Методы и технология их определения

Перед тем как приступить к поиску причин и устранению неисправностей карбюратора, необходимо убедиться в том, что они связаны с дефектами именно карбюратора, а не системы топливоподачи до карбюратора или системы зажигания.

Так, например, в системе питания могут быть засорены топливозаборник, фильтр тонкой очистки топливного насоса. Эти неисправности могут вызывать нарушения в нормальной работе двигателя, быть причиной «провалов» в первую очередь на режиме с повышенной нагрузкой, в то время как при малой нагрузке или на режиме холостого хода потребление двигателем топлива невелико и даже при нарушенной топливоподаче его может хватить для нормальной работы на данных режимах.

При проверке системы питания в первую очередь необходимо убедиться в отсутствии течи топлива через соединения, и нормальной работе бензонасоса, так как эти неисправности зачастую приводят к пожарам.

Бензонасос первоначально проверяют непосредственно на двигателе, если появляется необходимость, то его снимают с двигателя. Для проверки насоса на двигателе топливопровод отсоединяют от карбюратора и опускают его конец в прозрачный сосуд, заполненный бензином. Если при нажатии на рычаг ручной подкачки из топливопровода выбивает сильная струя топлива, насос исправен. Выход из топливопровода пузырьков воздуха указывает на подсос воздуха (негерметичность) в соединениях трубопроводов или насосе.

Оценить работоспособность клапанов топливного насоса проще всего на двигателе, установив коленчатый вал в пределах двух оборотов в такое положение, чтобы рычаг ручной подкачки топлива не был блокирован кулачком привода. Причем, при перемещении рычага ручной подкачки, должно ощущаться сопротивление сжимаемой при ходе всасывания пружины мембраны насоса. Для этого снимается топливоподводящий шланг со штуцера на карбюраторе, вручную подкачивается топливо до его появления в отверстии шланга, отворачивая болт крепления крышки бензонасоса, снимается крышка и сетка. Затем отверстие шланга плотно перекрывают (можно пальцем), отводят до упора рычаг ручной подкачки насоса в направлении его хода всасывания и затем отпускают, внимательно следя за появлением воздушных пузырей и струек топлива в отверстии выпускного клапана насоса.

Низкий уровень топлива в карбюраторе может быть вызван нарушением регулировки или заеданием поплавка. Заедание клапана подачи топлива в закрытом положении обнаруживается, отвертыванием спускной пробки карбюратора. Если топливо вытекает из отверстия непродолжительное время, а затем перестает вытекать, то имеется неисправность.

Неполное закрытие воздушной заслонки можно определить при снятом воздушном фильтре, выдвинув до отказа ручку управления заслонкой.

Рис. 1. Прибор НИИАТ-527Б:

1- манометр; 2 — крючок; 3 — корпус; 4, 5 и 8 — патрубки; 6 и 9 — штуцера; 7 — трехходовой кран

Для обнаружения неисправностей бензонасоса без снятия его с двигателя применяют прибор НИИАТ-527Б (рис. 1), состоящий из шланга с наконечниками и манометра. Шланг присоединяют одним концом к карбюратору, а другим — к топливопроводу, идущему от насоса к карбюратору. Пустив двигатель, по манометру определяют давление, создаваемое насосом при малой частоте вращения коленчатого вала. Для двигателей марок «ЗМЗ» и «ЗИЛ» оно должно составлять 18—30 кПа. Меньшее давление может быть при ослаблении пружины мембраны, неплотном прилегании клапанов насоса, а также при засорении топливопроводов и фильтра-отстойника.

Для уточнения неисправности измеряют величину падения давления. Если оно превышает 10 кПа за 30 с после останова двигателя, то это вызвано неплотным прилеганием клапанов насоса или игольчатого клапана карбюратора.

Присоединив манометр к топливопроводу, идущему к карбюратору, пускают двигатель и дают ему поработать на топливе, имеющемся в поплавковой камере карбюратора, до установления давления топлива на ранее замеренном уровне. Если и при таком соединении манометра после останова двигателя падение давления превысит 76 МПа за 30 с, это свидетельствует о негерметичности клапанов насоса.

При подозрении на засорение жиклеров следует вывернуть пробки и через отверстия продуть жиклеры сжатым воздухом с помощью насоса для шин. Если после продувки жиклеров двигатель станет работать без перебоев, то причиной уменьшения подачи топлива было засорение жиклеров. Засоренность сетчатого фильтра карбюратора определяют визуально, вынув его из карбюратора.

Для определения снижения давления используют вакуумметр (рис. 2), который присоединяют к впускному отверстию насоса штуцером 9.

Стартером проворачивают коленчатый вал двигателя на несколько оборотов, замеряют давление, которое у исправного насоса должно составлять 50—45 МПа. Если снижение давления окажется меньше, то это свидетельствует, либо о негерметичности выпускного клапана, либо о повреждениях мембраны или прокладки. Для устранения неисправностей топливный насос снимается с двигателя и ремонтируется.

Рис. 2. Бензонасос с вакуумметром:

1 — коромысло; 2 — возвратная пружина; 3 — мембрана; 4 — головка насоса; 5 — соединительный винт; 6 — выпускной клапан; 7 — штуцер для отвода топлива; 8 — крышка; 9 — штуцер для подвода топлива; 10 — сетчатый фильтр; 11 — резиновая прокладка; 12 — впускной клапан; 13 — корпус; 14 — пружина мембраны; 15 — толкатель; 16 — упорная шайба; 17 — рычаг для ручной подкачки топлива; 18 — вакуумметр; 19 — ось коромысла

Для двигателей грузовых автомобилей применяют карбюраторы с параллельным открытием дроссельных заслонок, с двумя регулировочными винтами.

Регулировка карбюраторов для установления минимальной частоты вращения коленчатого вала на режиме холостого хода осуществляется при полностью прогретом двигателе и исправной системе зажигания с помощью упорного винта 3 (рис. 3), ограничивающим закрытие дроссельных заслонок, и двух регулировочных винтов 1, изменяющих состав горючей смеси. Особое внимание должно быть обращено на правильность установки момента зажигания, исправность свечей зажигания и величину зазора между электродами. Следует учитывать то, что карбюратор двухкамерный и состав горючей смеси в одной камере регулируется соответствующим винтом независимо от состава смеси в другой камере. При завертывании винтов горючая смесь обедняется, а при отвертывании обогащается.

Рис. 3. Регулировка карбюратора К-88АТ на режиме холостого хода:

1 — регулировочные винты системы холостого хода; 2 и 4 — пломбировочные корпус и крышка соответственно; 3 — упорный винт

При регулировке карбюратора на режиме холостого хода измеряются содержание оксида углерода (СО) и углеводородов (СН) в отработавших газах. Для этого необходимо выполнить следующее:

- установить рычаг коробки передач в нейтральное положение;

- подсоединить к двигателю тахометр;

- пустить и прогреть двигатель до температуры 80—90 °С;

- установить пробоотборное устройство газоанализатора в трубу глушителя на глубину 300 мм от ее среза;

- установить частоту вращения коленчатого вала двигателя 500-600 мин-1;

- измерить содержание СО и СН в отработавших газах.

Замер следует проводить не ранее чем через 30 с после того, как установится необходимая частота вращения коленчатого вала.

После окончания регулировки проверяют приемистость хорошо прогретого двигателя как медленным, так и быстрым открыванием дросселей, а также при движении автомобиля во время резких разгонов. При этом не должно наблюдаться перебоев, «провалов» или хлопков в карбюраторе при переходе с режима холостого хода на режим с нагрузкой.

Токсичность отработанных газов на холостом ходу проверяют, с использованием газоанализаторов: ГАИ-1, И-СО или ИНФРАКАР.

Порядок испытаний определяет ГОСТ 17.2.2.03—87. Перед проведением необходимых измерений двигатель должен проработать не менее 1 мин в режиме проверки. Пробоотборник вставляют в выпускную трубу на глубину 300 мм. Газ засасывается с помощью насоса, размещенного в корпусе прибора, проходит через фильтр и поступает в блок измерения. Измерения выполняют при минимальной устойчивой частоте вращения коленчатого вала на режиме холостого хода и при частоте вращения коленчатого вала соответствующей 60 % номинальной.

В первом случае содержание СО не должно превышать 1,5 % (по объему), а во втором — 2 %.

Нормы содержания СО в отработавших газах для автомобилей

различного года выпуска

Год выпуска автомобиля Процентное содержание СО в ОГ

1978 3,5-2,0

С 1978 до 1980 2,0-1,5

После 1980 1,5-1,0

Повышенное содержание СО при минимальной частоте вращения коленчатого вала указывает на неправильную регулировку карбюратора, а при большей частоте вращения — на неисправность главной дозирующей системы или на неплотность прилегания клапанов экономайзера и ускорительного насоса.

Если содержание СО не соответствует норме, следует отрегулировать карбюратор винтами 1, предварительно сняв пломбу и пломбировочную крышку, изменяющими состав горючей смеси. Состав горючей смеси в каждой камере карбюратора регулируется отдельным винтом.

При повышенном содержании окиси углерода в отработавших газах надо винты 1 завернуть на 1/4 оборота, и после стабилизации показаний газоанализатора зафиксировать их. При необходимости операцию следует повторить. При регулировке карбюратора с помощью винтов необходимо постоянно следить за показаниями тахометра и газоанализатора. Частота вращения коленчатого вала должна быть постоянной и поддерживаться посредством регулирования с помощью упорного винта дроссельных заслонок.

Если содержание СН превышает норму, а содержание СО существенно меньше нормы, то следует немного обогатить горючую смесь, равномерно отвернув на 1/4 — 1/2 оборота каждый из винтов 1.

После регулировки на режиме холостого хода необходимо измерить содержание СО и СН в отработавших газах при частоте вращения коленчатого вала двигателя 1900 — 2600 мин-1. Состав горючей смеси на данном режиме работы двигателя не регулируется. При отклонении содержания СО и СН необходимо установить причину.

Повышенное содержание СО и СН в отработавших газах может свидетельствовать о не герметичности уплотнения топливных жиклеров или других топливодозирующих элементов, о повышенном уровне топлива в поплавковой камере карбюратора, неисправности системы зажигания. После окончания регулировки необходимо восстановить пломбы регулировочных винтов.

Правильно отрегулированный карбюратор должен обеспечивать устойчивую работу исправного двигателя нa режиме холостого хода.

Промывать карбюратор необходимо чистым бензином или ацетоном с последующей продувкой его сжатым воздухом. В карбюраторе имеются резиновые и прорезиненные детали, поэтому промывку ацетоном или растворителем на его основе следует проводить только после снятия этих деталей.

Внимание!

Категорически запрещается применять проволоку или другие металлические предметы для прочистки жиклеров, форсунок, каналов и отверстий. Запрещается продувать сжатым воздухом собранный карбюратор через топливоподводящее отверстие и балансировочную трубку, так как это может привести к повреждению поплавка.

Для определения содержания вредных компонентов (СО и СН) в отработавших газах используют газоанализаторы.

Рис. 4. Газоанализаторы, выпускаемые Новгородским заводом гаражного

оборудования:

а — Инфракар 08.01; б — Инфракар 10.02; в — Инфракар М-1.02

Чтобы отрегулировать уровень топлива в поплавковой камере карбюратора К-126Б используют калибр, с помощью которого устанавливается расстояние от плоскости разъема корпуса и крышки поплавковой камеры до верхней точки поплавка. У карбюраторов разных моделей это расстояние разное. Оно указывается в паспорте карбюратора. На рис. 5,а показана установка поплавка и иглы клапана подачи топлива в карбюраторе К-126Б. Для регулировки уровня топлива в поплавковой камере необходимо снять крышку поплавковой камеры и установить поплавок 2 по калибру 1. Поплавок 2 установить в нужное положение, подогнув язычок 4, упирающийся в торец иглы 5 клапана. Подгибанием ограничителя 3 хода поплавка, устанавливают зазор 1,2—16,5 мм между торцом иглы 5 и язычком 4. Клапан подачи топлива карбюратора К-126Б запирается эластичной пластмассовой шайбой 6. При потере герметичности клапана следует заменить шайбу 6.

Рис. 5. Установка поплавка и иглы клапана подачи топлива в карбюраторах:

а — К-126Б; б — К-88А: 1 — калибр; 2 — поплавок; 3 — ограничитель хода поплавка; 4 — язычок; 5 — игла; 6 — шайба; 7 — корпус карбюратора; 8 — корпус

клапана; 9— прокладки; Б — зазор

Регулировка уровня топлива в поплавковой камере карбюратора К-88А показана на рис. 5,б. Расстояние от плоскости разъема верхнего корпуса 7 карбюратора до торца иглы 5 клапана подачи топлива проверяют калибром 1. Регулируется это расстояние числом прокладок 9, устанавливаемых между корпусом 8 клапана и корпусом 7 карбюратора. Чем больше число прокладок, тем ниже уровень топлива в поплавковой камере.

Если регулировки таким способом недостаточно, можно подогнуть кронштейн поплавка.

Если клапан подачи топлива карбюратора К-88А заедает, его необходимо притереть к седлу.

В карбюраторе ДААЗ-2108 (рис. 6) поплавковая камера охватывает обе смесительные камеры и имеет двойной пластмассовый поплавок с общим кронштейном закрытия игольчатого клапана. Такая конструкция обеспечивает нормальный уровень топлива и подачу его к жиклерам главной дозирующей системы при значительных наклонах автомобиля и движении в различных направлениях.

Рис. 6. Поплавковый механизм карбюраторов ДААЗ:

1 — входной штуцер; 2 — крышка карбюратора; 3 — прокладка; 4 — корпус клапана с седлом; 5 — игольчатый клапан; 6 — поплавок; 7 — язычок; 8 — ось; 9 — сетчатый фильтр; 10 — резьбовой держатель фильтра

Балансировка поплавковой камеры обеспечивается двумя отверстиями, соединяющими поплавковую камеру с воздушной входной горловиной карбюратора. В карбюраторе ДААЗ имеется одинарный латунный поплавок 6, который поворачивается на оси 8 и воздействует на игольчатый клапан 5 с помощью язычка 7.

Если карбюратор и топливный насос не удается отрегулировать без демонтажа, их снимают с двигателя и передают на регулировку в карбюраторный цех.

Для проверки и установки уровня топлива используют установку, показанную на рис. 7. Для этого устанавливают нужное давление топливного насоса 3, с помощью манометра 5, открывают кран 6 и регистрируют уровень топлива.

Рис. 7. Установка для проверки и регулировки уровня топлива в

поплавковой камере:

1 — бак с топливом; 2 — электропривод с эксцентриком; 3 — бензонасос; 4, 6 — краны; 5 — манометр; 7 — карбюратор; 8 — подставка

На рис. 8 показан простейший метод проверки герметичности поплавка. Если в течение 30 с при опускании поплавка в ванну с горячей водой (температура 80 °С), на поверхности не появятся пузырьки воздуха, то поплавок исправен.

Рис. 8. Проверка герметичности поплавка карбюратора

На рис. 9,а показан прибор для проверки герметичности игольчатого клапана. Игольчатый клапан устанавливается на тройник 8, из бачка 1 жидкость с помощью насоса 5 поступает в трубку 2. По шкале 3 с помощью секундомера определяют время падения давления. За 30 с уровень жидкости не должен понизиться более чем на 30 мм.

Переносной прибор для проверки герметичности игольчатого клапана изображен на рис. 9,б. Здесь с помощью резиновой груши 14 в камере 11 создается повышенное давление. Снижение давления определяется с помощью манометра 9.

В карбюраторах, оборудованных системой возврата топлива в бак при проверке герметичности игольчатого клапана, следует плотно закрывать топливовозвратный штуцер.

Рис. 9. Приборы для проверки герметичности игольчатого клапана:

а — стационарный; б — переносной; 1 — бачок; 2 — трубка; 3 — шкала; 4 — клапан; 5 — ручной насос; 6 — поршень; 7— краник; 8— тройник; 9 — манометр; 10 — резиновая груша; 11 — камера; 12 — трубопровод

Для проверки ускорительного насоса карбюратор снимают с двигателя, заполняют поплавковую камеру бензином и устанавливают сосуд под отверстие смесительной камеры карбюратора. Нажимая на шток ускорительного насоса, делают десять полных ходов поршня и определяют количество вытекшего в сосуд бензина.

Пропускную способность жиклеров можно проверять на приборе НИИАТ-362 (рис. 10), где с помощью воды создают давление соответствующее 1000 мм вод. ст. при температуре 19—21 °С. По количеству жидкости, которое поступит в измерительную мензурку за 1 мин. судят о пропускной способности жиклера.

Рис. 10. Прибор НИИАТ-362 для проверки

пропускной способности жиклеров:

1 — держатель жиклера; 2 и 7 — трубки; 3 и 6 —

краны; 4 — поплавковая камера; 5 — верхний бачок;

8 — термометр; 9 — жиклер; 10 — измерительная мензурка; 11 — лоток; 12 — нижний бачок


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: