкого спектра социальных гарантий;

- относительная стабильность структуры проводимых мероприятий на всём протяжении действия антикризисной программы.

Ну а решающим преимуществом в вопросе проведения государственной антикризисной программы стал постоянныйличный контроль премьер-министра страны В.В. Путина за решением приоритетных задач стабилизации отечественной экономики. Благодаря этому, последствиями реализации государственной программы стабилизации экономики стали:

1. Поддержание экономической и социальной стабильности РФ на должном уровне;

2. Обеспечение минимизации экономических потерь

3. Сравнительно быстрый переход от стабилизации экономики к её восстановлению;

4. Создание целого ряда инновационно-ориентированных научных центров и производственных структур.

Таким образом, российская антикризисная программа, несмотря на все свои недостатки, –сумела обеспечить экономике нашей страны не только преодоление существовавших на тот момент кризисных явлений, но и реальный экономический рост. Во многом, именно благодаря этому она была признана одной из наиболее эффективных мировых антикризисных программ, немного уступив лишь немецким «Мерам Меркель».

51. Система финансовых показателей и коэффициентов, применяемых для анализа финансового состояния должника в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно существующим «Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа», система показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия-должника в период проведения процедур банкротства, включает в себя целый ряд наименований – которые целесообразно представить в форме таблицы:

Показатели Порядок расчёта Барьерное значение
Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы / (Краткосрочные кредиты и заёмные средства) 1.0 – 2.0
Коэффициент критической ликвидности (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные кредиты и заёмные средства 0.8 – 1.0
Коэффициент абсолютной ликвидности (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / (Кредиторская задолженность + Краткосрочные кредиты и заёмные средства) 0,1 – 0,7
Коэффициент платёжеспособности (Остаток денежных средств на начало года + Поступление денежных средств) / Расход денежных средств > 1.0
Коэффициент обеспеченности собственными средствами Собственные оборотные средства / Все оборотные средства. 0,1 – 0,5
Коэффициент маневренности собственного капитала Собственные оборотные средства / Собственный капитал 0,2 – 0,5
Коэффициент автономии Собственный капитал / Валюта баланса > 0.5
Коэффициент экономической рентабельности Чистая прибыль / Активы > 2
Доля дебиторской задолженности в активах (Долгосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Активы < 0,5
Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах Просроченная кредиторская задолженность / Пассивы < 0,1

52. Система финансовых показателей и коэффициентов, применяемых для анализа финансового состояния должника в процедурах, применяемых в деле о банкротстве.

Согласно существующим «Правилам проведения арбитражным управляющим финансового анализа», система показателей и коэффициентов, характеризующих финансовое состояние предприятия-должника в период проведения процедур банкротства, включает в себя целый ряд наименований – которые целесообразно представить в форме таблицы:

Показатели Порядок расчёта Барьерное значение
Коэффициент текущей ликвидности Оборотные активы / (Краткосрочные кредиты и заёмные средства) 1.0 – 2.0
Коэффициент критической ликвидности (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения + Дебиторская задолженность) / Краткосрочные кредиты и заёмные средства 0.8 – 1.0
Коэффициент абсолютной ликвидности (Денежные средства + Краткосрочные финансовые вложения) / (Кредиторская задолженность + Краткосрочные кредиты и заёмные средства) 0,1 – 0,7
Коэффициент платёжеспособности (Остаток денежных средств на начало года + Поступление денежных средств) / Расход денежных средств > 1.0
Коэффициент обеспеченности собственными средствами Собственные оборотные средства / Все оборотные средства. 0,1 – 0,5
Коэффициент маневренности собственного капитала Собственные оборотные средства / Собственный капитал 0,2 – 0,5
Коэффициент автономии Собственный капитал / Валюта баланса > 0.5
Коэффициент экономической рентабельности Чистая прибыль / Активы > 2
Доля дебиторской задолженности в активах (Долгосрочная дебиторская задолженность + Краткосрочная дебиторская задолженность) / Активы < 0,5
Доля просроченной кредиторской задолженности в пассивах Просроченная кредиторская задолженность / Пассивы < 0,1

53. Стадии жизненного цикла предприятия. Система антикризисного управления на разных стадиях жизненного цикла

Жизненный цикл предприятия – это совокупность стадий развития, которые оно проходит за период своего существования. В настоящее время принято выделять 5 стадий жизненного цикла предприятия:

1. Формирование (эксплерент) – на этом этапе учредители (участники) определяют сферу деятельности и формулируют основную цель функционирования предприятия, проводя диагностику рыночной среды и анализируя собственные финансовые и управленческие возможности. Также в это время осуществляется оформление документов, поиск инвесторов, подготовка материальной базы, формирование уставного капитала и подбор кадров.

Задачи антикризисного управления:

- обеспечивать формирование устойчивой лидерской позиции;

- давать рекомендации по стабилизации первичной структуры баланса;

- преодолевать проблемы ограниченности ресурсов и зависимости от внешней конъюнктуры;

- вырабатывать системы нефинансовых (моральных) мотивировок персонала.

2. Рост (патиент) – на этом этапе предприятие налаживает выпуск продукции, получает первую прибыль и вкладывает её в усовершенствование или расширение материально-технической базы; параллельно с этим проводятся первые рекламные акции и захват нейтральных или слабозащищённых рыночных сегментов. Кроме того, в тот же период происходит становление межличностных отношений на низших ступенях коллектива.

Задачи антикризисного управления:

- вырабатывать (совместно с маркетологами) оперативные и тактические планы расширения географии присутствия предприятия;

- выявлять резервы финансовых и материальных ресурсов;

- преодолевать проблемы количественного и/или качественного недопроизводства продукции;

- смягчать разногласия в коллективе.

3. Пик (виолент) – на этом этапе предприятие существенно расширяет свою производственную и аппаратную структуру, максимально увеличивает объёмы выпуска продукции как в количественном, так и в качественном планах. Степень конкурентоспособности в этот период, как правило, максимальная – равно как и рыночная география присутствия.

Задачи антикризисного управления:

- вырабатывать (совместно с маркетологами) оперативные и тактические планы расширения географии присутствия предприятия;

- выявлять резервы финансовых и материальных ресурсов;

- преодолевать проблемы, связанные с ограниченностью коммуникационной системы;

- препятствовать принятию консервативных планов производства и реализации продукции;

- смягчать оппозиционные настроения и разногласия в коллективе.

4. Стагнация (коммутант) – на этом этапе выпускаемая предприятием продукция уже не так востребуется на рынке, производство становится нерентабельным и происходит повышение текучести кадров. В то же время, во внешней среде появляется большое количество активных конкурентов, действия которых направлены на отторжение занимаемых предприятием рыночных сегментов.

Задачи антикризисного управления:

- вырабатывать (совместно с маркетологами) оперативные планы по удержанию занимаемых сегментов рынка;

- участвовать в формировании прогрессивных планов производства и реализации продукции;

- проводить мониторинг проблемных участков функционирования предприятия;

- преодолевать проблемы организационно-управленческой инертности;

- давать рекомендации по разработке, получению и внедрению ноу-хау;

- смягчать оппозиционные настроения и разногласия в коллективе.

5. Кризис (деструкт) – на этом этапе деятельность предприятия носит контрпродуктивный характер: показатели выпуска и реализации продукции падают, а затраты растут. Происходит активное вытеснение предприятия с традиционных рынков, а в структуре персонала наблюдается устойчивая тенденция к оттоку наиболее творческих и активных работников.

Задачи антикризисного управления:

- вырабатывать стратегии защиты ключевых и оставления лишних рыночных сегментов, и принимать непосредственное участие в их реализации;

- выявлять и деактивировать основные причины экономического спада;

- стабилизировать основные показатели финансово-хозяйственной деятельности предприятия;

- разрабатывать и продвигать планы самостоятельного финансового оздоровления предприятия;

- принимать все меры по остановке утечки активных кадров.

54. Сущность банкротства и эволюция его законодательной базы.

В настоящее время, под банкротством подразумевают признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объёме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и/или исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Однако такого определение указанного понятия было сформировано не сразу – напротив, оно стало результатом долгой эволюции законодательной и методической базы, посвящённой вопросам неплатёжеспособности и несостоятельности.

Изначально, в римском праве, несостоятельность определялась как «полное отсутствие у человека денег и подобного им имущества». И лишь в эпоху Возрождения (ознаменовавшуюся, кроме всего прочего, увеличением торговых потоков) понятие несостоятельности приблизилось к современному и стало звучать как «отсутствие денег в объёме, необходимом для совершения платежей по долговым обязательствам». В таком виде оно просуществовало более 300 лет, пока в британском торговом праве не появилась статья, определяющая банкротство как «состояние отсутствия денег, ценных бумаг или равноливкидного имущества, которое могло бы обеспечить выплату ближайших в очереди платежей кредиторам и государству». В таком виде понятие несостоятельности на век утвердилось в мировых нормативно-правовых актах Британской империи – и, широко распространившись по миру, попало в Российскую империю.

Что касается развития понятия и законодательной базы несостоятельности в России, то здесь необходимо выделить 2-а эволюционных периода:

1. Дореволюционный (начало XVIII в. – начало XX в.) – характеризующийся, в основном, копированием британских и французских тематических нормативно-правовых актов;

2. Современный (1991 – 2013 гг.) – когда развитие института несостоятельности синтезировало в себе как наработки западных правовых систем, так и отечественную экономическую специфику.

При этом, в течение последнего периода в РФ было принято 3-и основных закона, регламентирующих понятие и регулирование банкротства предприятий:

- закон РФ от 19.11.1992 г. №3929-I «О несостоятельности (банкротстве) предприятий»;

- федеральный закон от 8.01.1998 г. №6-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)»;

- федеральный закон от 26.10.2002 г. №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)».

Говоря о сущности понятия «банкротство», нельзя не сказать и его последствияхх:

1. Положительные:

- возвращение задолженностей кредиторам;

- очистка активов предприятия для восстановления его финансовой стабильности и осуществления продуктивной реструктуризации;

- смена некомпетентного руководства или временных собственников предприятия;

передача бизнеса от государства частным лицам и наоборот.

2. Отрицательные:

- рост уровня монополизации рынка;

- локальное увеличение безработицы;

- осложнение формирования доходной части бюджета и внебюджетных фондов;

- снижение потенциала развития региона, отрасли и страны в целом.

55. Урегулирование задолженности организаций перед кредиторами. Механизмы реструктуризации, отсрочек и рассрочек платежей.

Основной целью проведения процедур банкротства предприятия является урегулирование ситуации с задолженностью предприятия – т.е. её погашениена условиях, приемлемых как для должника, так и для кредитора. Такая целевая постановка предполагает необходимость построения эффективной системы реструктуризации платежей, включающей в себя 5 базовых элементов:

1. Отсрочка платежей – предполагает предоставление кредитором должнику права начать погашение долга по истечении определённого времени, установленного в соответствии с соглашением;

2. Рассрочка платежей – при которой стороны договариваются о поэтапном погашении задолженности в соответствии с графиком в течение срока действия соглашения о реструктуризации;

3. Списание части долга – предполагает отказ кредитора от своих требований по всему долгу или по части долга в пользу должника;

4. Зачёт взаимных требований – заключается в выявлении среди должников несостоятельного предприятия тех, у которых в свою очередь имеется кредиторская задолженность и проведения процедуры взаимозачёта;

5. Передача имущества – предполагает предоставление кредитору вместо прямых платежей отступного (имущества, ценных бумаг иных предприятий и т.д.).

Стоит отметить, что в ходе реструктуризации конкретного предприятия используются, как правило, не все указанные меры, а лишь 2-3 из них – наиболее удобные как предприятию-должнику, так и кредиторам.

Функционально, процедура реструктуризации проходит в 3-и шага:

- на подготовительном этапе стороны определяют возможность и необходимость реализации тех или иных методов реструктуризации задолженности;

- на этапе заключения соглашения о реструктуризации, стороны ведут переговоры, разрабатывают программу управления погашением задолженности и занимаются юридическим оформлением своего решения;

- в период исполнения соглашения о реструктуризации происходит непосредственная уплата предприятием своей задолженности указанным в соглашении кредиторам.

Необходимо сказать, что в ходе последней процедуры за очерёдностью исполнения и соблюдением размеров платежей наблюдает специально выделяемый судебный пристав-исполнитель. Также, контроль может осуществляться со стороны арбитражного управляющего (если реструктуризация происходит в ходе одной из процедур банкротства) или независимых контрольных органов (как правило, представителей кредиторов или аудиторов).

56. Финансовый анализ, проводимый арбитражными управляющими в процедурах банкротства. Направления, цели, задачи, исходная информация и проблема обеспечения достоверности.

Финансовый анализ предприятия-должника проводится арбитражными управляющими с целью определения продуктивности его финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельность и возможности восстановления его платёжеспособности. Таким образом, на основании полученных данных арбитражный управляющий получает ответ на вопрос о применении определённой процедуры банкротства и конкретных мероприятий в рамках этой процедуры.

В ходе проведения финансового анализа предприятия-должника, в отношении него решаются такие задачи, как:

- расчёт коэффициентов финансово-хозяйственной деятельности;

- анализа активов и пассивов;

- определение причин утраты платёжеспособности;

- выявления признаков фиктивного и преднамеренного банкротства;

- выбор наиболее целесообразной процедуры банкротства;

- формирование решения о возможности восстановления платёжеспособности и/или возможности покрытия судебных расходов.

В соответствии с указанными задачами, все мероприятия в составе финансового анализа распределены по соответствующим функциональным направлениям:

1. Анализ состава и структуры валюты баланса – включает в себя рассмотрение структуры и динамики изменения основных составляющих активов и пассивов предприятия;

2. Анализ финансового результата – содержит анализ таких показателей, как чистая выручка, операционная прибыль, доход от разных видов деятельности и т.д.;

3. Анализ общих финансовых показателей – включает в себя рассмотрение показателей ликвидности, структуры собственного и заёмного капитала, рентабельности и деловой активности.

Необходимые данные для финансового анализа арбитражный управляющий получает из 5-и типов источников:

1. Статистической бухгалтерской и налоговой отчётности;

2. Учредительных документов и протоколов общих собраний учредителей (участников);

3. Положения об учётной политике;

4. Материалов налоговых проверок и судебных процессов;

5. Нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность предприятия-должника.

При этом в целях обеспечения достоверности, все указанные документы должны быть подписаны руководителем (а также, в некоторых случаях, – главным бухгалтером) предприятия-должника и подтверждены его печатью.

57. Финансовый менеджмент в неплатежной организации: цели, задачи и особенности. Определение порога безубыточности и запаса финансовой прочности.

Финансовый менеджмент в широком смысле предполагает эффективную организацию экономической деятельности предприятия. Однако в случае наступления кризисной фазы жизнедеятельности предприятия, суть финансового менеджмента несколько меняется. Его целью становится оперативное выявление причин возникновения кризиса и поиск путей его преодоления, одновременно со стабилизацией экономики предприятия. Задачи финансового менеджмента в ситуации антикризисного реагирования:

1. Выявление причин и факторов возникновения кризиса;

2. Диагностика фазы развития кризиса;

3. Определение барьерного кризисного состояния предприятия;

4. Выработка мер по минимизации финансовых потерь;

5. Мобилизация финансовых ресурсов предприятия;

6. Планирование и реализация кратко- и долговременных антикризисных программ.

При этом очевидно, что первостепенной задачей финансового менеджмента на начальном этапе антикризисного реагирования является определение барьерного состояния предприятия – т.е. той точки развития кризиса, после которой восстановление предприятия будет невозможным, – поскольку именно на её основе можно будет понять, в какой срок и в каких масштабах следует внедрять краткосрочные антикризисные программы. Именно для решения этой задачи и были выработаны механизмы определения порога безубыточности и запаса финансовой прочности предприятия.

Порог (точка) безубыточности – это показатель, характеризующий объем реализации продукции, работ и услуг, при котором выручка предприятия равна всем его совокупным затратам. Для определения такого порога используются, как правило, 2-а метода:

- графический – основан на построении комплексного графика «затраты – объём производства – прибыль»;

- математический – базируется на стабилизации сторон идеального балансового уравнения (Выручка = Переменные затрат + Постоянные затраты).

Запас финансовой прочности – это коэффициент показывающий, на сколько можно сократить реализацию продукции, работ и услуг, не неся при этом убытков. В этом случае оценка правильная запаса финансовой прочности позволяет оценить уровень рентабельности предприятия при возникновении маркетингового или рыночного кризиса. Математически, данный показатель рассчитывается как разность между фактическим объёмом реализации продукции в текущий период и предполагаемым объёмом реализации в точке безубыточности.

Таким образом, объединяя указанные показатели, и соизмеряя результаты такого синтеза с анализом скорости протекания и масштаба кризисных явлений, – финансовой менеджер может с высокой долей достоверности рассчитать фазовые границы этапов кризиса и задать временныеи финансовыебарьерные значения для проведения антикризисных мероприятий.

58. Анализ платежеспособности, ликвидности, финансовой устойчивости и деловой активности кризисных организаций. Исходные данные и основные показатели.

Анализ деловой активности кризисного предприятия даёт ему возможность оценить своё имущественное положение, возможность погашения возникших обязательств и способность к наращению капитала.

Основными задачами анализа деловой активности являются:

1. Оценка динамики, состава и структуры активов, их состояния и движения;

2. Оценка динамики, состава и структуры источников собственного и заёмного капитала, их состояния и движения;

3. Анализ показателей оборачиваемости средств;

4. Оценка текущей и перспективности платёжеспособности и ликвидности.

Для решения этих задач предприятие использует комплекс диагностических методов – включающий в себя:

- горизонтальный и вертикальный анализ;

- трендовый анализ;

- анализа относительных показателей (коэффициентов);

- факторный анализ.

Источниками информации для указанных методов служат бухгалтерская и аналитическая отчётности предприятия, а итогом их применения на практике становится расчёт ряда коэффициентов:

- общей оборачиваемости (ресурсоодачи);

- оборачиваемости функционирующего капитала;

- оборачиваемости собственного капитала;

- оборачиваемости запасов (материальных средств);

- оборачиваемости денежных средств;

- оборачиваемости кредиторской задолженности;

- фондоотдачи;

- операционного цикла;

- финансового цикла.

В свою очередь, результатом оценки указанных коэффициентов становится структурированная информация о:

1. Темпах роста (уменьшения) выручки прибыли предприятия;

2. Динамики изменения рентабельности производства товаров, работ и услуг предприятия;

3. Реальной продолжительности экономического цикла предприятия;

4. Возможности восстановления платёжеспособности и погашения кредиторской задолженности предприятия.

59. Банк, банковский сектор и банковская система как объект антикризисного управления.

Банк – это финансово-кредитное учреждение, хранящее, предоставляющее, распределяющее, обменивающее денежные средства физических и юридических лиц. В свою очередь, банковский сектор – есть совокупность финансово-кредитных учреждений, сгруппированных по определённым критериям (принадлежность к одной стране, отрасли и т.д.) Ну а банковская система – это совокупность разных видов взаимосвязанных финансово-кредитных учреждений, действующих в рамках единого экономического механизма.

Таким образом, ключевой особенностью банка как объекта антикризисного управления, – является наличие у него тесных взаимосвязей и взаимозависимости с другими денежно-кредитными субъектами и их объединениями. Поэтому первоначальной задачей антикризисного менеджера является определение масштабов кризисных явлений:

- микро-кризис – выражается в экономической дестабилизации в рамках одного банка;

- мезо-кризис – представляет собой кризисные явления, возникшие одновременно в нескольких банках или банковском секторе;

- макро-кризис – означает дестабилизацию значительной части банковской системы страны.

Кроме того, важно определить экономический тип текущего кризиса:

- стратегический (угроза потенциалу развития и дальнейшей деятельности финансово-кредитного учреждения или их совокупности);

- результативный (угроза финансовым или экономическим результатам деятельности финансово-кредитного учреждения или их совокупности);

- финансовый (угроза потери ликвидности финансово-кредитного учреждения или их совокупности).

И лишь после этого можно понять, что именно является объектом антикризисного управления в текущей ситуации: банк, совокупность банков или вся банковская система в целом. Соответственно с этим происходит и определение масштабов мер, которые необходимо предпринять для ликвидации кризисных явлений:

1. В случае кризиса отдельного банка – его руководством, совместно с представителями Агентства по страхованию вкладов, формулируется и реализуется программа его финансового оздоровления или ликвидация, направленная на соразмерное удовлетворение требований кредиторов.

2. В случае кризиса банковского сектора – Агентством по страхованию вкладом и задействованными в силу своей специфики государственными органами (как правило, Министерством финансов и Центробанком) создаётся комплексная программа финансового оздоровления денежно-кредитного сектора РФ.

3. В случае кризиса банковской системы – совместные усилия всех специализированных государственных органов, а также международных организаций, направляются на разработку стратегии преодоления банковского кризиса, контроль за проведением которой ложится на Правительство и лично Президента РФ.

60. Виды реструктуризации неплатежеспособных организаций. Сущность, основные задачи и особенности.

Реструктуризация – это изменение структуры, масштабов или видов деятельности предприятия в целях обеспечения эффективного формирования, распределения и использования его финансовых ресурсов. Исходя из этого, можно выделить:

- производственную реструктуризацию – базируется на усовершенствовании производственно-технической составляющей;

- организационно-управленческую реструктуризацию – ставит своей целью внедрение механизмов современного менеджмента;

- имущественную реструктуризацию – заключается в перераспределении прав собственности.

В России реструктуризации, как правило, подвергаются компании, находящиеся в предкризисном или неплатёжеспособном состоянии. В этом случае, основной целью реструктуризации является наращивание экономического потенциала предприятия и положительная стабилизация его основных финансовых показателей, а главными задачами становятся:

1. Проведение финансового оздоровления, одновременно с совершенствованием системы управления, снижением издержек производства и внедрением новых технологий;

2. Усиление контроля за деятельностью предприятия;

3. Повышение капиталоёмкости предприятия;

4. Разрешение конфликта интересов между собственниками, кредиторами и инвесторами предприятия, а также органами государственной власти.

Для решения этих задач используется ряд типовыхмероприятий:

- ликвидация или снижение задолженности предприятия до приемлемого уровня;

- повышение инвестиционной привлекательности с целью привлечения краткосрочных и крупных долгосрочных кредитов;

- создание позитивного бизнес-имиджа предприятия;

- совершенствование рыночной стратегии предприятия;

- модернизация системы управления предприятием в целом или его отдельными структурными подразделениями.

При этом конкретные условия и мероприятия в составе реструктуризации полностью зависят от того, насколько тяжёлая финансовая ситуация сложилась на предприятии и как высока в данный момент конкуренция внутри занимаемого им рыночного сегмента.

61. Влияние персонального и корпоративного бренда на устойчивость организации.

В настоящее время, усиление конкуренции вынуждает производителей искать новые механизмы и рычаги воздействия на потребителя с целью завоевания их лояльности и доверия. Одним, и, пожалуй, наиболее прогрессивным из таких методов является формирование брендов.

Бренд – это товарный знак, марка или широко известное торговое имя предприятия, положительно влияющее на его репутацию компании и служащее своеобразной гарантией ожидаемого качества получаемых товаров, работ или услуг. Бренды можно разделить на:

- корпоративные – формуются по отношению ко всему предприятию в целом или его структурному подразделению;

- персональные – формируются по отношению к конкретному человеку, занимающему определённый (чаще всего общественно-ориентированный) пост в структуре предприятия.

Влияние бренда на финансовую устойчивость и экономическое положение предприятия сложно переоценить, т.к. он:

1. Позволяет получать дополнительную прибыль;

2. Даёт предприятию дополнительные конкурентные преимущества;

3. Облегчает выход предприятия с новыми товарами на смежные рынки;

4. Защищает от прямой фальсификации продукции;

5. Упрощает процедуру выбора товара потребителем;

6. Обеспечивает эмоциональную связь с покупателем.

7. Является инвестицией в будущее предприятия.

Стоит отметить, что для управления брендом в большинстве случаев используются результаты проведения SWOT-анализа предприятия. Причиной этому является возможность одновременной оценки негативных факторов как внутренней, так и внешней среды – а также возможность комплексного рассмотрения путей развития предприятия в целом, и собственно бренда в частности.

62. Государственная антикризисная политика. Роль государства в регулировании кризисных ситуаций на макро и микро уровнях экономики.

Государственная антикризисная политика представляет собой комплекс мер, целью которых является разработка и реализация стратегии социально-экономического развития, нацеленной на смягчение последствий кризисных ситуаций и обеспечение сбалансированного состояния хозяйствующих субъектов и государственной системы власти.

Для достижения этой цели государство решает целый ряд регулятивных задач в области:

1. Нормативно-правового регулирования – подразумевает создание законодательной базы антикризисного управления, включающей в себя:

- законодательство о банкротстве (Гражданский, Налоговый, Трудовой и Уголовный кодексы РФ);

- законы о банкротстве предприятий, кредитных организаций и субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса;

- другие законодательные акты по вопросам банкротства и санации.

2. Финансового регулирования – включает в себя использование финансовых рычагов и ресурсов государства для проведения антикризисных мер – в т.ч. для:

- обеспечения управляемости и перехода к устойчивому экономическому развитию;

- смягчения социальной напряжённости;

- уменьшения регионализации страны.

3. Промышленного регулирования – подразумевает проведение мероприятий, направленных на разработку и реализацию сценариев эффективного индустриального развития государства на средне- и долгосрочный периоды.

Стоит отметить, что функции системы государственного регулирования в области антикризисного регулирования существенно различаются в зависимости от типа текущего экономического положения страны:

1. При стабильном состоянии национальной экономики осуществляются:

- мониторинг экономического развития государства и его отдельных отраслей;

- совершенствование законодательства, структуры государственного управления и государственного аппарата.

2. При неустойчивом состоянии национальной экономики реализуются:

- государственный мониторинг и контролирование отдельных предприятий и отраслей;

- ценовое и тарифное регулирование;

- централизованный контроль ассортимента и объёма производства товаров 1-й необходимости;

- ситуативная поддержка хозяйствующих субъектов государственными заказами.

3. При наступлении кризисного состояния национальной экономики вводятся:

- нормативное регулирование процессов обращения, ценообразования, доходов и потребления;

- избирательная поддержка стратегически важных предприятий;

- система жёсткого распределения ресурсов.

63. Замещение активов должника как эффективный инструмент сохранения работоспособного бизнеса в процедурах внешнего управления и конкурсного производства.

Во внешнем управлении замещение активов является мерой по восстановлению платежеспособности организации.

1. Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится имущество (в том числе имущественные права), входящее в состав предприятия и предназначенное для осуществления предпринимательской деятельности.

2. Замещение активов должника путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ может быть включено в план внешнего управления на основании решения органа управления должника, уполномоченного в соответствии с учредительными документами принимать решение о заключении соответствующих сделок должника.

Возможность замещения активов должника может быть включена в план внешнего управления при условии, что за принятие такого решения проголосовали все кредиторы, обязательства которых обеспечены залогом имущества должника.

3. Планом внешнего управления может быть предусмотрено создание нескольких открытых акционерных обществ с оплатой их уставных капиталов имуществом должника, предназначенным для осуществления отдельных видов деятельности. Состав имущества должника, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ, определяется планом внешнего управления.

3.1. При замещении активов должника единственным учредителем открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ является должник. Участие иных учредителей в создании открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ не допускается.

3.2 открытых акционерных обществ определяется решением собрания кредиторов или комитета кредиторов и устанавливается в размере, равном определенной в отчете об оценке рыночной стоимости имущества, вносимого в оплату уставных капиталов создаваемых открытых акционерных обществ.

4. При замещении активов должника все трудовые договоры, действующие на дату принятия решения о замещении активов должника, сохраняют силу, при этом права и обязанности работодателя переходят к вновь создаваемому открытому акционерному обществу (открытым акционерным обществам).

5. Акции созданных на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ включаются в состав имущества должника и могут быть проданы на открытых торгах, если иное не установлено настоящей статьей.

Продажа акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ должна обеспечить накопление денежных средств для восстановления платежеспособности должника.

6. Может осуществляться продажа на открытых торгах акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ.

Планом внешнего управления может быть предусмотрена продажа акций созданного на базе имущества должника открытого акционерного общества или открытых акционерных обществ на организованном рынке ценных бумаг.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: