Законодательная власть в Российской Федерации представлена Федеральным собранием РФ и законодательными представительными органами субъектов Федерации (законодательное собрание, городская дума, законодательный совет и пр.). Главная государственная функция законодательной власти - разработка и принятие законов, в которых выражаются важнейшие решения в области государственной и общественной жизни. Высший законодательный орган власти в демократическом государстве с республиканской формой правления - это избираемый народом коллегиальный и периодически сменяемый парламент.
Парламентом Российской Федерации является Федеральное собрание - представительный и законодательный орган Российской Федерации и, согласно ч.1 ст. 95 Конституции, состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
Как уже отмечалось, Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органа государственной власти субъекта. Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Такая структура проистекает из федеративного государственного устройства, когда одна из палат является палатой общенародного представительства - Государственная Дума, а в другой палате - Совет Федерации - реализуется представительство субъектов федерации. Почти все федерации в мире имеют двухпалатную структуру парламентов.
|
|
В целях обеспечения территориальной целостности и неприкосновенности, как одного из направлений осуществления государственного суверенитета Федеральное Собрание наделено полномочиями в сфере обороны и безопасности страны. Так, к ведению Совета Федерации относятся
· утверждение Указа Президента РФ о введении военного и чрезвычайного положения (пп. "б", "в" п.1 ст. 102),
· решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ (пп."г" п.1 ст. 102)
· обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам статуса и защиты государственной границы, войны и мира (ст. 106).
Кроме того, в целях защиты государственного суверенитета России, нормального функционирования аппарата управления, урегулирования общественных отношений к компетенции Федерального Собрания отнесено
· назначение выборов Президента РФ, отрешение Президента РФ от должности, на основании выдвинутого Государственной Думой обвинения против Президента (пп."е" п.1 ст. 102, пп. "ж" п.1 ст.103)
· право принятия на должность и освобождения от должности лиц высших органов государственной власти.
Согласно п.1 ст.96, Государственная Дума избирается сроком на четыре года, по окончании которого, проводятся новые выборы депутатов в Государственную Думу.
Вместе с тем, Государственная Дума может досрочно прекратить свою работу в случае роспуска ее Президентом в соответствие с правом, предоставленным ему Конституцией. Так, государственная Дума может быть распущена: