Последнее время все более активно используются пиктографические изображения на упаковке. В данном случае пиктографическое изображение выступает и как фенестративное («окно» воздействует на эмоциональную сферу и возвращает себе функции инструктивной передачи информации на уровне изображения). Пиктографические изображения носят прежде всего инструктивный характер, то есть как необходимо действовать, чтобы получить ожидаемый результат. Как, в какой последовательности совершать операции по приготовлению продуктов питания или сборки мебели и т.д.
Можно проследить эволюцию пиктографических знаков на упаковках. Вначале они появляются на транспортной таре и служат информационными символами, необходимыми при погрузочно-разгру-зочных работах и складировании. Это такие знаки, как изображение рюмки — в таре содержится хрупкий предмет, изображение зонтика — товар нужно беречь от попадания воды, несколько горизонтальных черт говорят о том, что нельзя превышать данное количество коробок, которые ставят одну над другой при складировании, и т.д. Эта информация являлась международной, была понятна везде. Но рассчитана она была прежде всего на специалистов.
|
|
Следующим этапом можно считать появление рисунков-пояснений, которые представляли собой иллюстрации к инструкциям и находились
110 ___________________________ ^_____________________________ Глава 4
не на самой упаковке, а на листках приложения (в инструкциях). Прямым наследником этих листков можно считать следующие инструктивные изображения на упаковках.
1. В виде инструкции по употреблению данного продукта, причем инструкция включает большой объем информации, например для продуктов питания — количество продукта для приготовления определенной порции, время, которое на это нужно потратить, какие нагревательные приборы для этого необходимы, какие могут использоваться добавки для придания блюду наиболее приятного вкуса.
2. К разряду пиктографических изображений в данном случае предлагаем отнести и такую дополнительную информацию, служащую для удобства пользователя, как наличие мерных линеек. С их помощью покупатель может, например, отсыпать необходимое ему количество крупы для приготовления одной порции блюда.
3. В виде мнемонических знаков (иконок) используют, допустим, изображения флагов различных государств на продукции, распространяемой фирмой-изготовителем по всему миру с тем, чтобы потребитель сразу мог найти содержащуюся вербальную информацию на языке своей страны.
4. Подобные изображения (пиктографические) используются для передачи дополнительной информации, также рассчитанной на человека, не знающего языка, который используется в данной упаковке, чтобы он мог быстрее понять, какие дополнительные преимущества у данного продукта, не прибегая к помощи переводчика, например на упаковке зубной пасты «Колгейт» с травами показаны содержащиеся в составе пасты травы.
|
|
5. Изображение следствия применения препарата, например сияющего зуба как результата применения пасты «Колгейт».
6. Характерно использование значков в виде дополнительной информации для потребителя о том, что продукт является экологически чистым или что упаковка не загрязняет окружающую среду.
7. В последнее время появляются решения, связанные с реализацией с помощью пиктограмм возможности передать и состав конкретного продукта, в основном продуктов питания.
8. Существуют объединенные формы. В одном блоке могут присутствовать паралелльно пиктограмма и соответствующая ей пояснительная надпись.
Актуальность появления пиктографических изображений связана прежде всего с расширением рынков сбыта продукции. Фирма-изготовитель стремится к планетарному охвату потребителя. Вербальным способом достаточно сложно донести необходимую информацию до всех потенциальных потребителей, поэтому возникает задача другими, наиболее экономными средствами решить коммуникационные задачи.
Художественно-пластические способы оформления упаковки 1 \ \
Рассматривая закономерности эволюции «языка», особенно «языка искусства», Лотман говорит о тенденции «...к формализации содержательных элементов, к их застыванию, превращению в штампы, полному переходу из сферы содержания в условную область кода» [50, с. 29]. Вспомним обертку для хозяйственного мыла, где изображены три области применения данного мыла: 1) для мытья головы, 2) для стирки белья и 3) для купания детей. Это те же инструктивные изображения, но для передачи их использовался чисто изобразительный способ передачи информации. Теперь мы можем сравнить это изобразительное решение с пиктографическими современными. От процесса мытья рук осталось только изображение рук с куском мыла в них, таким образом произошла замена чистого изображения его смысловым эквивалентом. При этом были отобраны наиболее существенные для данного случая части целого.