Себестоимость представляет собой издержки предприятия на производство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Себестоимость является экономической категорией, органически связанной с основными показателями, характеризующими эффективность работы предприятия - прибылью и рентабельностью, Стоимость определяется количеством общественно необходимого рабочего времени для производства продукта. Себестоимость продукции - это часть стоимости (общественных издержек производства), выраженная в денежной форме.
Уровень себестоимости зависит от многих факторов: технической оснащенности предприятия, степени использования машин и оборудования, объема выпускаемой продукции, производительности и размера оплаты труда, норм расхода и цен на потребляемое сырье, материалы, топливо, электроэнергию.
На транспорте определяют себестоимость перевозок по следующим показателям: 1 тарифный тонно - километр (для отделений дорог 1 эксплуатационный тонно-километр), 1 пассажиро - километр (в том числе по пригородным перевозкам - 1 пассажиро-километр в пригородном сообщении), 1 приведенный тонно- километр.
|
|
Величина транспортных затрат имеет важное значение при решении народнохозяйственных задач, в частности, для рационального размещения предприятий.
Показатель себестоимости перевозок используется для оценки качества эксплуатационной деятельности железных дорог, при установлении тарифов на перевозку пассажиров и грузов, сравнении и определении экономической эффективность и внедрения новой техники.
На железнодорожном транспорте для сети и отделений определяют себестоимость 1 приведенного тонно-километра делением общей суммы эксплуатационных расходов на приведенную работу (сумму тарифных или эксплуатационных тонно-километров и пассажиро-километров).
Рисунок 1.4 - Классификация видов себестоимости, рассчитываемых на Белорусской железной дороге
На транспорте себестоимость пассажирских и грузовых перевозок определяется отдельно.
Распределение эксплуатационные расходов, по статьям затрат и хозяйствам отделений дороги, на пассажирские и грузовые перевозки рассмотрены на рисунке 1.5
Рисунок 1.5 - Распределение эксплуатационные расходов, по статьям затрат и хозяйствам отделений дороги, на пассажирские и грузовые перевозки
Делением общих расходов, отнесенных на пассажирские и грузовые перевозки, на соответствующие пассажиро-километры и тонно-километры определяют себестоимость 1 пассажиро-кйлометра и себестоимость 1 тонно- километра.
После распределения эксплуатационных расходов на грузовые и пассажирские перевозки в отделениях дорог составляют калькуляцию себестоимости по видам тяги.
|
|
Себестоимость грузовых и пассажирских перевозок по видам тяги определяют делением отнесенных по видам тяги общих сумм расходов на соответствующий объем перевозок.
Расходы железных дорог зависят от размеров движения (соответствующих измерителей: вагоно-километры, локомотиво-километры, тонно-километры брутто и др.).
Степень зависимости различных статей эксплуатационных расходов от размеров движения неодинакова и колеблется в значительных пределах. Поэтому эксплуатационные расходы железных дорог принято условно подразделять на зависящие и не зависящие (условно-постоянные) от размеров движения.
Расходы, отнесенные на перевозки пассажиров и грузов по видам тяги, распределяют следующим образом см. рисунок 1.6
Рисунок 1.6 - Расходы, отнесенные на перевозки пассажиров и грузов по видам тяги.
Зависящие расходы - это затраты на оплату труда локомотивных бригад, топливо для локомотивов, электроэнергию для тяги поездов, техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивов, вагонов, амортизационные Отчисления, а также соответствующая доля основных расходов, общих для всех отраслей хозяйств, и часть общехозяйственных расходов.
К независящим относят: расходы хозяйства перевозок и отправления поездов на станциях (затраты на оплату труда технического станционного штата, материалы для очистки и смазывания стрелочных переводов, обслуживание зданий и сооружений, расходы путевого хозяйства по охране пути, переездов и искусственных сооружений, лесозащитных сооружений), а также часть основных расходов хозяйств электрификации и электроснабжения, часть основных общих и общехозяйственных расходов всех хозяйств и др.
Зависящие от движения расходы изменяются прямо пропорционально объему перевозок.
Не зависящие от размеров движения расходы при росте объема или густоты перевозок в пределах запаса пропускной способности, когда не требуется усиления мощности и увеличения количества постоянных обустройств, остаются постоянными.
Себестоимость перевозок в части расходов, зависящих от размеров движения, остается постоянной, а в части расходов, не зависящих от размеров движения, изменяется обратно пропорционально объему перевозок[8,ст159].