Описание конструкции

Масляный насос шестеренного типа представляет собой две шестерни – ведущую и ведомую, размещенные в корпусе. Масло в насос поступает через всасывающий канал, захватывается шестернями и нагнетается в систему через нагнетательный канал. Производительность шестеренного насоса пропорциональна частоте вращения коленчатого вала. При превышении давления нагнетаемого масла определенной величины срабатывает редукционный клапан и перепускает часть масла во всасывающую полость или непосредственно в картер двигателя.

3. СИСТЕМА ОХЛАЖДЕНИЯ

3.1. Расчёт радиатора

Радиаторы являются теплорассеивающим устройством, предназначенным для передачитепла от охлаждающей жидкости окружающей среде. Радиаторы относятся к рекуперативным (поверхностным) теплообменникам, т.е. таким, у которых теплота горячего теплоносителя к холодному передается через стенку, разделяющую теплоносители. Кроме этого, радиатор является теплообменником перекрестного тока, в котором потоки воздуха и охлаждающей жидкости пересекаются под прямым углом.

Суть расчета сводится к получению компактного радиатора, обладающего небольшим гидравлическим сопротивлением, который должен обеспечить рассеивание заданного количества тепла .

1. Исходные данные:

– Количество отводимого радиатором тепла 71357,14 Вт

– Массовый расход охлаждающей жидкости через радиатор при последовательном соединении расширительного бочка = [кг/с];

где - теплоемкость рабочего тела (жидкости) [Дж/(кг·К)];

– температура жидкости после двигателя и до него [К].

При циркуляционной системы охлаждения: ,

Теплоемкость антифриза А-65 при заданной температуре

кДж/(кгК).

– Температура охлаждающей жидкости на входе в радиатор

и на выходе их него .

– Атмосферное давление

– Температура окружающего воздуха

2. Расчетное количество тепла с учетом реализации потенциальных свойств радиатора:

где = коэффициент реализации потенциальных свойств радиатора при его работе.

3. Зададимся скоростью жидкости в каналах сердцевины, из интервала выбираем 0,65 м/с и длиной трубок сердцевины Н = 0,5 м.

4. Общая площадь поперечного сечения жидкостных каналов:

где при

5. Выбираем тип поверхности охлаждения

Тип поверхности охлаждения ТП-29
Параметры, мм Теплоотдача Сопротивление
dг.в. S1 S2 S3 Ст n Сr m
3,63 10,5 25,4   3,2 0,209 0,57 0,55 0,68

Размер поперечного сечения единичного жидкостного канала

Гидравлический диаметр жидкостного канала:

= 0,01 м – т.к поперечное сечение трубки имеет вид окружности.

6. Число жидкостных каналов сердцевины радиатора:

7. Площадь охлаждения с жидкостной стороны:

8. Площадь охлаждения с воздушно стороны:

где = 10,5 – коэффициент оребрения.

9. Зададимся числом трубок в сердцевине, из интервала z = 2…4, выбираем 3.

10. Количество трубок в одном ряде: при шахматном расположении при нечетном числе рядов в первом ряде

Округляем полученное значение до целого =22.

11. Ширина сердцевины радиатора:

12. Глубина радиатора:

13. Площадь фронтовой поверхности:

14. Коэффициент объемной компактности:

15. Зададимся следующими значениями:

– скорость течения воздуха на входе в радиатор из интервала выбираем 12 м/с;

– давление воздуха перед радиатором

– температура воздуха на входе в радиатор

16. Расход воздуха через радиатор:

17. Подогрев воздуха в радиаторе:

18. Средняя температура:

19. Температура на выходе из радиатора:

20. Число Рейнольдса для жидкостного и воздушного потоков:

где – скорость в наименьшем поперечном сечении сердцевины:

где

21. Средние числа Нуссельта жидкостного и воздушного потоков:

Для переходного режима течения:

,

где

где - эмпирический коэффициент.

22. Средние значения коэффициентов теплоотдачи:

где при при

23. Определим коэффициент теплопередачи от потока жидкости воздушному потоку. Ввиду тонкой стенки трубок сердцевины и большого коэффициента теплопроводности материала трубок термическим сопротивлением стенки можно пренебречь:

24. Средний логарифмический температурный напор:

где R и P-вспомогательные величины:

где - коэффициент противоточности теплообменника при однократном перекрестном токе.

25. Количество тепла, которое рассеивается в идеальном случае спроектированным радиатором:

26. Погрешность расчета:

Полученное больше исходного на 3,82%, следовательно, расчет можно считать законченным (жидкость будет частично перепускаться по малому кругу циркуляции при помощи термостата).

27. Гидравлическое сопротивление воздушного тракта радиатора:

где - эмпирический коэффициент.

Потери полного давления в воздушном тракте радиатора:

Давление воздуха за радиатором, если пренебречь его тепловым сопротивлением:

Описание конструкции

Радиатор коллекторного типа с блочной формой сердцевины и простой конструкцией коллекторов. Поверхность охлаждения трубчато-пластинчатая. Сердцевина радиатора имеет три ряда трубок, имеющих шахматное расположение.

3.2. Расчет центробежного жидкостного насоса

Геометрия насоса рассчитывается при определенной подаче , напоре и частоте вращения n. Расчет осуществляется при требовании минимальных гидравлических потерь. Этот режим называется расчетным.

1. Исходные данные:

- подача насоса , где а при

- напор насоса , где плотность воды при - потери полного давления в радиаторном контуре.

- частота вращения

2. Коэффициент быстроходности:

Рассчитываем насос быстроходный.

3. Объемный КПД:

4. Приведенный диаметр на входе:

5. Гидравлический КПД насос:

6. Механический КПД принимаем Общий КПД насоса:

7. Мощность, потребляемая насосом, и крутящий момент:

;

от

8. Диаметр вала насоса:

,

где принимаем - допускаемое напряжение кручения для вала из материала типа Х18Н9Т и 1Х17Н2.

По конструктивным соображениям увеличим диаметр вала насоса: .

9. Размеры втулки:

- диаметр втулки

- длина втулки

10. Наружный диаметр входа в колесо:

11. Для тихоходных насосов можно принять , в нашем случае это исключается.

Принимаем

12. Скорость жидкости перед рабочим колесом при отсутствии закрутки на входе

13.Скорость жидкости на входе в рабочее колесо:

где - коэффициент стеснения.

14. Окружная скорость на входе в межлопаточные каналы:

15. Входной угол потока жидкости:

16. Входной угол установки лопатки:

где i - угол атаки выбирается из интервала 3 12, принимаем 3°.

17. Ширина лопатки на входе в колесо:

18. Теоретический напор:

19. Окружная скорость на выходе из колеса:

где , принимаем

20. Диаметр колеса на выходе:

21. Зададимся углом из интервала , °.

22. Число лопаток:

Округляем до целого значения и принимаем z = 8,

где

23. Вычислим теоретический напор для схемы с бесконечным числом лопаток:

24. Принимаем и уточняем скорость (м/с):


25. Ширина лопатки на выходе из колеса (полагая :

где выбираем 0,93 – коэффициент стеснения лопатками на выходе из колеса.

26. Определим геометрические размеры отводящего устройства. Для отвода жидкости из насоса применим спиральный отвод (улитку), заканчивающийся коническим диффузором. Для расчета спирального отвода используем метод, основанный на предположении постоянной скорости в нем.

Примем скорость в спиральном отводе

где .

Расходы жидкости, проходящие через наперед заданные (под углом φ от начального сечения) радиальные сечения отвода, равны расходам жидкости, вытекающим из колеса в пределах соответствующих дуг, расположенных на диаметре . Следовательно:

Таблица 9.3.1

сечение φ Qi Fi ri Rул
          0,00
    0,00047 9,3E-05 7,6882 15,38
    0,00095 0,00019 10,8728 21,75
    0,00142 0,00028 13,3164 26,63
    0,00189 0,00037 15,3764 30,75
    0,00237 0,00046 17,1913 34,38
    0,00284 0,00056 18,8322 37,66
    0,00331 0,00065 20,3411 40,68
    0,00379 0,00074 21,7455 43,49

Площади Fi, определенные углом поперечных (радиальных) сечений отвода, определяются как:

Площадь поперечного сечения на выходе отвода:

Определим размеры поперечного сечения улитки:

– начало спиральной улитки расположим на диаметре

;

– ширина входа в отвод

Скорость жидкости на выходе из диффузора из уравнения неразрывности:

где

Описание конструкции

Центробежный насос встроенного типа с приводом от коленчатого вала двигателя. Проточная часть насоса состоит из осевого подвода, рабочего колеса и спирального отвода. Рабочее колесо представляет собой ведущий диск, с прикрепленными к нему лопатками, которые имеют крыловой профиль. Ведущим диском колеса крепится на валу насоса. Жидкость движется через рабочее колесо от центральной части к периферии и далее отводится к напорному трубопроводу.


Приложение 1

ϕ Sпл1 Sпл2 Sпл3 Wпл1 Wпл2 Wпл3
  0,00 0,75 0,75 0,00 45,34 -45,34
  0,01 0,82 0,67 9,09 40,11 -49,20
  0,03 0,88 0,59 17,91 33,66 -51,56
  0,07 0,93 0,50 26,18 26,18 -52,36
  0,12 0,97 0,41 33,66 17,91 -51,56
  0,18 0,99 0,33 40,11 9,09 -49,20
  0,25 1,00 0,25 45,34 0,00 -45,34
  0,33 0,99 0,18 49,20 -9,09 -40,11
  0,41 0,97 0,12 51,56 -17,91 -33,66
  0,50 0,93 0,07 52,36 -26,18 -26,18
  0,59 0,88 0,03 51,56 -33,66 -17,91
  0,67 0,82 0,01 49,20 -40,11 -9,09
  0,75 0,75 0,00 45,34 -45,34 0,00
  0,82 0,67 0,01 40,11 -49,20 9,09
  0,88 0,59 0,03 33,66 -51,56 17,91
  0,93 0,50 0,07 26,18 -52,36 26,18
  0,97 0,41 0,12 17,91 -51,56 33,66
  0,99 0,33 0,18 9,09 -49,20 40,11
  1,00 0,25 0,25 0,00 -45,34 45,34
  0,99 0,18 0,33 -9,09 -40,11 49,20
  0,97 0,12 0,41 -17,91 -33,66 51,56
  0,93 0,07 0,50 -26,18 -26,18 52,36
  0,88 0,03 0,59 -33,66 -17,91 51,56
  0,82 0,01 0,67 -40,11 -9,09 49,20
  0,75 0,00 0,75 -45,34 0,00 45,34
  0,67 0,01 0,82 -49,20 9,09 40,11
  0,59 0,03 0,88 -51,56 17,91 33,66
  0,50 0,07 0,93 -52,36 26,18 26,18
  0,41 0,12 0,97 -51,56 33,66 17,91
  0,33 0,18 0,99 -49,20 40,11 9,09
  0,25 0,25 1,00 -45,34 45,34 0,00
  0,18 0,33 0,99 -40,11 49,20 -9,09
  0,12 0,41 0,97 -33,66 51,56 -17,91
  0,07 0,50 0,93 -26,18 52,36 -26,18
  0,03 0,59 0,88 -17,91 51,56 -33,66
  0,01 0,67 0,82 -9,09 49,20 -40,11
  0,00 0,75 0,75 0,00 45,34 -45,34
ϕ Wпл1+ Wпл2+ Wпл3+ ΣQ N Mтнвд Mнас
  0,00 45,34   28,85 7466,3 71,3 72,0
  9,09 40,11   31,30 8101,5 77,4 78,1
  17,91 33,66   32,80 8490,4 81,1 81,8
  26,18 26,18   33,31 8621,4 82,3 83,0
  33,66 17,91   32,80 8490,4 81,1 81,8
  40,11 9,09   31,30 8101,5 77,4 78,1
  45,34     28,85 7466,3 71,3 72,0
  49,20     31,30 8101,5 77,4 78,1
  51,56     32,80 8490,4 81,1 81,8
  52,36     33,31 8621,4 82,3 83,0
  51,56     32,80 8490,4 81,1 81,8
  49,20     31,30 8101,5 77,4 78,1
  45,34     28,85 7466,3 71,3 72,0
  40,11   9,09 31,30 8101,5 77,4 78,1
  33,66   17,91 32,80 8490,4 81,1 81,8
  26,18   26,18 33,31 8621,4 82,3 83,0
  17,91   33,66 32,80 8490,4 81,1 81,8
  9,09   40,11 31,30 8101,5 77,4 78,1
      45,34 28,85 7466,3 71,3 72,0
      49,20 31,30 8101,5 77,4 78,1
      51,56 32,80 8490,4 81,1 81,8
      52,36 33,31 8621,4 82,3 83,0
      51,56 32,80 8490,4 81,1 81,8
      49,20 31,30 8101,5 77,4 78,1
      45,34 28,85 7466,3 71,3 72,0
    9,09 40,11 31,30 8101,5 77,4 78,1
    17,91 33,66 32,80 8490,4 81,1 81,8
    26,18 26,18 33,31 8621,4 82,3 83,0
    33,66 17,91 32,80 8490,4 81,1 81,8
    40,11 9,09 31,30 8101,5 77,4 78,1
    45,34   28,85 7466,3 71,3 72,0
    49,20   31,30 8101,5 77,4 78,1
    51,56   32,80 8490,4 81,1 81,8
    52,36   33,31 8621,4 82,3 83,0
    51,56   32,80 8490,4 81,1 81,8
    49,20   31,30 8101,5 77,4 78,1
    45,34   28,85 7466,3 71,3 72,0

Список литературы

1. Расчет автомобильных и автотракторных двигателей: учебное пособие для вузов./А.И. Колчин, В.П. Демидов – 3-е издание перераб. и доп. – М.: Высш. шк., 2002. – 496 с.: ил.

2. Березовский А.Б. Проектирование систем жидкостного охлаждения поршневых двигателей: Учебное пособие к курсовому и дипломному проектированию / Казань: Изд-во Казан.гос.техн.ун-та, 2000. 87с.

3. Дипломное проектирование по специальности 140501 «Двигатели внутреннего сгорания»: учебное пособие./А.Б. Березовский, Ф.Х. Халиуллин: Изд-во Казан. Гос. Аграрного. Ун-та, 2013,-84с,



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: