Диагностических параметров

Техническое состояние машины, агрегата или отдельного сопряжения зависит от состояния элементов (деталей), из которых состоит сопряжение (механизм), техническое состояние элементов определяется (оценивается) параметрами.

Параметр — это физическая величина или функция, характеризующая работоспособность или исправность объекта диагностирования и изменяющаяся в процессе работы. При техническом диагностировании параметры технического состояния механизма подразделяют на структурные и диагностические.

Структурный параметр — это физическая величина, непосредственно характеризующая техническое состояние или работоспособность механизма (машины): геометрическая форма, размеры, взаимное расположение и сопряжение деталей, чистота их поверхности, микроструктура материала, из которого изготовлены детали, и т. д. Структурный параметр механизма может быть выражен в линейных мерах, в величине зазора, в изменении герметичности или прочности соединений, в изменении массы детали и т. д. Они, как правило, недоступны непосредственному измерению без разборки агрегатов и сборочных единиц.

Диагностический параметр — это тоже физическая величина, но контролируемая средствами диагностирования и косвенно характеризующая состояние или работоспособность машины. Диагностический параметр может характеризовать техническое состояние как отдельных сопряжений, или механизмов автомобиля, так и некоторой их совокупности, в зависимости от этого его называют частным или обобщенным.

Техническое диагностирование при определении технического состояния и прогнозирования ресурса механизма оперирует несколькими величинами параметров. Как структурные, так и диагностические параметры по своей величине (значению) могут быть номинальными, допускаемыми, предельными и текущими (на момент диагностирования).

Номинальное значение параметра — значение параметра, определенное его функциональным назначением и служащее началом отсчета отклонений. Номинальная величина параметра бывает, как правило, у новых или капитально отремонтированных узлов и агрегатов после их обкатки и приработки.

Допускаемое значение параметра — граничное значение параметра, при котором сопряжение, сборочная единица, механизм оставляют без ремонта, регулировки или других предупредительных операций, обеспечивающее надежную работу изделия до следующего планового контроля. Ряд основных параметров машин и механизмов могут иметь два допускаемых значения. Одно из них рассчитывают, исходя из необходимости обеспечения безотказной работы механизма до следующего планового технического обслуживания (обычно до ТО-2), а второе — до очередного ремонта.

Предельное значение параметра — наибольшее или наименьшее значение параметра, которое может иметь работоспособная составная часть.

Предельная величина параметра — величина, при которой дальнейшая эксплуатация механизма недопустима по техническим условиям или нецелесообразна по технико-экономическим соображениям, так как при этом наступает резкое увеличение интенсивности изнашивания сопряжений или резкое снижение экономичности эксплуатации машины.

Текущее значение параметра — это фактическая величина параметра в данный момент времени, измеренная (полученная) в процессе диагностирования.

Диагностированием определяют необходимый ремонт, и этим способствуют повышению технического уровня эксплуатации автомобилей.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: