Клиенты будут защищать свою ложную реальность, несмотря на все атаки, даже если эта реальность — основной источник их несчастий. Некоторые могут даже гордиться уникальными умопостроениями и чувствовать, что оставить свою философию будет признаком слабости или, что звучит иронично, показателем иррациональности. Для наиболее непреклонных жертв этого расстройства полезными будут парадоксальные техники консультирования. Диссонанс — состояние болезненное, и использование этой техники — классический пример того, что, причинив клиенту «боль», мы помогаем ему. К счастью, сама природа нарушения обеспечивает непродолжительность этой боли, поскольку, когда фундамент ложной реальности клиентов начинает рушиться, они быстро движутся к его замене. Терапевту остается только убедиться, что замена содержит минимальное количество заблуждений.
Некоторым клиентам не нужна помощь терапевта, чтобы разрешить свой диссонанс. Часто они справляются с этим сами, переоценивая свои ценности и желания.
Дополнительная информация
Теория когнитивного диссонанса изучалась в многочисленных публикациях (Aronson, 1980; Festinger, 1957, 1964— исходные работы). Wicklund and Brehm (1976) предложили свое краткое изложение теории Фестингера, более современный его вариант есть у Shachter and Gazzaniga (1989). Schauss, Chase, and Hawkins (1997) предлагают бихе-виорально-аналитическую интерпретацию диссонанса.
КОГНИТИВНОЕ НАВОДНЕНИЕ