Опорными элементами макрологистических систем различного назначения являются логистические центры(ЛЦ), реализующие функции высшего эшелона менеджмента. ЛЦ играет координирующую и интегрирующую роль в макрологистической системе (ЛС), обеспечивая ее эффективное функционирование. Зачастую сама макро-ЛС представляет собой ЛЦ, сформированный для уровня, например, района, города, системы предприятий и т.п.
Большинство логистических операций в мире осуществляется в логистических центрах. Различают два типа логистических центров.
1. Региональные логистические центры («мультимодадьные грузовые терминалы») — крупные, хорошо оснащенные предприятия, предназначенные для оказания услуг другим предприятиям. Спектр их услуг обычно очень широк, поэтому региональные логистические центры имеют большое число различных подразделений, предназначенных для их оказания. Региональные логистические центры обычно специализируются на массовой переработке грузов по заказам различных компаний.
2. Логистические центры компаний. Их структура зависит от профиля и размеров предприятия. На мелких предприятиях это может быть небольшая группа специалистов-логистиков и два-три компьютера. На крупных фирмах это подразделения с многочисленным штатом и значительным количеством техники, объединенной в локальную сеть с выходом в Интернет. Главная трудность создания логистических центров заключается в дефиците высококвалифицированных кадров. По этой причине многие предприятия (особенно небольшие) предпочитают не создавать собственные центры, а пользоваться услугами региональных логистических центров.
Ядром логистического центра служит его информационно-аналитический центр, который осуществляет управление всеми информационными, финансовыми и материальными потоками, циркулирующими в нем. К основным подразделениям логистических центров относятся:
• крупные складские помещения, оборудованные приспособлениями для погрузки, разгрузки и комплектации грузов;
• открытые контейнерные площадки;
• железнодорожная станция, обеспечивающая подачу вагонов непосредственно к разгрузочным площадкам складов и контейнерным площадкам;
• морской или речной порт;
• площадка для ожидания разгрузки и погрузки автомашин;
• парк авто- и электропогрузчиков, обеспечивающих перевозку контейнеров международного стандарта;
• парк кранов, которые используются для судов, не приспособленных для горизонтального способа погрузки;
• административное здание со вспомогательными помещениями;
• служба связи;
• служба безопасности, обеспечивающая сохранность материальных ценностей и безопасность как сотрудников логистических центров, так и их клиентов, и др.
Базой для создания регионального логистического центра может служить вычислительный или информационный центр любого вида транспорта, терминала, экспедитора при соблюдении следующих условий:
• наличие платежеспособных пользователей, нуждающихся в комплексном информационном сопровождении внешнеторговой перевозки;
• наличие линий связи или узлов для выхода в сеть и подключения пользователей;
• наличие коллектива программистов, администраторов, базы данных;
• взаимодействие с национальными логистическими центрами для обмена логистическими данными и др.
Основная логистическая задача, реализуемая международными транспортно-логистическими системами, — согласование режимов производства и потребления с сервисным режимом подачи транспортных средств, пограничной и таможенной разработкой, хранением, переработкой и рапределением продукции.