Применение Форсайт- технологии в США

Существует общепринятое мнение, что в США в основном отдается предпочтение корпоративным Форсайтам. Что в этой стране практически отсутствуют инициированные правительственными структурами Форсайтные исследования на федеральном и региональном уровне.

Вместе с тем, в ряде источников можно встретить информацию о том, что технология Форсайт активно используется государственными органами и в этой стране. «…известно, что в США функционируют десятки серьёзных прогностических комплексов, обслужи­вающих порядка 50 технологических направлений. … Только в Пентагоне работает порядка 1500 специали­стов по Форсайту. … В некоторых государственных структурах для этой цели даже предусматриваются специальные подразделения. Наиболее известные и значимые из них:

Совет экономических консультантов при президенте США;

Совет управляющих при федеральной резервной си­стеме;

Специальный департамент в административно-бюд­жетном управлении.

Все перечисленные подразделения в государственных структурах укомплектованы первоклассными специалистами»[26].

Основными исполнителями Форсайтов в США являются фабрики мысли, использующие эту технику для выполнения запросов правительства, и коммерческие исследовательские центры, создающие с ее помощью коммерческие же прогнозы. Правительство США само Форсайты не проводит (во всяком случае, соответствующих примеров найти не удалось), оставляя эту работу фабрикам мысли. Структуры военного ведомства также как правило не занимаются Форсайтами, хотя время от времени разрабатывают сценарии.

Интересно, что при том, что влияние фабрик мысли на политику правительства, в т.ч. через разработки, основанные на Форсайтах, крайне велико, влияние разработок коммерческих исследовательских центров на власть стремится к нулю. Причина этого в том, что коммерческие исследовательские центры находятся «вне» цепочки передачи информации для правительства и движения документов и заказов. В этой цепочке – три уровня: первый – это непосредственно правительство, основные документы которого – это стратегии и иные «исполнительные» тексты. Второй – это фабрики мысли, которые исследуют ту или иную проблему по заказу правительства и передают итоги исследования «наверх» в виде отчетов с готовыми решениями. Третий – это академическое сообщество, которое служит «генератором идей» и особо яркие представители которого получают возможность работать в фабриках мысли. Коммерческие исследователи в эту «пищевую цепь» не входят, равно как и «общественные организации». Примечательно, что несмотря на высокую активность гражданского общества в США, «исследования» и «доклады», производимые общественными структурами, до правительства обычно не доходят. Сюда относятся многочисленные «зеленые», «левые», «пацифисты» и т.д. В лучшем случае, такая структура может быть признана фабрикой мысли и принять участие в соревновании за право готовить решения для правительственных кругов. Что касается коммерческих исследовательских организаций, то они могут поставлять экспертов для широких экспертных обсуждений, но никогда не могут донести свои разработки до ЛПР. Их работы по духу, стилю и особенностям более тяготеют к Форсайтам и прогнозам крупных корпораций.

Особенность Форсайтов (равно как и иных работ по исследованию будущего), выполняемых американскими фабриками мысли, является их приверженность одной, определенной онтологической картине мира. Основные ее характеристики:

· Мессианство («Manifest Destiny»). Соединенные Штаты воспринимаются как наиболее развитая держава, способная влиять на все процессы всего мира. Это «Град на Холме», который устоит в море хаоса, что бы ни случилось.

· Технократичность. Технологии являются определяющими по отношению к развитию общества.

· Приверженность экономической модели мира. Развитием можно рационально управлять, применяя рыночные инструменты.

· Геополитичность (в смысле Гео*).[27]

Работы фабрик мысли характеризует также высокий внутренний конвенционализм, носящий «заказной» характер. Иными словами, если по тем или иным причинам принято считать, что информационные технологии или либерализация рынков есть хорошо, все как один отстаивают эту позицию.

Трансцендентная составляющая в этой онтологической картине носит превращенный характер: Бог есть, но он на стороне американцев.

Интересно, что такие вопросы, как территориальная целостность США и сохранение ими ведущих позиций в мире относятся к разряду табуированных. Их не обсуждают всерьез, либо выдают «оплаченные» ответы. Складывается впечатление, что фабрики мысли считают, что даже если кризис и будет, США он не коснется.

Типичным примером Форсайтов, реализованных фабриками мысли в подобной онтологии являются работа RAND «Глобальная технологическая революция – 2020»[28] и работа Национального совета по разведке «Карта глобального будущего».[29] В качестве дополнительного примера можно привести работу Центра стратегических и международных исследований по будущему мировой энергетики.

Мир будущего, описываемый в Форсайтах американских фабрик мысли имеет следующие основные характеристики:

· Американоцентричность. Даже признавая, что будущее глобализации – в Азии, считается что США «останутся лидером»

· Глобализированность. Прекращение глобализации всерьез не рассматривается и упоминается только в катастрофических сценариях.

· Отсутствие катастроф в широком смысле слова.

· Продолжение стремительного развития технологий в духе современного «мейнстрима».

Все сходятся на том, что в перспективе миру не грозят войны между крупными государствами. При этом, возможность локальных войн широко обсуждается и считается «приемлемой». Почти все отмечают, что в мире растет уровень «опасности», что имеет многообразные и сложные последствия. Государство остается ключевым игроком в международных отношениях, хотя все признают появление и рост влияния новых субъектов, а также развитие корпораций. Перспективы дальнейшего развития технологий обсуждаются широко, но не выходят за рамки «мейнстрима», т.е. инфо-, био- нанотехнологий. Ситуация с мировой энергетикой описывается часто противоречиво; видно, что в этой сфере «есть разные мнения», причем экологическая точка зрения не является господствующей.

Список использованной литературы

1. Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах. М., 2011

2. Организационное обеспечение регионального Форсайта, Опорный конспект. Часть I, Третьяк В.П. (Москва, Россия)

3. Уроки проведения региональных Форсайтов в странах ЕС. Мешкова Н.В., Козлов В.A., Третьяк В.П. (Москва, Россия)

4. FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strataprogramme, December 2001.

5. Соколов А.В. «Форсайт: Взгляд в будущее»

6. https://www.efmn.info

7. FAZIT Homepage: https://www.fazit-forschung.de

8. https://www.baden-wuerttemberg.de

9. https://forlearn.jrc.ec.europa.eu

10. Шелюбская Н. «Форсайт» - механизм определения приоритетов формирования общества знаний в Европе //Актуальные проблемы Европы. – 2009. - № 2. – С. 143-158

11. FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P.79-81/

12. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E8%EC%F3%E7%E5%ED_(%F0%E5%E3%E8%EE%ED)

13. https://ru.wikipedia.org/wiki/%CD%EE%F0_%97_%CF%E0-%E4%E5-%CA%E0%EB%E5

14. FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P. 82-84.

15. Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах. Москва. 2011.с.79.

16. Мешкова Н.В., Козлов В.A., Третьяк В.П. “Уроки проведения региональных Форсайтов в странах ЕС”, Москва.

17. https://forlearn.jrc.ec.europa.eu/guide/7_cases/liege.htm

18. www.virtass.ru/admin/pics/25-01_IO.pdf

19. www.virtass.ru

20. www.liege2020.b\

21. Земляков Д.Н., Минченкова О.Ю., Свистунов В.М. и др. «Форсайт и гражданское общество». Монография. – М. 2008. 279 с.

22. Куклина И.Р., Ютанов Н.В. «Форсайт как инструмент управления будущим». Альманах РИЭПП «Наука. Инновации. Образование». Выпуск 5 (февраль 2008). М., 2008. С. 79-90

23. Третьяк В. П Региональный Форсайт: возможности применения М., Изд-во «Знание» 2012

24. Третьяк В.П. Формирование форсайта и развитие гражданского общества. Электронный источник: lib/getfile.php?t=p&n=88000017

25. Ломбардия — Википедия. Электронный источник: ru.wikipedia.org/wiki/Ломбардия

26. Lombardy (Italy) - FOR-LEARN. European Jule 2005. Электронный источник: https://forlearn.jrc.ec.europa.eu/guide/7_cases/italian.htm

27. FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P.93-94. Электронный источник:

28. https://foresight.jrc.ec.europa.eu/documents/eur20128en.pdf

29. Evaluation of participants' benefits in a Regional Foresight study. The FOMOFO pilot project method in Lombardy. June 2002. P.12-14. Электронный источник: ec.europa.eu/.../evaluation-of-participa

30. Мешкова Н.В., Козлов В.A.,Третья В.П. Уроки проведения региональных Форсайтов в странах ЕС. Электронный источник: admin/pics/25-01_IO.pdf

31. https://techint.r-techno.com/wp-content/uploads/2011/06/Mirovaja-praktika-forsajtov.doc.

32. FOREN Network (Foresight for regional development) European Commission Research Directorate General Strata programme, December 2001. P. 82-84.

33. Третьяк В.П. Форсайт в вопросах и ответах. Москва. 2011.с.79.

34. Мешкова Н.В., Козлов В.A., Третьяк В.П. “Уроки проведения региональных Форсайтов в странах ЕС”. М. 2011., Россия


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: