Основные направления научной деятельности Я. Л. Коломинского

Коломинский Доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей и детской психологии Минского госпединститута им. А.М. Горького Яков Львович Коломинский родился 11 января 1934 г. в г. Наровля Гомельской области Беларуси. В годы Великой Отечественной войны находился в эвакуации в Ашхабаде (Туркменистан). После окончания войны вернулся в г. Наровлю, где в 1951 г. окончил среднюю школу с медалью. В этом же году поступил на педагогический факультет Минского государственного педагогического института им. А.М. Горького, окончил его с отличием в 1955 г. и был направлен на работу в качестве преподавателя педагогики и психологии педучилища в г. Новогрудок Гродненской области Беларуси. После закрытия педучилища в 1958 г. переехал в Минск, где до 1960 г. работал воспитателем и учителем в школе-интернате №17.

К этому времени относится начало экспериментальных исследований Я.Л. Коломинского; их результаты опубликованы в сб. «Первые успехи» (Под ред. Р.И. Водейко. Минск, 1960).

В 1960 г. Я.Л. Коломинский поступили аспирантуру по психологии в Минский госпединститут им. А.М. Горького, был прикомандирован к НИИ психологии АПН РСФСР, где под руководством Л.И. Божович подготовил и в 1963 г. защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Опыт психологического изучения взаимоотношений между учениками в классе».

С сентября 1963 г. Я.Л. Коломинский работает в МГПИ им. А.М. Горького. В 1968 г. ему было присвоено звание доцента; в 1978 г. он стал заведующим кафедрой общей и детской психологии. В июне 1981 г. защитил докторскую диссертацию на тему «Психология личных взаимоотношений в группе сверстников». В 1982 г. ему было присвоено звание профессора.

Я.Л. Коломинский работает в области социальной психологии и психологии личности более 30 лет. Его экспериментальные и теоретические исследования положили начало новой отрасли советской психологической науки — возрастной и педагогической социальной психологии, центральным предметом которой является развитие и формирование личности в группах и коллективах на основных стадиях онтогенеза в процессе общения и совместной деятельности. Результаты этих исследований, изложенные в его книгах «Психология личных взаимоотношений в детском коллективе (очерк социальной психологии школьного класса)» (Минск, 1969), «Психология взаимоотношений в малых группах (общие и возрастные особенности)» (Минск, 1976), «Некоторые педагогические проблемы социальной психологии» (соавтор Н.А. Березовин, М., 1977), «Учитель и детский коллектив» (Минск, 1985), «Психология детского коллектива. Система личных взаимоотношений» (Минск, 1984) и др. получили широкое признание специалистов и педагогов-практиков. Основные научные положения и методы исследования, разработанные профессором Я.Л. Коломинским, включены в программы и учебные пособия по общей, возрастной, педагогической и социальной психологии для вузов и педучилищ.

Я.Л. Коломинский разработал систему описательных и объяснительных понятий и методов для изучения рефлексивно-перцептивного отражения личностью своих взаимоотношений в малых группах и коллективах. Он сформулировал и экспериментально обосновал понятия «социально-психологическая рефлексия» (измеряется рефлексивными коэффициентами осознанности отношений и положения), «социально-психологическая перцепция» (измеряется перцептивными коэффициентами отношений и положения), «социометрические установки личности» (характеризуют ее тенденцию приписывать другим членам группы определенный уровень социометрического статуса).

Я.Л. Коломинский является одним из пионеров изучения психологии педагогического взаимодействия: он обосновал типологию стиля педагогической деятельности по признаку согласованности ее внутренней, мотивационно-потребностной основы («педагогическое отношение»), внешней поведенческой реализации («педагогическое общение»). Им и его учениками установлена детерминированность педагогического взаимодействия его предметным содержанием, исследована селективность педагогического общения.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: