Транспорте

Себестоимость представляет собой издержки предприятия на производ­ство и реализацию продукции, выраженные в денежной форме. Себестои­мость является экономической категорией, органически связанной с основ­ными показателями, характеризующими эффективность работы предпри­ятия - прибылью и рентабельностью, Стоимость определяется количеством общественно необходимого рабочего времени для производства продук­та. Себестоимость продукции - это часть стоимости (общественных издер­жек производства), выраженная в денежной форме.

Уровень себестоимости зависит от многих факторов: технической осна­щенности предприятия, степени использования машин и оборудования, объема выпускаемой продукции, производительности и размера оплаты труда, норм расхода и цен на потребляемое сырье, материалы, топливо, электроэнергию.

На транспорте определяют себестоимость перевозок по следующим показа­телям: 1 тарифный тонно - километр (для отделений дорог 1 эксплуатационный тонно-километр), 1 пассажиро - километр (в том числе по пригородным перевоз­кам - 1 пассажиро-километр в пригородном сообщении), 1 приведенный тонно- километр.

Величина транспортных затрат имеет важное значение при решении народнохозяйственных задач, в частности, для рационального размещения предприятий.

Показатель себестоимости перевозок используется для оценки качества эксплуатационной деятельности железных дорог, при установлении та­рифов на перевозку пассажиров и грузов, сравнении и определении эконо­мической эффективность и внедрения новой техники.

На железнодорожном транспорте для сети и отделений определяют се­бестоимость 1 приведенного тонно-километра делением общей суммы экс­плуатационных расходов на приведенную работу (сумму тарифных или эксплуатационных тонно-километров и пассажиро-километров).

Рисунок 1.4 - Классификация видов себестоимости, рассчитываемых на Белорусской железной дороге

На транспорте себестоимость пассажирских и грузовых перевозок опре­деляется отдельно.

Распределение эксплуатационные расходов, по статьям затрат и хозяйствам отделений дороги, на пассажирские и грузовые перевозки рассмотрены на рисунке 1.5

Рисунок 1.5 - Распределение эксплуатационные расходов, по статьям затрат и хозяйствам отделений дороги, на пассажирские и грузовые перевозки

Делением общих расходов, отнесенных на пассажирские и грузовые пе­ревозки, на соответствующие пассажиро-километры и тонно-километры оп­ределяют себестоимость 1 пассажиро-кйлометра и себестоимость 1 тонно- километра.

После распределения эксплуатационных расходов на грузовые и пасса­жирские перевозки в отделениях дорог составляют калькуляцию себестои­мости по видам тяги.

Себестоимость грузовых и пассажирских перевозок по видам тяги опре­деляют делением отнесенных по видам тяги общих сумм расходов на соот­ветствующий объем перевозок.

Расходы железных дорог зависят от размеров движения (соответствую­щих измерителей: вагоно-километры, локомотиво-километры, тонно-ки­лометры брутто и др.).

Степень зависимости различных статей эксплуатационных расходов от размеров движения неодинакова и колеблется в значительных пределах. Поэтому эксплуатационные расходы железных дорог принято условно подразделять на зависящие и не зависящие (условно-постоянные) от размеров движения.

Расходы, отнесенные на перевозки пассажиров и грузов по видам тяги, распределяют следующим образом см. рисунок 1.6

Рисунок 1.6 - Расходы, отнесенные на перевозки пассажиров и грузов по видам тяги.

Зависящие расходы - это затраты на оплату труда локомотивных бригад, топливо для локомотивов, электроэнергию для тяги поездов, техническое обслуживание и текущий ремонт локомотивов, вагонов, амортизационные Отчисления, а также соответствующая доля основных расходов, общих для всех отраслей хозяйств, и часть общехозяйственных расходов.

К независящим относят: расходы хозяйства перевозок и отправления по­ездов на станциях (затраты на оплату труда технического станционного штата, материалы для очистки и смазывания стрелочных переводов, обслуживание зданий и сооружений, расходы путевого хозяйства по охране пути, переездов и искусственных сооружений, лесозащитных сооружений), а также часть основных расходов хозяйств электрификации и электроснабжения, часть основных общих и общехозяйственных расходов всех хозяйств и др.

Зависящие от движения расходы изменяются прямо пропорционально объему перевозок.

Не зависящие от размеров движения расходы при росте объема или густоты перевозок в пределах запаса пропускной способности, когда не требуется усиления мощности и увеличения количества постоянных обустройств, остаются постоянными.

Себестоимость перевозок в части расходов, зависящих от размеров движения, остается постоянной, а в части расходов, не зависящих от размеров движения, изменяется обратно пропорционально объему перевозок[8,ст159].


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: