Диалектическая социология Гурвича

Родился в Новороссийске. С 1920 года начинается эмиграция Гурвича (Берлин – Прага - Париж). С 1927 года начинает преподавать в Сорбонне. Преподавал в Бордо и Страсбурге. В 1928 году оформил французское гражданство. Гурвич не прекращал участвовать в общественной жизни русской эмиграции. Участвовал в издании журнала «Современные записки» в Париже.

Являлся генеральным секретарем Международного института социологии права в Париже и редактором журнала «Архивы философии права в юридической социологии». В 1940 году переехал в США, но после войны вернулся во Францию. Был директором Высшей школы прикладных исследований. Ж. Гурвич никогда не был чисто академическим ученым. Всегда оставался политически активным гражданином.

«Диалектика и социология», «Социальные рамки познания», «Социальный детерминизм и человеческая свобода», «Современное призвание социологии», «Социология в XX столетии», «Актуальные вопросы социологии», «Идея социального права»

Исследования Гурвича всегда носили междисциплинарный характер: социология, право, история, антропология и социальная психология. Во многом ориентировался на немецкую социологическую мысль. Социология должна избавиться от чисто аналитического эмпиризма и спекулятивной теоретизации. Выступал против американизации социологии. В 1956 году стал одним из создателей Международной ассоциации франкоязычных социологов.

Гурвич пытается найти новое обоснование диалектики подвижного и инертного возбуждения против институтов, общества, государства. Ж. Гурвич ставит в качестве задачи для социологии анализ глобальных обществ и выражает свое недоверие в отношении к работам фрагментарным, не связанным с тотализирующей рефлексией. Подчеркивает важность тотального социального факта (Мосс) — это понятие ориентирует на изучение отдельных феноменов, но при этом рассматривает их в отношении к значениям глобального общества.

Его концепция социального состоит в том, что социолог должен обнаруживать под эмпирической поверхностью феноменов различные степени их глубины, никогда при этом не ограничиваясь окончательной концептуализацией, однозначно ставить вопрос об отнесении их к тотальным социальным феноменам. На протяжении нескольких десятилетий Ж. Гурвич развивал свой подход к познанию социальной реальности — диалектический гиперэмпиризм. Стремился строить социологию на основе диалектики, интерпретируемой в духе релятивизма и плюрализма.

Переход от одной классификации социальных феноменов к другой имеет тенденцию непрерывной перестройки систем социального знания и, таким образом, постоянного углубления проблем —“ гиперэмпирическая диалектика ”. “ Эмпирическая”, так как предполагает опору на методологически выверенные факты, “гипер ”, так как рассчитывает на их максимальный охват, и “диалектика ”, так как процессы в социальной онтологии и их отражение в социальной гносеологии взаимосвязаны и подобны, хотя субъективная диалектика в силу относительности человеческого познания уступает богатству объективной диалектики.

Диалектический гиперэмпиризм в методологическом плане означал ориентацию на отказ от какой-либо заранее принятой философской позиции в подходе к изучению человека, а в онтологическом плане — истолковывание человеческого опыта как разнообразного и непрерывно обновляющегося в своих основаниях.

Гурвич отмечает, что диалектический метод постановки во взаимосвязь перспектив, которые заключаются в элементах, которые не могут быть ни идентифицированы, ни разделены, когда их изначальная имманентность становится столь интенсивной, что приводит к симметрии или параллелизму более-менее энергично выражаемых, — именно здесь находится большая область применения метода в изучении отношений между социологическим детерминизмом и человеческой свободой, свободой как коллективной, так и свободой индивидуальной.

Социальная реальность может измеряться тремя методами:

1.систематизирующий и аналитический. Преследует практические цели и направлен лишь на один уровень социальной реальности. Метод большинства частных социальных наук.

2.Индивидуализирующий. История и этнография.

3.Метод качественной и дискретной типологии. Основной метод социологической науки.

Социология — качественная и дискретная типология, основанная на диалектике тотальных социальных феноменов, аструктурных, структурируемых и структурированных, которые она изучает одновременно на всех глубинных уровнях, во всех измерениях и секторах с тем, чтобы прослеживать их движение структурации, деструктурации и взрыва, находя объяснение этих феноменов в сотрудничестве с исторической наукой. Социология изучает 3 категории типов социальной реальности:

1. микросоциологические

2. частных групп

3. социальных классов и глобальных обществ.

Все три типа социальной реальности находятся в диалектическом отношении взаимодополнительности. Специфика социологического метода в том, чтобы всегда принимать во внимание все уровни, изменения и сектора социальной реальности одновременно.

Микросоциологический тип социальной реальности плюралистичен: он основан на восьми критериях (формальный или неформальный характер общения, вид функционирования, построенного на симпатии, солидарности или антагонизмах, его происхождение - добровольное слияние или принудительное объединение). Микросоциология фиксирует все формы "социабельности" в горизонтальном измерении. Важнейшая предпосылка этих форм "социабельности" - совпадение интересов и взглядов на определенные события, явления и процессы. Макросоциология призвана исследовать вертикальное измерение социального бытия, т.е. разноглубинные уровни и сектора тотальной социальной реальности в ее "структурированных ансамблях: группах, классах и глобальных обществах".

Предмет социологии — целостные социальные феномены. Социологию, рассматриваемую в качестве особого "социального феномена ". Гурвич считает, что социальный мир можно изучать с точки зрения «горизонтальных» уровней, представленных в восходящем порядке от мик­ро- к макропорядку: формы социальности, групповые образования, социальные классы, социальная структура и глобальные структуры. Чтобы дополнить эту иерархию, Гурвич также предлагает десять «вертикальных», или «глубинных», уровней, начиная от наиболее объективных социальных явлений (например, эко­логические факторы, организации) и заканчивая наиболее субъективными (кол­лективные представления и ценности, коллективный разум). Гурвич перекре­щивает горизонтальные и вертикальные измерения для того, чтобы получить многочисленные уровни социального анализа.

Гурвич анализирует понятие «глобальное общество» (нации и международные сообщества). Каждое глобальное общество без исключений — это не только структурируемое, но эффективно структурированное. Поэтому термины «глобальное общество» и «глобальная структура» означают одно и то же. «Глобальный»= всеохватывающий. Любое глобальное общество принадлежит к цивилизации и способствует ее созданию. Нельзя ни рассматривать, ни идентифицировать глобальные общества и цивилизации вне исторического контекста. Каждый тип глобального общества характеризуется присущим ему спектром социального времени. Каждая группа, каждый класс и глобальное общество вырабатывает собственный ритм, в котором они развиваются. Гурвич выделяет 14 типов глобальных обществ.

Между обществом, глобальной структурой и цивилизацией существуют диалектические отношения, которые должны быть изучены, несмотря на всю их сложность.



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: