Взаимосвязь логистики и маркетинга

1. Натуральное хозяйство — это такая форма хозяйство­вания, в которой материальные блага и услуги производятся для собственного потребления, для потребления внутри от­дельной хозяйственной единицы.

Материальной основой натурального хозяйства служит низкое развитие общественного разделения труда. Натураль­ному хозяйству присущ самодовлеющий, замкнутый, локаль­ный, ограниченный рамками данного хозяйства, характер производства

Товарная форма хозяйства зарождается как противо­положность натурального хозяйства сначала в отношениях между общинами, а затем и проникая внутрь их, постепенно превращая натуральное хозяйство в подчиненный и отмира­ющий элемент экономической жизни общества.

Смена натурального хозяйства товарным — длительный, сложный и разноплановый процесс, что в значительной сте­пени связано со спецификой условий натурального хозяй­ства, его консерватизмом, инерцией, застойностью.

Натуральное производство лежит в основе всех последу­ющих форм производства, в том числе и товарного. Товар­ные отношения складываются, функционируют и развива­ются внутри натурального хозяйства, взятого в обществен­ном масштабе. Именно в натуральном хозяйстве каждая хозяйственная единица выполняет все виды работ: от добывания сырья до полной подготовки продуктов труда к потреблению.

Следовательно, товарные отношения можно рассматри­вать как дифференцированные и усложненные экономичес­кие отношения внутри натуральной формы. В конечном сче­те, все мировое хозяйство даже в условиях развитого товарного производства можно рассматривать как хозяйствен­ную единицу, которая производит (как в натуральном хозяй­стве) все виды работ и продукции для собственного потреб­ления.

Таким образом, каждая последующая форма ведения хо­зяйства базируется на предыдущей и представляет собой ее усложнение, дифференциацию, развитие при сохранении основных сторон предыдущей. Что же такое товарная форма ведения хозяйства?

Товарное (рыночное) хозяйство — общественная фор­ма организации экономики, основанная на товарном произ­водстве, обеспечивающая взаимодействие между производ­ством и потреблением посредством рынка.

Товарное производство предполагает, что продукты из­готовляются отдельными, частными, обособленными произ­водителями, каждый из которых специализируется на выра­ботке одного какого-либо продукта. Поэтому для удовлетво­рения общественных потребностей необходима купля-продажа продуктов на рынке, их товарно-денежный обмен. Такое по­нимание товарного производства определяет его сущность как производства продуктов на рынок для обмена и одновре­менно указывает на условия его возникновения.

Первое необходимое условие возникновения товарного производства связано с общественным разделением труда. По мере общественного разделения труда происходит специализация производителей по выработке какого-либо одного продукта. Появляется необходимость обмена.

Общественное разделение труда — это материальное условие существования товарного производства, характери­зуемое определенным уровнем развития производительных сил.

Причиной товарного производства следует считать эконо­мическое обособление товаропроизводителей как различных собственников. Именно это необходимо и достаточно для превращения обмена в товарный обмен. Только обмен между различными собственниками становится товарным. Экономическое обособление возможно в условиях частной, коллек­тивной, общинной, корпоративной собственности. В зависи­мости от условий формируются различные модели товарно­го производства, рыночной системы в целом.

УСЛУГА (ПРОДУКТ) — наравне с товарами удовлетво­ряет потребности. Разница между товарами и услугами толь­ко в одном: товар сначала производится, а затем потребля­ется. Услуга же производится и потребляется одновременно, т. е. непосредственно в момент ее производства.

Торговые услуги — отношения посреднической деятель­ности людей, осуществляющих куплю-продажу товаров. То обстоятельство, что операции по купле-продаже товаров (в чистом виде) не создают продукт и потому удовлетворяют общественные потребности в реализации товара не в каче­стве вещи, а в качестве самой деятельности, дает основание назвать эту деятельность услугой. Обособление торговой де­ятельности от производителя товаров (которому оказывают услугу по реализации его товара, более быстрому и эконо­мичному возмещению затрат на производство этого товара) и от потребителей (им оказывают услуги по удовлетворению их платежеспособного спроса) — другое важное обстоятель­ство для появления торговых услуг, которые можно подраз­делить па основные и дополнительные.

К основным торговым услугам относятся такие торго­вые операции, как изучение покупательского спроса, то­варных источников торговцами, реклама, организация раз­личных выставок, заключение хозяйственных договоров, разовых сделок, показ товаров, оказание квалифицирован­ной консультации, создание благоприятных условий для ре­ализации товаров; прием, выдача и хранение денег, связан­ных с реализацией товаров, оформление различных доку­ментов, учет и контроль за движением товарной массы и многие другие.

К дополнительным торговым услугам относятся услу­ги, связанные с продолжением процесса производства в сфе­ре обращения (транспортировка, упаковка, хранение и т. д.), что обусловлено полным обособлением производства от сфе­ры обращения.

В сфере обращения имеют место услуги финансовой и кредитной систем, которые удовлетворяют потребности са­мостоятельного движения стоимости в денежной форме и, в строгом смысле, но являются торговыми услугами.

Благом называют средство, которое прямо или косвенно удовлетворяет потребность человека. Великое множество благ условно делят на две большие группы: блага, которые являются результатом хозяйственной деятельности людей, и блага, создан­ные природой (леса, вода, воздух и т.д.). Первую группу назы­вают экономическими благами. К ним относятся продукты, соз­данные трудом человека. Экономические блага обладают полезностью, ограниченно­стью (редкостью), ресурсоемкостью. Полезность блага состоит в том, что с его помощью удовлетворяются потребности людей (в одежде, пище, жилье, в услугах учителя, врача и т.д.). Редкость блага означает, что оно производится в относительно ограни­ченном количестве

Блага, созданные природой, называют свободными или даро­выми. Они не требуют человеческого труда и средств, которые используются в процессе производства. Такие блага доставляют­ся природой без усилий человека.

Наиболее распространено подразделение благ на материальные и нематериальные. Материальные блага — это естественные дары природы (земля, воздух, климат), продукты производства (продукты питания, сооружения, машины, инструменты и т. д. Многие из материальных благ могут накапливаться, храниться длитель­ное время; поставляются потребителям по мере необходимости. Наличие благ на данный момент называется запасом, а процесс их пополнения в течение определенного периода — потоком. Исходя из срока использования, различают материальные бла­га: длительного пользования (их потребление распределено по времени, например, дома, мебель, бытовая и производственная техника) и разового (кратковременного) пользования (продукты питания, электричество и т.п.).

Нематериальные блага — это блага, воздействуют на развитие способностей человека, они создаются в непроизводственной сфере; здравоохранение, образование, искусство, кино, театр, музеи и т. д. Нематериальные блага представлены услугами, а также таки­ми условиями жизни, как здоровье, способности человека, дело­вые качества, профессиональное мастерство и т.п.

Различают две подгруппы нематериальных благ: внутренние — блага, данные человеку природой, ко­торые он развивает в себе по собственной воле (голос — пение, декламация; музыкальный слух — музицирование; способности к науке и т. д.); внешние — это то, что дает внешний мир для удов­летворения потребностей (репутация, деловые связи, про­текции и т. д.).

Товар - это есть вещь или услу­га, созданная трудом, обладающая общественной ценностью и служащая для обмена (продажи на рынке) на другой товар. Вещи становятся товарами не сами по себе, а лишь тогда, когда они выступают объектом обмена между людьми. Поэтому в товаре выражены отношения между людьми по поводу обмена про­дуктами труда. Обмен товарами может принимать разные формы, но во всех случаях обмен — это действие, в ходе которого мы получаем или отдаем одну вещь в обмен на другую. Отсюда каждый товар при обмене на товар приобрета­ет на рынке меновую стоимость, т. е. способность, свойство обмениваться на другие полезные вещи в определенных соотношениях (пропорциях).

Товар — это продукт труда, способный удовлетворять какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. [2]

Товар обладает двумя свойствами.

а) способностью удовлетворять какую-либо человеческую по­требность;

б) способностью к обмену.

Способность товара удовлетворять ту или иную потребность человека составляет его потребительную стоимость. Ею обладает любой товар. Характер потребностей может быть при этом самый различный (физические, духовные). Разным может быть и способ их удовлетворения. Одни вещи могут удовлетворять потребность непосредственно как предметы потребления (хлеб, одежда и т.п.), другие — косвенно, опосредованно как средство производства (ста­нок, сырье). Многие потребительные стоимости могут удовлетво­рять не одну, а ряд общественных потребностей (древесина, на­пример, используется как химическое сырье, как топливо, для производства мебели).

Потребительные стоимости составляют вещественное содержа­ние богатства всякого общества. Потребительная стоимость имеет три формы проявления:

а) количество;

б) натуральная форма;

в) качество.

Следует отличать потребительную стоимость товара от по­требительной стоимости продукта в натуральном хозяйстве. Продукты труда в натуральном хозяйстве являются потреби­тельной стоимостью для самих производителей. А товары обладают потребительной стоимостью для других, т.е. общественной потре­бительной стоимостью.

Потребительная стоимость товара к непосредственному про­изводителю переходит только посредством обмена.

Товар обладает не только свойством удовлетворять человечес­кие потребности, но и свойством вступать в отношения с другими товарами, обмениваться на другие товары. Способность товара к обмену в определенных количественных пропорциях есть меновая сто­имость.

В натуральном хозяйстве — естественной формой богатства выступает натуральный продукт — материаль­ное благо, имеющее, во-первых, потребительную ценность и, во-вторых, являю­щееся результатом труда,

Потребительная ценность продукта — это полезность вещи, способность ее удовлетворять те или иные потребности человека благодаря определенным фи­зическим или другим свойствам.

В условиях товарного производства продукт труда приобретает новые специ­фические свойства, делающие его товаром. Этот продукт является ценностью уже не для производителя, а для других лиц, т. е. он приобретает общественное свой­ство.

Мерой общественной потребительной ценности выступает величина спроса. Производство продукта определяет объем предложения. Вещи обладают обще­ственной потребительной ценностью, если предложение удовлетворяет спрос.

Товаром является только та вещь, которая изготов­лена трудом человека.

Товар должен быть не только изготовлен для других, но и продан другим людям, т. е. передан на ос­нове эквивалентного (равноценного) возмещения.

Потребительная стоимость — это способность продукта или услуги удовлетворять потребности субъекта или нации в целом благодаря своим свойствам. Потребительные свойства товара свя­заны с уровнем развития нации и могут удовлетворять либо про­изводственные, либо личные потребности. В связи с этим все то­вары делятся на средства производства и предметы потребления.

Потребительная стоимость может не выступать в качестве то­вара. Она становится товаром, когда:

- представляет собой результат человеческого труда;

- удовлетворяет потребности не производителя, а других субъ­ектов, т.е. носит общественный характер;

- отдается стороннему субъекту не бесплатно, а в обмен.

Поскольку полезность предмета пользования связана с при­родными свойствами, то потребительная стоимость товара про­являет внешнюю, материально-вещественную сторону товара.

В условиях товарного производства потребительная стои­мость выступает носителем меновой стоимости, что проявляется в процессе обмена.

Категории "потребительная стоимость" и "меновая стоимость" вве­дены в научный оборот много столетий назад. Аристотель, А.Смит, Д.Рикардо, Т.Мальтус, К.Маркс, Дж.С.Милль и многие другие уче­ные-экономисты отмечали различие между этими категориями. Сто­ронники трудовой теории стоимости считали необходимым усло­вием обмена различие потребительных стоимостей обмениваемых товаров, которые качественно разнородны и поэтому количествен­но несоизмеримы. По их мнению, обмениваемые товары имеют общую стоимость.

В современной западной экономической теории принят иной подход, берущий начало с работ представителей теории предель­ной полезности: К.Менгера, Е.Бем-Баверка, Ф.Визера. Согласно этому подходу, в основе обмена лежит не стоимость, а полезность.

Меновая стоимость — это пропорции, в которых один товар обменивается на другой. Меновая стоимость — рыночная форма проявления стоимости. Определенность пропорций, в которых обмениваются товары, задается количеством затраченного на их производство труда.

В рамках теории трудовой стоимости (А. Смит, Д. Рикардо, К. Маркс) потребительные стоимости качественно неоднородны и количественно несоизмеримы. Соизмеримыми товары делает человеческий труд: в основе равенства двух качественно и коли­чественно различных товаров лежат одинаковые затраты труда. Поэтому как стоимости, как затраты труда товары качественно однородны и количественно соизмеримы. Сложные виды труда сводятся к простым видам посредством редукции.[3]

В экономической литературе сложилось три основных подхода при определе­нии стоимости товаров.

Первый основан на использовании теории трудовой стоимости К. Маркса.

В соответствии с этим направлением производство и обмен товаров совершаются на базе их стоимости, которая определяется общественно необходимыми затрата­ми труда. В этом случае товаропроизводители должны исходить из следующего закономерного положения: если индивидуальные затраты труда больше обще­ственно необходимых, то та часть затрат, которая превышает последние, обще­ством не признается. При этом в основе стоимости товара лежит общественный труд, затраченный на его производство. Отсюда стоимость определяется как воп­лощенный в товаре общественный труд товаропроизводителей. К. Маркс рас­сматривал товар, с одной стороны, как потребительную стоимость, способную удовлетворять какие-либо потребности людей, с другой — как стоимость. Двой­ственный характер товара обусловлен двойственным характером труда, вопло­щенного в товаре. Товар как потребительная стоимость создается трудом в опре­деленной форме, т. е. конкретным трудом; товар как стоимость создается трудом вообще независимо от его конкретной формы, абстрактным трудом, т. е. не кон­кретными единицами непосредственного рабочего времени, а через сопоставление с другими товарами, которые выполняют функцию эквивалентов. Таким образом, стоимость товаров определяется не индивидуальным, а общественно необходи­мым рабочим временем, которое требуется для изготовления товара при наличии общественно-нормальных условий производства и при среднем в данном обществе уровне умелости и интенсивности труда. Использование косвенных измерителей через сопоставление с другими товарами иногда подвергается нападкам со стороны противников теории трудовой стоимости, хотя речь идет об определении стоимости не средним трудом, а трудом, обусловленным общественными условиями производ­ства и реализации.

Второй подход основан на использовании теории предельной полезности. Эта теория широкое применение нашла у маржиналистов. Они выводят стоимость и цену из предельной полезности товаров и их редкости. Представители этого на­правления считают, что последовательное приращение одинаковых величин запаса блага, находящегося в распоряжении субъекта, за известной точкой со­провождается прогрессирующим уменьшением единицы полезности блага. По­лезность последней единицы запаса, или предельная полезность блага, и опреде­ляет величину стоимости данного товара.

При этом теоретики маржинализма, в частности представители австрийской школы, выделяют два вида ценности материальных благ — субъективную и объективную. Под субъективной ценностью они понимают ценность материальных благ для данного субъекта, под объективной ценностью — рыночную цену товара. Определяющую роль представители австрийской школы отводят субъективной ценности, которая была заложена ими в теорию цен, которая рассматривается как результат столкновения на рынке субъектов оценки полезности данного товара со стороны покупателей и продавцов.

В итоге можно сделать вывод, что марксова теория трудовой стоимости и те­ория предельной полезности не противоречат, а дополняют друг друга. Если в первой наиболее глубоко разработан научный аппарат обоснования стоимости в соответствии с трудовыми затратами, то во второй — теоретически обосновано наиболее эффективное использование основных факторов производства — тру­да, капитала, земли и т. д.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: