Объекты рыночной экономики

В смешанной экономике имеет место сочетание различных способов координации. Подобный подход позволит рассматривать рыноч­ную систему, как на микро-, так и на макроуровне. В микроэко­номических исследованиях анализируются рыночные связи между домохозяйствами и фирмами, между фирмами и правительствен­ными учреждениями; изучаются спрос и предложения на рынке определенного товара или услуги; процесс формирования затрат, получения прибыли; стратегия и тактика фирм, условия равнове­сия на отдельных рынках. В связи с тем, что рынки взаимосвяза­ны, и состояние на одном из них может влиять на цены и выпуск продукции на другом, и потому, что один товар может являться производственным ресурсом для другого товара, или из-за того, что два товара оказываются взаимозаменяемыми или взаимодо­полняемыми, необходимо рассматривать рынки во взаимодействи­ях, т.е. изучать общее равновесие на рынках.

В макроэкономическом аспекте анализ рыночной системы не менее важен. Теории занятости и безработицы требуют пони­мания того, как действуют рынки рабочей силы; теории инфля­ции рассматривают изменения среднего уровня цен всех товаров и услуг, продаваемых на различных рынках. Важнейший инст­румент рынка, с помощью которого осуществляется обмен това­рами и услугами — деньги, так же, как и процентные ставки, и другие аспекты финансовых рынков, входят в сферу изучения макроэкономики.

Субъекты рыночных отношений. Рынок есть совокупность конкретных экономических отношений и связей между покупа­телями и продавцами. К покупателям относятся потребители, приобретающие товары и услуги, а также фирмы, покупающие экономические, ресурсы, при помощи которых они производят товары и услуги. К продавцам относятся фирмы, продающие това­ры и услуги, наемные работники, продающие свою рабочую силу, владельцы ресурсов, сдающие в аренду или продающие их. Госу­дарство может вступать в процессы товарообмена и выступать как продавцом товаров и услуг, так и их покупателем.

Таким образом, большинство людей и фирм действуют одно­временно и как продавцы, и как покупатели, т.е. являются субъ­ектами рыночных отношений.

В экономической теории выделяют три группы основных субъ­ектов рыночных отношений: домохозяйства, фирмы и государство. Домохозяйство — экономическая единица, представленная од­ним или несколькими лицами, которая владеет экономическими ресурсами, продает их или сдает в аренду производителям това­ров и услуг, а на полученные от этих сделок доходы стремится максимально удовлетворить свои потребности, покупая товары и услуги для конечного потребления.

Фирма — предприятие, компания или другая хозяйственная организация, преследующая коммерческие цели и для их реали­зации покупающая экономические ресурсы для изготовления товаров и услуг с целью их продажи и получения прибыли.

Государство - это понятие используется в широком смысле и включает в себя:

1) государственное предпринимательство, т.е. деятельность государственных предприятий, выпускающих товары и услуги, необходимые для развития национальной экономики. Государственное предпринимательство осуществляется не только на коммерческой основе. Сочетание коммерческих и некоммерческих начал в разных странах неодинаково;

2) юридическую и политическую власть для осуществления, I в случае необходимости, контроля над хозяйственными субъектами, и, в частности, рынком в целом, для достижения общественных целей;

3) все правительственные учреждения, имеющие юридическую и политическую власть, но действующие порой не как единый орган, что наглядно иллюстрирует противоречия между законодательной и исполнительной властями.

Каждый участник рынка вступает в экономические отношения, преследуя свои частные интересы, которые вовсе не направлены на то, чтобы экономика в целом эффективно функционировала. Продавцы заинтересованы в возмещении затрат и получении прибыли путем удовлетворения платежеспособного спроса покупателей; покупатели — в получении максимума полезности на свой доход. Координация всех независимо принимаемых решений осуществляется под воздействием рыночного механизма, который осуществляет взаимосвязь и взаимодействие основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.

Спрос — это платежеспособная потребность, предложение — произведенный товар, доставленный на рынок, а цена — денежное выражение стоимости товара.

Рыночный механизм обеспечивает доведение решений отдельных хозяйствующих субъектов друг до друга, увязку этих решений через систему цен и конкуренцию, взаимовлияние спроса и предложения.

На экономическое положение субъектов рынка оказывает влияние рыночная конъюнктура — соотношение спроса и предложения, как по отдельным товарам, так и по товарной массе в целом. Когда предложение превышает спрос, покупатели имеют возможность сравнивать между собой различные сорта товаров, их цены и оказывать предпочтение тому или иному товару. Такая ситуация возможна на рынке покупателей т.е. на таком рынке, где имеет место конкуренция производителей и продавцов. Если спрос превышает предложение, отсутствует конкуренция между произво­дителями и продавцами; главную роль играет количество товаров и услуг, а не их качество, то это рынок продавца. На таком рынке то­варный ассортимент беден, отсутствует предпродажное и после­продажное обслуживание, все продается сразу.

Современный рынок является рынком покупателя. В инду­стриально-развитых странах состояние рынка определяет при­оритетное положение потребителей продукции по сравнению с продавцами. В России осуществляется переход от рынка про­давца к рынку покупателей.

При равенстве спроса и предложения цены на товары уста­навливаются на уровне общественно необходимых затрат и вы­ступают как цены равновесия. При увеличении спроса и неиз­менном предложении происходит рост цен, результатом чего яв­ляется рост прибыли и приток капитала в отрасли, на товары которых увеличился спрос. Это вызывает приток факторов про­изводства и рост предложения, а увеличение предложения при неизменном спросе снижает цену. Таким образом, рыночный механизм восстанавливает нарушенное равновесие между спро­сом и предложением.

Рынок является самонастраивающейся системой. Саморегу­лирование рынка обеспечивается с помощью его механизма. Механизм рынка в различных моделях рынка функционирует неодинаково, однако сущность его одна и та же в любом рынке.

Основной задачей рыночного механизма является формиро­вание рыночной цены. Возможно поэтому, в экономической ли­тературе имеет место отождествление рыночной системы и сис­темы ценообразования. Однако отождествлять рыночную систе­му и систему ценообразования неправомерно, поскольку ры­ночная система включает в себя не только систему ценообразо­вания, но и другие элементы: систему конкуренции, рыночную инфраструктуру, различные рынки, где формирование цены осуществляется по особым законам, и т.д. Рынок и цена — кате­гории, обусловленные товарным производством. При этом, пер­вичен рынок, а цена — вторичная категория.

Рыночная цена - это инструмент выравнивания интересов продавцов и покупателей, уравновешивающий спрос и предложение. В результате формирования рыночной цены покупатели приобретают то, что хотели бы иметь по данной цене. Продавцы, соответственно, продают все то, что хотели реализовать по данной цене. В итоге сделки оказываются выгодными для обеих сторон. Сформировавшиеся под воздействием спроса, предложения, конкуренции рыночные цены оказывают огромное воздей­ствие на все стороны хозяйственной жизни, выполняя ряд существенных функций.

Информативная функция. Динамика рыночных цен на потребительские товары и услуги, рабочую силу, инвестиционные товары и производительные услуги, 'на капитал и другие объекты рынка дает участникам производства, потребителям, посредникам объективную информацию об общественно необходимом количестве, ассортименте и качестве товаров и услуг, поставляемых на рынок; характеризует возможности производства, позволяет каждому субъекту рыночных отношений сверять собственные возможности с меняющимися условиями рынка.

Стимулирующая функция. Сущность ее выражается в том, что цены могут оказывать поощрительное или сдерживающее воздействие на производство и потребление различных видов товаров и услуг. Цены стимулируют научно-технический процесс, экономию затрат факторов производства, улучшение качества продукции, совершенствование структуры производства и потребления.

Распределительная функция. С помощью цен осуществляется распределение и перераспределение национального дохода между отраслями, различными формами собственности, регионами, фондом накопления и фондом потребления, социально-экономическими группами. Рост цен — это сигнал к расширению производства, падение — сигнал к его сокращению. В результате изменения цен стихийные действия предпринимателей приводят к установлению более или менее оптимальных экономических пропорций.

Учетная функция. Цены показывают, во что обходится обществу удовлетворение конкретной потребности. В этой функции! цена служит средством исчисления всех стоимостных показателей как количественных (валовой внутренний продукт, национальный доход, объем капиталовложений, объем товарооборота, объем продукции фирм и др.), так и качественных (рентабель­ность, производительность, фондоотдача и др.).

Важнейшими преимуществами рынка являются:

• функционирование как саморегулирующийся механизм, который через цены на основе спроса создает ориентиры для капиталовложений в производство;

• эффективное распределение ресурсов — рынок направляет ресурсы на производство товаров, пользующихся спросом;

• высокая степень адаптивности к изменяющимся условиям. Так, повышение цен на энергоносители в 70-е годы в За­падном мире вызвало внедрение ресурсосберегающих тех­нологий, поиск альтернативных источников энергии;

• возможность успешного функционирования в условиях ограниченной информации (достаточно иметь информа­цию о ценах на товары и услуги, о стоимости экономиче­ских ресурсов для нормального хозяйствования);

• рыночная экономика — бездефицитная экономика. В лю­бых ситуациях рыночный механизм обеспечит равенство спроса и предложения;

• создание рынком мощной системы стимулов;

• широкое использование достижений НТР. В погоне за при­былью товаропроизводители внедряют в производство но­вейшие достижения науки и техники, и конкуренция де­лает этот процесс непрерывным;

• обеспечение свободы и независимости как покупателей, так и продавцов, которые самостоятельно принимают решения о заключении сделок, найме рабочей силы и т.д.;

• способность быстро и эффективно удовлетворять разнооб­разные потребности людей;

• рациональное использование ресурсов, принадлежащих фирме.

К недостаткам рынка относятся:

• автоматизм рыночного механизма достигается не сам по себе, а путем метода проб и ошибок, в результате чего об­щество может нести существенные потери;

• рынок не создает стимулы для производства товаров и ус­луг коллективного пользования (здравоохранение, культура, спорт, общественный транспорт и др.);

• неспособность сохранения невоспроизводимых ресурсов, принадлежащих всему человечеству, и защиты окружающей среды;

• игнорирование рынком возможных негативных для обще­ства последствий принимаемых решений;

• рынок не имеет системы социальной защиты. Доходы в рыночной экономике получают только владельцы экономи­ческих ресурсов. Инвалиды, дети, пенсионеры могут не иметь средств к существованию, поэтому государство долж­но решать социальные проблемы;

• отсутствие действенных мотиваций для фундаментальных исследований в науке. Рынок реализует уже имеющиеся научно-технические достижения, но не выделяет средства для теоретических исследований;

• нестабильное развитие, при котором взлеты рыночной конъ­юнктуры чередуются с ее падением.

Неспособность рыночного механизма решать определенные задачи требует вмешательства государства в рыночные отноше­ния. Государство берет на себя функции, которые принципиально не может выполнять рыночный механизм:

1) обеспечивает экономику нужным количеством денег и регулирует денежное обращение в стране;

2) обеспечивает сохранность рыночного механизма, регулирует &так называемые «внешние», или побочные, эффекты;

3) организует производство благ для удовлетворения коллек­тивных или общественных потребностей.

Государство может регулировать и ряд проблем социально-экономического характера, которые рынок может решить лишь отчасти. Это проблемы доходов, освоения достижений науки и техники, занятости. Воздействуя на перечисленные процессы, государство создает условия для нормальной работы рынка, обес­печивает защиту рыночного механизма от экономических, со­циальных и политических потрясений, хотя и не гарантирует их полного устранения.

В то же время государственное регулирование экономики не должно нарушать существующие внутри рыночного механизма связи, обеспечивающие способность рынка к саморегуляции. По­этому предпочтение должно отдаваться экономическим методам регулирования, т.е. фискальной, кредитно-денежной и социальной политике. Натуральное распределение ресурсов, административное ценообразование, директивное планирование должны быть исклю­чены, поскольку эти меры несовместимы с самим содержанием рыночной экономики.

2. Источники и методы сбора информации о покупательс­ком спросе разнообразны. Информацией считаются сведе­ния, которые являются объектом обработки, передачи и хранения. В изучении спроса участвуют не все сведения, а только те, которые используются на каком-либо уровне управления для принятия коммерческих решений.

Различаются следующие типы маркетинговой информации. По форме планирования маркетинга.

Оперативная - срочная информация, используемая в опера­тивном (операционном) планировании для неотложного исполь­зования; ее разновидностью является предупреждающая, или сиг­нальная, информация, вид краткосрочного прогноза.

Стратегическая - используемая в стратегическом планиро­вании (отличается от оперативной глубиной и охваченным пери­одом; ее разновидностью является среднесрочный и долгосроч­ный прогноз).

Потребность в оперативной информации, характеризующей положение на рынке на какой-то момент времени или за краткий временной промежуток, очень велика. По некоторым данным, в ней нуждаются 85% российских рыночных структур, а в инфор­мации о действиях конкурентов, об изменениях в спросе и реак­ции потребителей на новый товар и т.п. - 70%. Подавляющая часть отечественных коммерсантов нуждается в еженедельной и ежедекадной оперативной информации.

По месту сбора информация делится на внутреннюю и вне­шнюю. К внутренней относится любая информация, собираемая самой фирмой или по ее заказу; к внешней - информация, соби­раемая за пределами фирмы, но используемая ею в маркетинго­вых целях. К внешней относятся:

• информация, собираемая и разрабатываемая Российским ста­тистическим агентством и его местными органами, а также другими государственными и общественными организация­ми, в том числе официальные публикации;

• информация, собираемая и разрабатываемая научными уч­реждениями и учебными заведениями;

• информация, публикуемая в СМИ;

• информация рекламного и коммерческого характера других фирм, в том числе бюллетени, регистры, справочники и т.п. В свою очередь внутренняя информация по времени исполь­зования делится на первичную и вторичную.

Первичная информация собирается специально для конкрет­ных маркетинговых потребностей фирмы.

К первичной информации относятся организуемые фирмой или по ее заказу различные обследования, опросы, панели и т.п. До этого момента она не существует.

Вторичная информация - это уже существующая информация, собираемая для различных целей, но используемая для конк­ретных маркетинговых потребностей фирмы. Данная информация собирается фирмой не для маркетинго­вых, а для других целей (например, бухгалтерский учет, опера­тивная информация, обязательная отчетность для органов госу­дарственной статистики, налоговой службы и т.д.). Однако эти данные могут быть использованы маркетинговой службой. Вся внешняя информация для маркетинга фирмы является вторичной. Иногда информация в маркетинге делится на кабинетные иссле­дования (desk research), т.е. работа с уже кем-то собранными ма­териалами, и на полевые исследования (field research), т.е. первич­ный сбор материала для конкретного маркетингового исследо­вания. Вся первичная информация собирается в форме полевого исследования.

Большое значение имеет классификация информации по ее на­значению. Часть информации представляет собой объект анали­за: оценки рыночной ситуации, выявление закономерностей и тен­денций, разработка прогнозных моделей и т.п. Ее можно назвать аналитической, К ней примыкает рекомендательная информация, в частности предложенная консалтинговыми фирмами. Сюда же относятся собранные и разработанные фирмой или внешними ин­формационными службами базы данных, прогнозы и сценарии. Особое место занимает сигнальная информация. Она по своему характеру предупреждает о возможных сдвигах и изменениях. Со­здаваемый на основе такой информации мониторинг позволяет гибко реагировать на ожидаемые смены курса рынка и регули­ровать некоторые рыночные процессы. С ней связана регулирую­щая информация. Как известно, часть информации предприятия заказывают специализированным маркетинговым и консалтин­говым фирмам. Информация такого рода называется рекоменда­тельной. Вспомогательным и служебным целям, а также целям маркетинг-менеджмента служит справочная и нормативная ин­формация.

Информация различается по регулярности ее поступления/сбо­ра. Постоянная информация отражает неизменный характер не­которых рыночных явлений и процессов (например, параметры рыночной ситуации или основные параметры деятельности пред­приятия и т.п.). Часть постоянной информации поступает непре­рывно, без существенных промежутков. Так, например, денежная выручка собирается ежедневно. Другая часть - дискретная ин­формация - собирается с определенными промежутками во вре­мени (например, товарные запасы регистрируются один раз в месяц). Переменная информация поступает от источников, функци­онирующих нерегулярно. Некоторые виды информации собира­ются спорадически, по мере возникновения потребности в ней.

Подразделения крупной фирмы, или ее самостоя­тельные единицы, обязаны представлять внутрифирменную от­четность, которая широко используется в управлении маркетин­говой деятельностью и в маркетинговом планировании. Такая отчетность, включающая данные о продаже/сбыте товаров, зат­ратах, ценах и т.п., относится к категории вторичной внутрен­ней. Ее представляют бухгалтерия, плановый отдел, отдел сбыта и другие подразделения фирмы. Часть этих данных предназнача­ется для органов государственной статистики, часть - для нало­говой службы, часть - для руководства фирмы. Все они могут быть использованы маркетинговой службой. Часто при этом тре­буется дополнительная разработка данных в соответствии с кон­кретными потребностями маркетинга.

Специально организованные обследования. Значительная часть маркетинговой информации может быть получена в результате организации и проведения специальных наблюдений (сплошных или выборочных), к которым можно отнести следующие: непос­редственное наблюдение за действиями и характеристиками опре­деленного контингента (например, регистрация привозов продук­тов и цен на сельскохозяйственные продукты питания на рынках/ базарах); сплошные и выборочные устные и письменные опросы некоторых контингентов потребителей и ответственных лиц.

Особое место в маркетинговом исследовании занимает марке­тинговая разведка - сбор текущей инфор­мации о микросреде маркетинга (поставщиках, клиентах, торго­вых посредниках и конкурентах). Здесь существуют два направления: первое - использование информации, которую эти силы ок­ружающей среды маркетинга предоставляют сами (легальная ин­формация). К ней относятся: обмен информацией между участни­ками интегрированного канала товародвижения (конвенциональ­ного канала, вертикальной и горизонтальной маркетинговой систем); информация о себе рекламного характера, предназначен­ная для акционеров, потенциальных инвесторов или клиентов и т.п.); информация, базирующаяся на непосредственном наблюде­нии (например, регистрация цен в магазинах конкурента, хроно­метраж покупателей и т.д.). К информации второго типа относит­ся получение конфиденциальной или полуконфиденциальной ин­формации, иногда с применением методов экономического шпионажа, сбора слухов, отслеживания внутренних публикаций. Конъюнктурная информация может быть выделена особо. В нее входят оценки, осуществляемые с помощью конъюнктурных индикаторов, т.е. показателей, характеризующих основные пара­метры рынка, их состояние и изменения (такие, как объем про­даж, цены, товарные запасы, степень сбалансированности спро­са и предложения). Часто для получения такой непрерывной ин­формации организуется мониторинг.

3.. Выбор поставщика в закупочной логистике. Сущность и задачи закупочной логистики.

Осуществление закупок и снабже­ния — одна из основных функций в каждой организации. Термины «закупка» и «снабжение» почти взаимозаменяемы. В общем понимании термин «закупка» описывает процесс покупки: осознание не­обходимости, поиск и выбор поставщика, переговоры о цене, а также про­чие условия, например связанные с доставкой товара.

Термин «снабжение» имеет более широкое значение. Оно может включать различные типы приобретений (закупку, аренду, выполнение по контракту и т. д.), а также связанные с этим операции (активности): выбор поставщи­ков, проведение переговоров, согласование условий, экспедирование, мо­ниторинг показателей работы поставщиков, грузопереработку материалов, а организует его. Оно информирует поставщиков о необходимости поставки тех или иных материалов, производит обмен прав собственности на материалы, т, е. в первую очередь связано с обработкой информации. В широком смысле снабжение образует основное звено между организациями, входящими в цепь поставок, и служит механизмом комбинации и материального потока между потребителями и поставщиками. В каждой точке логистического канала снабжение отправляет назад по каналу сообщения о том, чего хотят потребители, и— сообщение, что поставщики могут предложить. После этого начинаются переговоры, уточняющие условия каждой поставки.

Логистика снабжения является первой логистической подсистемой, основная цель, которой - управление материальными потоками и услугами в процессе обеспечения организации материальными ресурсами и услугами.

В обобщенном виде цель снабжения — гарантировать, чтобы организация имела надежную поставку материалов соответствующего качества, необходимого объема, в нужное время, от квалифицированного поставщика, с высоким уровнем сервиса и по приемлемой цене.

Основная цель закупочной логистики заключается в удовлетворении потребностей производства в материалах с максимально возможной экономической эффективностью. Достижение этой цели зависит от решения целого ряда задач.

Главными вопросами, на которые следует ответить при обеспечении предприятия предметами труда, служат:

• какой вид сырья, материалов или комплектующих необходимо закупить;

• в каком количестве;

• кто будет поставщиками сырья, материалов и комплектующих;

• на каких условиях будут производиться закупки?

К традиционному перечню вопросов логистика добавляет свои: как системно увязать закупки с производством и сбытом, а деятельность предприятия — с поставщиками.

Таким образом, к задачам и работам, связанным с закупочной логистикой относятся:

• определение потребности в материальных ресурсах. На этом этапе рассчитываются потребности в материалах, комплектующих, устанавливаются требования к массе, размер и другим параметрам поставок. Может решаться задача «сделать или купить», которая заключается в сравнении двух вариантов: приобретении данного материала у поставщика или производстве его на собственном предприятия

• исследование рынка закупок и выбор поставщика. Определяются все возможные поставщики, создается база данных о них и на основе определенных критериев выбирается оптимальный поставщик;

• заключение договора на закупку необходимых материальных ресурсов. Реализация задачи начинается с проявления переговоров, которые завершаются заключения контракта на определенных условиях. Договорные отношения формируют связи, рационализация которых также является задачей логистики; подготовка бюджета закупок, выступающая существенной частью закупочной деятельности. При этом определяются следующие виды затрат: выполнение заказа по основным видам материальных ресурсов; транспортировка, экспедирование и страхование; приемка и проверка материальных ресурсов; поиск информации о потенциальных поставщиках. координация и взаимосвязь закупок с производством, сбы­том и складированием, решаемые посредством системной взаимосвязи закупок с производством и сбытом, а также тесных связей с поставщиками в области планирования, экономики, техники и технологии.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: