Классификация отказов

Классификация отказов необходима для выявления их причин и разработки мер по предупреждению и устранению.

По влиянию на работоспособность объекта различают отказы его элементов и отказы, вызывающие неисправность или отказ объекта вцелом.

По источнику возникновения различают отказы:

• конструкционные, возникающие вследствие несовершенства конструкции;

• производственные, являющиеся следствием нарушения или несовершенства технологического процесса изготовления или ремонта изделия;

• эксплуатационные, вызванные нарушением действующих правил.

Первые связаны с несовершенством конструкции автомобиля, вторые возникают вследствие несовершенства технологи изготовления, третьи являются результатом неправильной эксплуатации и нарушения режимов ТО (смазки, регулировки, крепления деталей и прочее).

По связи с отказами других элементов различают зависимые отказы и независимые.

Зависимым называется отказ, обусловленный отказом или неисправностью других элементов изделия.

Независимый отказ такой обусловленности не имеет.

По характеру (закономерности) возникновения и возможности прогнозирования различают постепенные и внезапные отказы.

Постепенным называется отказ, который может быть предсказан в процессе эксплуатации автомобиля. Сюда относятся забивка фильтров, износ шеек коленчатого вала, износ тормозных накладок и т. д., ориентировочное время работы которых обычно известно. Устранение таких отказов производится при планируемых техническом обслуживании или ремонте машин.

Постепенныеотказы возникают в результате плавного изменения показателей технического состояния объекта, чаще всего следствие изнашивания.

Для постепенных отказов характерен последовательный переход изделия из начального исправного состояния в состояние отказа через ряд промежуточных состояний.

Внезапным называется отказ, характер и причина появления которого неизвестны, такие отказы прогнозируются на основании теории вероятности и обычно учитываются временем на гарантийный ремонт (поломка детали, прокол шины и др.).

Устранение случайных отказов производится заводом-изготовителем, если отказ произошел во время гарантийного срока. Длительность гарантийного срока определяется наработкой на отказ и для различных агрегатов она разная.

На автомобилях встречается особый, так называемый перемежающий отказ, отличающийся тем, что многократно возникает и самоустраняется.

По частоте возникновения (наработке) для современных автомобилей различают отказы с малой, средней и большой наработкой.

По трудоемкости устранения отказы можно разделить на требующие малую, среднюю и большую трудоемкость восстановления автомобиля.

По влиянию на потери рабочего времени автомобиля отказы подразделяют на устраняемые без потери рабочего времени, и отказы, устраняемые с потерей рабочего времени.

Особое значение имеют отказы на линии, вызывающие нарушение транспортного процесса. Для организации снабжения и определения соответствующих норм необходимо также знать и характер отказов каждой детали, их причины, характер повреждения и возможность восстановления детали или изделия. В связи с этим различают восстанавливаемые и невосстанавливаемые, ремонтируемые и неремонтируемые изделия.

Ресурс — это пробег автомобиля до предельного состояния, которое определяется износом базовых деталей, при котором их ремонт невозможен или нецелесообразен.

«Система технического обслуживания и ремонта подвижного состава»

Техническое состояние автомобилей зависит от условий их хранения (в частности от режима пуска и прогрева холодного двигателя при низкой окружающей температуре), а также применение соответствующим их конструкциям и условиям эксплуатации топлив, масел и специальных жидкостей.

Правильная организация ТО и ремонта обеспечивает не только повышение качества и общего технического состояния автомобилей, но и снижение трудоемкости работ, уменьшение затрат на содержание подвижного состава, а, следовательно, и себестоимость перевозок.

Увеличение пробега автомобиля и снижение общих расходов по его содержанию можно достичь применением правильных методов вождения автомобиля.

Внедрение методов и средств технической диагностики позволяет производить контроль технического состояния автомобиля (агрегата, механизма) без разборки, что позволяет сократить затраты рабочего времени и установить длительность исправной работы автомобиля.

В Российской Федерации принята планово-предупредительная система технического обслуживания и ремонта автомобилей, основные положения которой сформулированы и закреплены в «Положении о ТО и ремонте подвижного состава автомобильного транспорта».

В данном «Положении» приведен перечень предусмотренных видов обслуживания и ремонта и операций по ним, даны нормативы межремонтных пробегов, трудоемкость на выполнение различных видов работ, нормы простоя в ТО и ремонте, поправочные коэффициенты и различные нормативы (К15) в зависимости от конкретных условий эксплуатации и т.д.

Сущностью планово-предупредительной системы является:

1. обязательное выполнение постоянного комплекса работ по ТО через установленный период (в километрах пробега);

2. выполнение ремонта автомобиля (агрегата) по потребности, которая определяется техническим осмотром после установленного межремонтного пробега или выявляется в процессе ТО.

Система ТО и ремонта техники (ГОСТ 18322-73) - совокупность взаимосвязанных средств, документации ТО и ремонта и исполнителей, необходимых для поддержания и восстановления качества изделий

Метод технического обслуживания (ремонта) - совокупность технологических и организационных правил выполнения ТО (ремонта)

Готовность парка изделий - это отношение числа работоспособных изделий к общему числу изделий парка в рассмотренный момент.

Техническое обслуживание – это комплекс операций по поддержанию подвижного состава в работоспособном состоянии и подлежащем внешнем виде, обеспечение надежности и экономичности работы, безопасности двигателя, защите окружающей среды, уменьшении интенсивности ухудшения параметров технического состояния; предупреждение отказов и неисправностей, а также выявлению их с целью своевременного устранения.

Ремонт – это комплекс операций по восстановлению исправного или работоспособного состояния и обеспечение безотказности подвижного состава и его составных частей.

Система ТО – представляет совокупность планируемых и систематически выполняемых воздействий по контролю, поддержанию и восстановлению исправного состояния автомобилей.

Техническое обслуживание включает:

1 Контрольно-диагностические работы;

2 Крепежные работы;

3 Смазочные работы;

4 Регулировочные;

5 Электротехнические и другие работы, выполняемые, как правило, без разборки агрегатов и снятия с автомобиля отдельных узлов.

ТО подвижного состава подразделяется на следующие виды:

1 Ежедневное обслуживание (ЕО);

2 Техническое обслуживание № 1 (ТО-1);

3 Техническое обслуживание № 2 (ТО-2);

4 Сезонное обслуживание (СО)

Эти виды обслуживания отличаются друг от друга перечнем и трудоемкостью выполняемых операций и соответственно периодичностью.

Типы автомобилей Перечень ТО, км
ТО-1 ТО-2
Легковые    
Грузовые    
Автобусы    

ЕО включают в себя проведение контрольного осмотра (в первую очередь по узлам, механизмам и системам, влияющим на безопасность движения), уборочно-моечных работ (проводимых по потребности, с учетом санитарных и эстетических требований и условий эксплуатации) и дозаправочных работ: при необходимости доливка масла в двигатель, охлаждающей жидкости, подкачка шин и т.д.

ЕО выполняется после работы или перед выездом подвижного состава на линию (т.е. в межсменное время).

ТО-1 заключается в наружном осмотре всего автомобиля и в выполнении в установленном объеме комплекса работ:

1. контрольно-диагностических;

2. крепежных;

3. регулировочных;

4. смазочно-очистительных;

5. электротехнических;

6. проверке работы двигателя, рулевого управления, тормозов и других механизмов;

7. заправочные работы.

ТО-1 проводится в межсменное время и должно обеспечивать безотказную работу агрегатов, механизмов и систем автомобилей в пределах установленной периодичности.

Трудоемкость работ по ТО-1 для легковых автомобилей в среднем 2,5-4,5 человеко-часов, для грузовых 2,5-6,5 человеко-часов.

ТО-2 включает более углубленную диагностику (чем ТО-1) технического состояния всех агрегатов, механизмов и приборов автомобиля, выполнения в установленном объеме крепежных, регулировочных, смазочных и других работ, а также проверку действия агрегатов, механизмов и приборов в работе.

Замена деталей и узлов не считается обслуживанием – этот процесс при ТО-2 называется сопутствующим ремонтом (СР). На него отводится дополнительная трудоемкость.

Трудоемкость работ по ТО-2 для легковых автомобилей в среднем 10-15 человеко-часов, для грузовых 10-20 человеко-часов.

Для проведения ТО-2 автомобиль по Положению снимают с линии сроком до одних суток. Через определенные пробеги, установленные в зависимости от категории условий эксплуатации подвижного состава и природно-климатических условий.

СО проводится два раза в год, весной и осенью, является подготовкой подвижного состава к эксплуатации в холодное и теплое время года.

СО обычно совмещают с очередным ТО-2 и выполняют на тех же постах, те же рабочие, однако предусмотрено увеличение нормативной трудоемкости (в связи с дополнительными работами).

Возможно вместо ТО-1 и ТО-2 проведение регламентных работ в соответствии с сервисной книжкой (на автомобиль) или в соответствии со стандартом автотранспортного предприятия. Рекомендуется проведение регламентных работ после пробега первой тысячи километров, а затем после пробега автомобиля через каждые 10 тыс. км или при отсутствии этого пробега через каждые 12 месяцев.

При выполнении регламентных работ производятся плановая и внеплановая замена фильтров, ремней, подшипников, щёток генератора и стартёра, других элементов и смазочно-заправочные работы.

Существуют следующие виды ремонта:

1 Текущий ремонт;

2 Капитальный ремонт;

3 Средний ремонт.

Текущий ремонт (ТР) – предназначен для устранения возникших отказов и неисправностей и способствует выполнению установленных норм пробега автомобиля до капитального ремонта при минимальных простоях.

ТР стараются проводить в межсменное время (обычно в вечернее и ночное). ТР проводят в специально отведенных зонах (зонах текущего ремонта).

Капитальный ремонт (КР) – предназначен для восстановления автомобиля (агрегата), полностью потерявшего работоспособность.

КР должен обеспечивать работоспособность автомобилей и агрегатов до следующего КР не менее 80% нормы для новых автомобилей и агрегатов.

Средний ремонт – выполняется вместо капитального ремонта в тяжелых условиях эксплуатации автомобилей (например, замена двигателя).


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  




Подборка статей по вашей теме: