Конъюнктура рынка

Суть рыночных отношений сводится к возмещению затрат продавцов (товаропроизводителей и торговцев) и по­лучению ими прибыли, а также удовлетворению платежес­пособного спроса покупателей на основе свободного, взаим­ного соглашения, возмездности, эквивалентности и конку­рентности. Именно это и составляет родовые, сущностные черты рынка. Материальной основой рыночных отношений служит движение товара и денег. Но так как рынок функци­онирует в определенной экономической системе и, развива­ясь, превращается в самостоятельную подсистему, это не может не обусловить специфику форм его проявления (раз­личный удельный вес рыночных отношений в экономической системе1 различная организация труда, различные формы, методы и размеры регулирования рынка и т. д.). Наличие спе­цифических черт у рынка (ассортимент товаров, организа­ция рынка, традиций и т. д.) позволяет говорить о московс­ком, российском, американском, японском и других рынках.

При выявлении сущности рыночных отношений нужно исходить из того, что понятие «рынок» имеет двойственное значение. Во-первых, в собственном смысле рынок (market) означает сбыт, который осуществляется в сфере обмена, обраще­ния. Во-вторых, рынок — это система экономических отношений между людьми, охватывающих процессы производства, распределения, обмена и потребления. Он выступает в качестве сложного механизма функционирования экономики, осно­ванного на использовании разнообразных форм собственности, товарно-денеж­ных связей и финансово-кредитной системы. Кроме обращения как такового ры­ночные отношения включают:

• отношения, связанные с арендой предприятий и других структур экономики, когда взаимосвязь между двумя субъектами осуществляется на рыночной ос­нове;

• обменные процессы совместных предприятий с зарубежными фирмами;

• процесс найма и использования рабочей силы через биржу труда;

• кредитные отношения при выдаче кредитов под определенный процент;

• процесс функционирования рыночной инфраструктуры управления, включаю­щей в себя товарные, фондовые, валютные биржи и другие подразделения.

Рынок как экономическая категория есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупателями и продавцами, а также торговыми посредниками по поводу движения товаров и денег, отражающая экономические интересы субъектов рыночных отношений и обеспечивающая обмен продуктами труда.

Рынок включает не только отношения по купле-продаже, но и социально-экономические отношения (собственности, производ­ства, распределения, потребления и т.д.), а также организационно-экономические отношения (различные конкретные формы организации рынка и т.д.).

Важнейшими историческими условиями возникно­вения рынка являются: общественное разделение труда и специализа­ция; экономическая обособленность производите­лей, полностью независимых, автономных в принятии хозяйствен­ных решений (что производить, как производить, кому продавать произведенную продукцию); разрешение проблемы трансакционных издер­жек — издержек в сфере обмена, связанных с передачей прав соб­ственности; самостоятельность производителя, свобода пред­принимательства, свободный обмен ресурсов.

Роль рынка в общественном производстве сводится к следующему: 1.Выдавать сигнал производству с помощью обратных "первич­ных" связей: что, в каком объеме и какой структуре следует произ­водить. 2. Уравновешивать спрос и предложение, обеспечивать сбалан­сированность экономики. 3. Дифференцировать доходы товаропроизводителей в соответ­ствии с эффективностью их работы и нацеленностью на покрытие рыночного спроса. 4. "Санитарная" роль рынка сводится к вымыванию неконку­рентоспособных предприятий и свертыванию устаревших произ­водств.

Выделяют следующие типы рынка: неразвитый, свободный, регулируемый и деформирован­ный.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: